Ямало-Ненецкий автономный округ
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Гыданская школа-интернат среднего общего образования имени Натальи Ивановны Яптунай
Исследовательская работа
« Родословная Папье-маше »
яндо Александра сергеевна учащаяся 2 «а» класса Руководитель: Тимербаев Айрат Зайнуллович, воспитатель
Содержание:
- Введение………………………………………………………………..........3
- Основная часть
- 1.1 История возникновения «Папье-маше»…………………… ………….4
- 1.2 Развитие техники «Папье-маше» в России…………………………….6
- Практическая часть
- 2.1 Анкетирование одноклассников …………………………....................7
- 2.2 Выступление в классе: «Техника изготовления изделий из папье-маше»………………………………………………………………………… 8
- 2.3 Повторное анкетирование……………………………………………….9
- Заключение……………………………………………………… ………….10
- Список литературы …………………………………………………………11
- Приложение
Введение. Когда я ещё не училась в школе, моя бабушка подарила мне необычную куклу. Она была старая, кое-где облупилась краска, бока были в мелких трещинках. Я ее очень полюбила за красоту и загадочность. Моя бабушка рассказывала мне, как эта кукла появилась у нее. Давно, когда бабушка была еще молодой она работала на почте и один раз к ним на почтовое отделение пришел журнал «Сделай сам», там была статья о том, как можно сделать красивую куклу из обычной бумаги по технике «Папье – маше». В то время очень трудно было купить игрушки для своих маленьких детей. И моя бабушка, прочитав статью, попробовала сделать такую куклу из старых газет, она трудилась не один день и вот после всех стараний получилась красивая кукла Мария. Эту куклу она подарила моей маме. Моя мама бережно играла со своей куклой Марией, а бабушка сберегла ее для меня. Однажды на внеклассное занятие мой воспитатель принёс одного из героев мультфильма «Гадкий-Я» сделанного точно так же как и моя любимая кукла. Очень захотелось узнать побольше об этой игрушке теперь уже не только у меня, но и почти у всего класса. Зародилась мысль изучить эту технику. Мы поделились своими мыслями с воспитателем. Он предложил нам вместе изучить специальную литературу. Из неё мы узнали много интересных фактов о появлении «папье-маше» в России, кто придумал такую технику работы с бумагой, какая она была в прошлом и какая сейчас в настоящем. Таким образом, папье-маше можно рассматривать как один из методов сбрасывания напряжения, как способ снятия агрессии и внутренней нестабильности, что наиболее актуально для детей живущих в интернате. Тема моего исследования « Родословная папье-маше». Наша цель - изучение техники папье-маше в русской культуре, прошлой и современной. Для этого нам придется ответить на ряд вопросов:
Что такое папье-маше?
Почему оно получило такое название?
Откуда к нам пришла техника папье-маше?
Как рождается игрушка из папье-маше?
Наша гипотеза состоит в том, что, применение папье-маше для изготовления различных предметов обихода дает простор фантазии, нестандартному мышлению, то есть оказывает влияние на развитие и формирование творческих навыков. Наличие множества методов для изготовления массы папье-маше от очень простых, до сложных с применением специальных смесей, дает возможность обучать этому искусству детей в возрасте от 7 до 14 лет.
Задачи исследования:
- Привлечь внимание детей и взрослых к изучению истории происхождения техники папье-маше.
- Собрать материал об особенностях возникновения техники папье-маше в разные эпохи.
-Организовать выставку детских работ из папье-маше.
Методы и приемы исследования:
1. Исследовательский метод (было прочитано много литературы по технике папье-маше; были изучены статьи и различные материалы по истории возникновения папье-маше).
2. Научный метод (познакомились с инструментами и приспособлениями для изготовления папье-маше; познакомились с технологией изготовления папье-маше; изучили основные приемы выполнения папье-маше).
3. Практический метод (освоили на практике технологию выполнения папье-маше).
И я, автор этой исследовательской, творческой работы, изучив историю папье-маше, решили попробовать создать небольшую коллекцию игрушек папье-маше.
Основная часть. История возникновения «Папье-маше»
Знакомясь на внеклассных занятиях с декоративно-прикладным искусством и различными разделами программы, получили возможность самим творить и создавать красоту. Изучив разные виды декоративно-прикладного искусства нас, заинтересовала техника папье-маше. Очень захотелось узнать об истории возникновения данной техники: изучить более подробно способы выполнения папье-маше, более детально.
Посоветовавшись с воспитателем, родилась идея самим выполнить коллекцию игрушек в технике папье-маше.
Искусство папье-маше уходит своими корнями в японскую («харико», VII век) и китайскую цивилизацию. Считается, что они первыми заметили, что из целлюлозной пульпы, шедшей на изготовление бумажных листов, можно было при желании формировать разнообразные фигурки. Хоть мы знаем изделия из жеваной бумаги под французским названием «папье-маше», но эту технологию придумали китайцы задолго до 17 века, когда папье-маше появились во Франции. В Европу эта технология была завезена в XVIII –XIX веках, где получила название метода папье-маше, в переводе с французского языка – «жеваная бумага».
Древняя китайская цивилизации давным-давно придумала бумагу, и, соответственно, изделия из бумаги. Первые предметы из папье-маше, древнекитайские доспехи, были найдены при раскопках и датируются III веком до нашей эры, то есть им почти две с половиной тысяч лет!
