ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Читать и не понимать - то же, что совсем не читать.
( Ян Амос Коменский.)
Традиционный урок
До чтения.
Учитель готовит к восприятию текста. Например: « Сейчас я расскажу вам о писателе » или « Сегодня узнаем о…»
Во время чтения.
Учитель сам читает вслух новый текст. Дети слушают
После чтения .
Ученики отвечают на вопросы учителя и перечитывают текст, по заданиям учителя.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ
(авт. Н. Н. Светловская) — это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
Цель технологии — формирование читательской компетенции младших школьников .
ПРОДУКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ
представляет собой комплексное УУД , состоящее из:
- осмысления цели чтения (для чего?),
- умения выбирать вид чтения в зависимости от его цели (как? каким образом?),
- умения определять основную и второстепенную информацию.
- умения свободно ориентироваться и воспринимать тексты различных стилей,
- умения адекватно оценивать информацию, полученную из текста.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ .
1 этап. Работа с текстом до чтения.
1 . Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
2. Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе .
2 этап. Работа с текстом во время чтения
1. Первичное чтение текста.
2. Перечитывание текста.
Приёмы
«ведение диалога с текстом»;
комментированное чтение;
работа со словом (работа с незнакомыми словами, со словами-ключиками, со словами образами)
Приёмы и задания в работе со словом
1.Работа с текстами, где надо найти неверное слово и исправить его.
2. Работа с многозначными словами.
3.Работа с фразеологизмами.
а)Дополните каждое предложение одним из записанных фразеологизмов
б) Определить, какой фразеологизм подойдет к этому эпизоду:
в) Составьте диалог
4.Расшифруй предложение и составь по нему рассказ.
:
Комментированное чтение Виды рефрен включение воображения детей сам вопрос в сжатой форме
3. Беседа по содержанию текста.
4. Выразительное чтение.
3 этап. Работа с текстом после чтения
1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
2. Знакомство с писателем.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями .
4. Творческие задания.
Универсальные учебные действия обучающихся, формированию которых способствует продуктивное чтение:
- коммуникативные – дети учатся формулировать свои мысли, понимать собеседника;
- познавательные – обучающиеся приобретают умения находить нужную текстовую информацию и интерпретировать ее;
- личностные – анализируя текст, ученики учатся формулировать оценочные суждения;
- регулятивные – школьники приобретают навыки работы по плану (алгоритму).
Продуктивное чтение
До чтения.
Ученики прогнозируют содержание текста:
«Предположите. О чем этот текст, по его названию…А иллюстрация подтверждает это? Возникает мотивация к чтению.
Во время чтения.
«Читаем и ведем диалог с автором: задаем вопросы. Прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту».
Возникает читательская интепретация.
После чтения.
Беседуем и уточняем позицию автора.
Традиционный урок
До чтения.
Учитель готовит к восприятию текста. Например: « Сейчас я расскажу вам о писателе » или « Сегодня узнаем о…»
Во время чтения.
Учитель сам читает вслух новый текст. Дети слушают
После чтения .
Ученики отвечают на вопросы учителя и перечитывают текст, по заданиям учителя.
Технология продуктивного чтения
помогает учителю в решении задач ФГОС, поскольку способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению высоких результатов обучения и воспитания.
Идеальный читатель
- начинает размышлять над текстом до чтения, анализируя заголовок, иллюстрации, которые продолжаются в ходе всего чтения;
- не пропускает непонятные слова, выражения;
- вычерпывает информацию из каждого слова, словосочетания, предложения и связей между ними, задаёт себе вопросы по ходу чтения, задумывается над дальнейшим развитием событий, сверяет свои размышления с текстом;
- включает воображение, которое помогает воссоздавать происходящие картины, додумывать, придумывать, а через это и лучше запоминать текст;
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!