Просмотр содержимого документа
«Презентация к открытому уроку по родному языку (агульский) КIилин падежар Эргативный падежин ахирар»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МКОУ «Буркиханская СОШ»
Открытый урок по родному (агульской) языку 8 класс
К I илин падежар
Эргативный падежин ахирар
Подготовила: учитель родного языка
и лит – ры МКОУ «Буркиханская СОШ»
Нухова И.Г.
Хулан кар
Йирк1в устта кунар
Йирк1ву усттайи кунари
Йирк1вун усттайин кунарин
Йирк1вус усттайис кунарис
И.п.
Э.п.
Р.п.
Д.п.
Хулан кар:
- Хурас китабиас: 90 -пе стр.
1.Хъая
2.Алди ая
3.Кея
4.Ккея
5.Г1ая
6.Фая
7.Гьая
8.Ая
Тикрар акьас алттушуттар
к1едж
!
!
Джакьв гитан 1уьл гъуй курц1ул г1уб урдаг кьалам се1ет фил илан к1ур
Я - зун мы-чин
Ты- вун вы-чун
Он, она, оно-ги они-гебур
Вам-чвас
ваш, ваша-чве
наш, наша-че
Мой-зе
Твой-ве
Его, её-гин
Их-гебурин
!
Ц1АЕ ГАФАР
Гъузуная-стоит-гъузуна адава(наст.вр)
Гъургъая-говорит
Хурая-читает- хурай адава( наст.вр) хурундава(пр.вр)
Лик1ея-пишет-лик1ей адава
Вея- идет- вей адава
1ешая-плачу
1уьччая-мою
1уьт1ая-кушает
Агвая-видит агуне-агундава
Алттвея-летаю
Гьучархьая- встречает
Гъушая- берет
Иттая-болею
Аттишая-прыгаю
Гьуккая-бегаю
Гъузуная-стоит-гъузуна адава(наст.вр)
Гъургъая-говорит
Хурая-читает- хурай адава хурундава
Лик1ея-пишет
Вея- идет
1ешая-плачу
1уьччая-мою
уьт1ая-кушает
Агвая-видит
Алттвея-летаю
Гьучархьая- встречает
Гъушая- берет
Иттая-болею 1айи-сильно
Аттишая-прыгаю
Гьуккая-бегаю
Ме ве журнал эв?- ун, зеф э.
Ме ве китаб эв?-ун, зеф э
Ме ве к1едж эв?-
Мебур ве китабар эв?-Ун, зеттар э
Ме ве журнал эв?-Ваъ, зеф дава. Ме гин журнал э
Ме ве Китаб эв?- Ваъ зев дава. Ме гин китаб э
Мебур ве китабар эв?- Ваъ, зеттар дава, Мебур гин китабар э
Эргативный падежин ахирар
Хулан кар:
- Хурас китабиас: 91 -пе стр.
- Лик1ес: 92-пе стр.
зун мункин Краснодардис весе.
- - а (сув – сув- а «гора – горой»);
- - и (гъил – гъил- и « рука – рукой»;
- - йи (1есида – 1есида – йи «халва – халвой»;
- - у, - уь (руч1 – руч1- у «изморозь – изморозью»; т1уб – т1уб-у «палец – пальцем»; рагъ – рагъ- у «солнце – солнцем»; пул – пул- у « деньги – деньгами» , 1уьк1 – 1ук1 -уь «трава – травой»);
- - ра (гъуй – гъва- ра «собака – собакой » );
- - ура (г1уб – г1уб- ура « лягушка – лягушкой», ли1 – ли1- ура «орел – орлом», рудж – рудж- ура «хвост – хвостом»);
- - ани, -уни (к1ур – к1ур- ани «дерево – деревом»);
- - ала, -ела (кант1 – кант1- ала «нож – ножом» хъв е ттала, ц1 е гьела, п е 1ела, кк е ккела);
- - ди (инса н – инсан- ди «человек – человеком» х1ейва н ди);
- -ва (шуй – шу- ва «муж – мужем»).
- -уна урчуна, луч1уна, вецуна, ярдуна
К I илин падежар
И.п. баб х1адад чанта
Э.п. баба х1адада чантайи
Р.п. баба н х1ададан хал чантайин
Д.п. баба с х1адад ас йине хьед чантайис
Гафар:
Э.п. бармаки хуттули чумхара
Хизани чарккву чаркквура мастту дарсуни 1уьла китаби халкьди варву джимджахи миляхъви гитани курц1ули ч1ала т1агари ракка иркку якку фила ц1абу г1убура т1убура чакмайи цили хула ц1и
-ар и шува хьира суса язнайи къучмайи
Ц1уьппе акьас дарс
Аттив гафарин падежар.
Ч l ал-а-н р.п.
Ватан-и э.п
Баб-а-с д.п
Хизан-ар-и э.п
Халкь-ди э.п
Дарс-уни э.п
1.Фи ц I аеф яг I архьуне чвас?
2. Фишттин классарин джуьребур ая?
3. Фишттин кьадарин джуьребур?
4.Агъул ч I алан падежар?Фишттинттар?
Гъавурдиъ архьун-ев хулан карди?
Зун гъавурди архьуне.
- Понравился вам урок?
- Какое задание вам дается легко?
- Что нового узнали?
САГЪДИ ИЛГУРАЙ АГЪА ГАФАР - ПРОЩАНИЕ
- Сагъди илгурай! – До свидания! Счастливо оставаться
- Агвасе хьин хъара - Мы еще увидимся
- Сагъ-саламат хьурай! - Всего хорошего (доброго)!
- Хайирдин хабарар адирай! – Добрых вестей
- Чухсагъул, сагъ акьурай/ чухсагъул, сагъди илгурай - Спасибо, до свидания
- Чухсагъул хьурай чвас - Спасибо за все