«Патриотический пафос повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
Цели урока. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- формирование логических и аналитических способностей обучающихся;
- совершенствование навыков работы с текстом и умения сравнивать и обобщать;
- актуализировать знания о таких понятиях, как товарищество, героизм, патриотизм, предательство.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- развитие коммуникативных навыков работы с текстом и навыков самооценки;
- развивать ораторские способности;
- умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героев;
- формировать умения аргументировать свою позицию.
ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:
- воспитывать любовь к истории родины, чувство патриотизма и национальной гордости;
- помочь осознать ценность совместной деятельности;
- содействовать развитию умения общаться между собой.
ЗАДАЧИ:
- придать занятию проблемно-творческий характер;
- развивать у обучающихся творческую активность через различные формы и виды работы.
Тарас Бульба… любил свою родину Украину и ничего не знал выше и прекраснее удалого казачества, потому что чувствовал то и другое в каждой крови своей…
В.Г.Белинский.
А что такое патриотизм?
Любовь к Родине, батьковщине, Отчизне … Вдумаемся в происхождение этих слов. Все они, как и греческое слово патриотизм, образованы от слова отец.
Это связано с теми далёкими временами, когда отец был главой рода. От слова «род» в русском языке образовались и слова: родители, родня, родина и др., т.е. слово родина тесно связано с понятиями рода и родни. И эти слова вместе с понятием отчизны станут ключевыми во всём произведении.
Проверка домашнего задания.
1-ый ряд - даёт характеристику Тарасу,
2-ой ряд - Остапу,
3-ий ряд - Андрию.
Словарная работа.
1.Героизм - отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.
2.Предательство - поступок предателя.
3.Предатель - человек, который предал, изменник.
4.Патриот - человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий родину.
Предательство Андрия.
А что можно сказать о словах Андрия: « А что мне отец, товарищи, Отчизна? Нет у меня никого!» «Скажи, что отец - не отец, брат – не брат, … и что я буду биться со всеми».
Андрий не просто предатель, а настоящий враг. Безусловно, это уже ответ предателя. Он весь во власти охватившего его волнения, а потому патетичен в своём признании. Нельзя жить , считаясь только со своими желаниями. Любовь -- это большое и красивое чувство. Оно облагораживает человека. Любовь же Андрия заслонила от него весь мир. Он освободил себя от ответственности перед товарищами. И это привело Андрия к потери чести, а любовь, несущая человеку бесчестие -- преступна .
Сравнительные обороты и соответствующие им метафорические эпитеты.
Как огонь
Бешеный порыв
Как ребенок
Бессильная ярость
Как хлебный колос
Подрезанный серпом
Как молодой барашек
Почуявший смертельное железо
Как подлая собака
Бездыханный труп
А было ли жалко Андрия Тарасу? Почему?
Обратимся к тексту.
« Внимательно и долго смотрит на него Тарас и мысль его обращается к тем возможностям, которые были заложены в сыне: « Чем бы не казак был? Пропал, пропал бесславно, как подлая собака ».
Но вдруг известие о беде укрепило его в своём решении, так как товарищество для него дороже.
Героизм.
Черты сходства:
1. Оба вышли из семьи запорожского казака.
2. Получили одинаковое воспитание в бурсе.
3. Оба увлеклись боевой жизнью, обычаями Запорожской Сечи.
4. Оба молоды, отличались храбростью и ловкостью.
Черты различия:
- Остап суровый на вид, мужественный.
1. Андрий более нежный, красивый.
- Остап был способен к учению, но желания учиться не было.
2.Андрий учился охотно и без напряжения.
- Умный, честный, прямодушный, не умел хитрить, никогда не подводил своих товарищей.
3.Андрий более изобретательный, хитрый, умел увертываться от наказания.
- Остап отличался горячей любовью к родине, был готов отдать за нее свою жизнь.
4.Андрий изменил родине. Любовь полячки ему дороже Отчизны.
- Остап – человек твердой воли, большой выдержки, мужественно переносит нечеловеческие мучения, пытки.
5.Андрий – человек безвольный, не борется со своим чувством, а поддается влиянию полячки и врагов.
- Остап хладнокровен и рассудителен. Во время боя он взвешивает положение противника, быстро соображает, какими средствами отбить врага.
6.Андрий – горячий, неуравновешенный человек. Он не ставит перед собой определенной цели, а действует так, как ему подсказывает чувство, которое у него преобладает над рассудком.
- Почему гибнет сам Тарас Бульба?
Тарас Бульба -- народный герой. Он продолжает борьбу. Он бьётся и сражается за независимость народа, верит в силы народа, который связан с ним одним желанием, одной мечтой: « Пусть же цветёт Русская земля! » Он беспощаден к врагу, карает их и защищает униженных и оскорблённых. Его могучий образ, овеянный поэтической легендой, по выражению Гоголя, - « точно необыкновенное явление русской силы » . Проведя своего героя через страшные испытания, Гоголь даёт понять, что человека можно ожесточить, сделать несчастным и одиноким, но его нельзя сломить, согнуть, если он служит общему делу, если он борется за свободу.
Характерные черты Тараса Бульбы.
- Любовь к Родине и ненависть к врагам;
- Непреклонность, сила духа, беззаветная храбрость;
- Прямота и суровость нрава;
- Замечательные черты его как полководца;
- Высоко развитое чувство товарищества.
Заключительное слово учителя.
- Воплощение героического народного духа мы находим в трагической судьбе Тараса Бульбы. Подвиг его - подвиг во имя того, чтобы вечно процветала русская земля, чтобы свято соблюдался « основной закон товарищества » .
- Герои не погибают - они обретают бессмертие, ибо убеждены, что « не погибнет ни одно великодушное дело » . Умирая, казаки понимают, что борьба не закончена, что смерть их не напрасна, а нужна для будущей победы. В этой вере бессмертие народа - подлинный оптимизм повести, её героический пафос, народное, жизнеутверждающее начало.
Домашнее задание:
1. Написать сочинения на темы (по выбору):
- « Две жизни – две судьбы » .
- « Что такое подвиг? Можно ли совершить подвиг в наше время? »
2. Написать сочинение в жанре письма от имени одного героя другому о событиях, описанных в повести.