Как ни звучит нелепо – доспехи из папье-маше, но в то время это было самое технологичное защитное оснащение, так как пропитанное многими слоями лака папье-маше выдерживало попадание стрелы и скользящий удар меча. Наряду с неплохой прочностью бумажные доспехи очень мало весили, позволяя бойцу быстро двигаться в бою.
1.2 Развитие техники «Папье-маше» в России
В России папье-маше стало массово использоваться в XVIII –XIX веках для формовки декоративных предметов: ларцов, архитектурных деталей, масок, дешевых подражаний резьбе по дереву, игрушек и т.д. Изучив литературу, по данному направлению оказалось, что данный вид декоративно-прикладного искусства приносит пользу для психического развития детей. Также папье-маше можно рассматривать как один из методов сбрасывания напряжения, как способ снятия агрессии и внутренней нестабильности, как для детей, так и для взрослых. Папье-маше отлично развивает мелкую моторику рук, поэтому его можно рекомендовать для занятий в школе. В проекте мы хотим познакомить учащихся с истории папье-маше, представить им мини музей игрушек из папье-маше, провести ряд мастер-классов в данной технике и результатом проекта будет организация выставки детских работ. Мы предполагаем, что в рамках проекта занимаясь в технике папье-маше, учащиеся освоят новые и необходимые в дальнейшем жизни способы работы с инструментами, а также овладеют различными видами художественной деятельности – рисованием, аппликацией, навык моделирования. Дети, освоившие технику папье-маше, познакомятся с различными формами предметов, что поспособствует развитию пространственного мышления и наиболее точного восприятия предметов и творческого потенциала.
П рактическая часть: 2.1 Анкетирование одноклассников. Для того, чтобы выяснить, что знают мои одноклассники о технике «Папье - маше» я провела в классе анкетирование, в котором приняло участие 19 человек. Были предложены следующие вопросы: Что такое папье-маше? Почему оно получило такое название? Откуда к нам пришла техника папье-маше? Как рождается игрушка из папье-маше? Результаты анкетирования показали, что два обучающихся 2 «А» класса видели игрушки, выполненные в данной технике. На вопрос «что такое папье – маше?» все ребята не знали ответа. Исходя из этого они никогда не слышали об истории возникновения игрушки.
2.2 Выступление в классе
«Техника изготовления изделий из папье-маше»
Для того, чтобы ребята в классе познакомились с технологией изготовления игрушки из «папье-маше» мы с воспитателем провели практическое занятие.
Сначала подготавливается модель изделия, которая будет оклеиваться бумагой. Модель может быть навсегда спрятанная под слоями бумаги, тогда ее смазывают клеем, а может и выниматься из-под бумажного слоя, для этого фигуру заранее смазывают вазелином. На исходную модель с помощью клея накладывается рваная мокрая бумага. На слой бумаги наносится клей и снова слой бумаги. Таких слоев накладывают до ста штук. Ранее для склеивания применялся клейстер на основе крахмала, теперь – специальный клей ПВА. Наклеивание бумаги послойно также называется маширование.
Модели для формования изделий выполняются из пластилина, глины, дерева или гипса.
2.3. Повторное анкетирование.
С целью выяснения уровня знаний по данному вопросу я провела в классе повторное анкетирование, в котором приняло участие те же 19 человек. Были предложены следующие вопросы:
Что такое папье-маше?
Почему оно получило такое название?
Откуда к нам пришла техника папье-маше?
Как рождается игрушка из папье-маше?
Результаты анкетирования показали, что основная часть обучающиеся 2 «А» класса знают о технике «папье-маше», способы изготовления игрушек и различных других поделок по данной технике. Исходя из этого можно сделать вывод: обучающиеся пополнили свой жизненный опыт ещё одним знанием и умением. Они изучили теорию на практике, каждый сам своими руками (с некоторой помощью воспитателя) изготовил игрушку. И теперь эти знания и умения помогут им в дальнейшей жизни.
Заключение.
Нельзя не отметить положительное влияние папье-маше на развитие таких личностных качеств, как аккуратность, терпеливость, сосредоточенность. Овладевая данной техникой, ребенок учится контролировать свои эмоции, данный вид прикладного искусства влияет и на эмоционально-волевую сферу развития личности. Таким образом, папье-маше – как вид прикладного искусства является способом психологической разгрузки; влияет на развитие творческого воображения и мышления; способствует развитию целостного восприятия форм, цвета предметов; способствует концентрации внимания и развивает зрительную память. Поэтому можно сказать, что папье-маше в целом способствует гармоничному развитию личности детей и имеет большое психологическое и педагогическое значение.
Полученные данные:
1. Познакомились с историей возникновения технологии папье-маше.
3. Изучили технологию изготовления игрушек из папье-маше
4. Изготовили коллекцию игрушек в технике папье-маше.
Таким образом, цель достигнута, гипотеза подтверждена.
Список использованных источников и литературы.
1.Браиловская Л.В. Арт – дизайн: красивые вещи “hand made”. - Ростов н/Д: “Феникс”, 2006
2.Иванова Е.П. Название: Поделки из папье-маше Серия: Чудеса своими руками Издательство: ООО "Книжный клуб семейного досуга"
3.Издательство: "Дрофа Плюс", 2007 г. Папье-маше
4.Наше папье-маше Автор: Лыкова И.А. Серия: Мастерилка. Детский дизайн Издательство: Карапуз Год выпуска / Номер: 2008
5.Поделки из папье-маше Автор: Светлана Ращупкина Издательство: Рипол Классик Год: 2012
Спасибо за внимание!