Презентация к родительскому собранию "Мотивация". Цель: познакомить родителей учащихся младших классов с результатами диагностики мотивационной сферы детей, теорией мотивации; создать условия для формирования списка приемов формирующих мотивацию к обучению в семье, познакомить родителей с основными ошибками, которые способствуют понижению мотивации.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к родительскому собранию "Мотивация"»
Мотивация
Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность. (Л. И. Божович.)
Мотивация – сложный механизм соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способ осуществления деятельности. (Л. И. Божович)
Мотив учебной деятельности – все факторы, обуславливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т. д.(Розенфельд Г.)
Авторы
- Божович Л. И.
- Морозова Н. Г.
- Славина Л. С.
- Матюхина М. В.
- Мильман В. Э.
- Маркова А. К.
- Лингарт Й.
- Стоунс Э.
Структура мотивации по Додонову Б. И .
- Удовольствие от самой деятельности
- Значимость для личности непосредственного ее результата
- Мотивирующая сила вознаграждения за деятельность
- Мотивирующая сила принуждающего давления на личность.
Самоактуализщация
Чувство собственного достоинства (потребность чувствовать себя компетентным, независимым и стоящим)
Принадлежность, любовь (к семье, группе)
Потребности нижнего уровня
Безопасность, сохранение (потребность избегать боли, страха, быть в безопасности)
Физиологические потребности (Потребность получать пищу, воду, воздух, кров)
Классификация мотивов
- По характеру участия в деятельности (понимаемые, знаемые, реально действующие) – по А. Н. Леонтьеву Время (далекая и короткая мотивация) – по Б. Ф. Ломову Социальная значимость (социальные, узколичные) – по П. М. Якобсону По виду деятельности (игровые, учебные, трудовые) – по И. А. Зимняя По характеру общения (деловое, эмоциональное) – по П. М. Якобсону.
- По характеру участия в деятельности (понимаемые, знаемые, реально действующие) – по А. Н. Леонтьеву
- Время (далекая и короткая мотивация) – по Б. Ф. Ломову
- Социальная значимость (социальные, узколичные) – по П. М. Якобсону
- По виду деятельности (игровые, учебные, трудовые) – по И. А. Зимняя
- По характеру общения (деловое, эмоциональное) – по П. М. Якобсону.
Учебная мотивация
Частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность.
Факторы:
- Образовательная система
- Образовательное учреждение
- Организация образовательного процесса
- Субъективные особенности обучающегося (пол, возраст, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимосвязь с другими учениками)
- Субъективные особенности педагога и прежде всего система его отношений к ученику, к делу.
- Специфика учебного предмета
Характеризуется :
- Направленностью
- Устойчивостью
- Динамичностью
- По Божович Л. И. мотивация побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ребенка занять определенную позицию в системе общественных отношений.
Мотивация учения
- складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы, успешность, ориентация, притязания).
Онтогенетический аспект
- Поступление в школу – познавательный мотив, престижность, стремление к взрослости
- Младший школьник – социальная мотивация
- Подростокобщение, интерес к одному предмету, стремление найти свое место.
- Юношеский – подготовка к поступлению в профессиональное учебное заведение.
Пути формирования учебной мотивации
- через усвоение учащимися общественного смысла учения. Цель учителя: в том, чтобы довести до сознания ребенка те мотивы, которые общественно не значимы, но имеют достаточно высокий уровень действенности (желание получить хорошую оценку);
- через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его. Цель учителя: повышение действенности мотивов, которые осознаются учащимися как важные, но реально на их поведение не влияют (способ раскрытия учебного предмета, раскрытие сущности лежащей в основе явления, работа малыми группами, цель, поставленная учителем, становится целью ученика, осознание учеником своих успехов, проблемность обучения, деятельностный подход в обучении).
Содержание каждой темы должно состоять из 3 этапов
- Мотивационный
- Операционно-познавательный
- Рефлексивно-оценочный
Стиль деятельности учителя
- Авторитарный – внешняя мотивация, избегание неудачи
- Демократический – интенсивная внутренняя мотивация
- Попустительский – снижает мотивацию учения и формирует мотив «надежды на успех».
При индивидуальной работе с учениками имеющими негативное отношение к школе и низкий уровень мотивации.
- Причина – неумение учиться. Действие учителя – выявление слабых сторон. Поэтапная ликвидация слабых звеньев. Отмечать успехи. Показывать ученику его продвижение вперед
- Причина – недостающие средства учения (плохо развитые познавательные способности). Действия учителя – ориентация на то, что ребенок может, игровая деятельностью, нестандартные задания.
Анализ исследования мотивации учащихся
Мотивация десятиклассников
Предпочтения учащихся во внеурочное время