Просмотр содержимого документа
«Презентация к открытому уроку музыки по теме: Прокофьев. Балет "Ромео и Джульетта"»
- Презентация к уроку по теме:
«Мир музыкального театра. Балет «Ромео и Джульетта»
- Урок музыки в 6 классе.
- Байрамова Марина Владимировна
- Учитель музыки МБОУ СОШ №5 г. Вязьма Смоленской области.
Сергей Сергеевич Прокофьев
С.С.Прокофьев
- Какое музыкальное произведение мы изучали на прошлом уроке?
- Что общего между этим произведением и темой нашего урока?
- Что такое увертюра, программная увертюра?
- Почему Чайковский написал только увертюру?
Увертюра-фантазия
«Ромео и Джульетта»
П. Чайковского
Хронометраж: около 19 мин.
Исполняется симфоническим
оркестром
Самостоятельное концертное
произведение
Балет «Ромео и Джульетта»
Хронометраж: около 145 минут
Исполняется симфоническим
оркестром
Яркая сценическая постановка
Художественные декорации и
костюмы
Балет «Ромео и Джульетта» был создан в 1935 году. Музыку написал Прокофьев.
Либретто балета было написано Сергеем Прокофьевым в сотрудничестве с режиссёром Сергеем Радловым и драматургом Адрианом Пиотровским. Они написали сценарий в 4 акта со счастливым концом, который резко отличался от финала знаменитой шекспировской трагедии. Эта редакция балета, однако, так и не дошла до постановки. Руководство заморозило постановку. Такое покушение на классический сюжет вызвало недоумение у цензоров. Авторы переписали сценарий, но постановка все-таки оказалась под запретом — якобы из-за «нетанцевальной» музыки.
Премьера состоялась только через несколько лет, за границей в 1938 году, в чехословацком городе Брно в отсутствие композитора. Балетмейстер Леонид Лавровский поставил премьеру в январе 1940 года после грандиозного успеха постановки в Брно. И всё же в 1940 году прошла отечественная премьера в Ленинграде — на сцене Театра имени Кирова. Главные партии исполнил звездный балетный дуэт 1930–40-х годов — Галина Уланова и Константин Сергеев . Роль Джульетты в танцевальной карьере Улановой считается одной из лучших.
Декорации для балета создал известный театральный художник Петр Вильямс. Балет переносил зрителя в изысканную эпоху Возрождения со старинной мебелью, гобеленами, плотными дорогими драпировками. Постановка была удостоена Сталинской премии.
Вокруг балета разгорелись нешуточные страсти. Новаторская «небалетная» музыка Прокофьева вызывала со стороны артистов и музыкантов настоящее сопротивление. Первые не могли привыкнуть к новой ритмике, а вторые так опасались провала, что даже отказывались играть на премьере — за две недели до спектакля. В творческом коллективе даже родилась шутка: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете» .
Хореограф Леонид Лавровский просил Прокофьева изменить партитуру, композитор все-таки дописал несколько новых танцев и драматических эпизодов. Новый балет значительно отличался от того, который ставили в Брно.
Позже, спустя годы, балет стал настолько популярным, что его ставили лучшие хореографы мира в разных странах в лучших театрах оперы и балета. Самые знаменитые балерины считали за честь исполнить партию Джульетты, такие как Майя Плясецкая, Екатерина Максимова.
В июле 2008 года состоялась премьера изначальной авторской редакции 1935 года. Премьера прошла на музыкальном фестивале Колледжа Бард в Нью-Йорке , США. Балетмейстером был Марк Моррис ( Mark Morris ). Эта постановка возродила состав, драматическую структуру и счастливый конец партитуры Прокофьева, которая раньше была неизвестна. После нью-йоркской премьеры возрождённый балет в рамках гастрольного турне был показан в Беркли, Норфолке, Лондоне и Чикаго
- Что такое балет? Что лежит в основе балета?
- Мелодия и интонация, как они влияют на музыкальное произведение.
Интонация
- Паузы ( , )
- повыШЕНие и ПОнижеНИе голоса ( и )
интонация
Легкая,озорная
интонация
Сердитая,недовольная
интонация
Плаксивая,жалобная
интонация
Усталая,сонная
Музыкальные характеры
Тембр - это окраска звука
- Светлый
- Темный
- Яркий
- Грубый
- Нежный
Музыка може т…
Выражать чувства, мысли, характер человека.
Изображать картины природы, движения, действия.
Образ вражды Монтекки и Капулетти
Образ любви
«Джульетта-девочка»
Образ патера Лоренцо
Образ Меркуцио
« В каждой интонации спрятан … человек»
(В.Медушевский).