СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку: " Героико- патриотический пафос повести Н. В. Гоголя " Тарас Бульба"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку: " Героико-патриотический пафос повести Н.В. Гоголя " Тарас Бульба"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку: " Героико- патриотический пафос повести Н. В. Гоголя " Тарас Бульба"»

«Патриотический пафос повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

«Патриотический пафос повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Цели урока.  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: - формирование логических и аналитических способностей обучающихся; - совершенствование навыков работы с текстом и умения сравнивать и обобщать; - актуализировать знания о таких понятиях, как товарищество, героизм, патриотизм, предательство. РАЗВИВАЮЩИЕ: - развитие коммуникативных навыков работы с текстом и навыков самооценки; - развивать ораторские способности; - умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героев; - формировать умения аргументировать свою позицию. ВОСПИТЫВАЮЩИЕ: - воспитывать любовь к истории родины, чувство патриотизма и национальной гордости; - помочь осознать ценность совместной деятельности; - содействовать развитию умения общаться между собой. ЗАДАЧИ: - придать занятию проблемно-творческий характер; - развивать у обучающихся творческую активность через различные формы и виды работы.

Цели урока. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

- формирование логических и аналитических способностей обучающихся;

- совершенствование навыков работы с текстом и умения сравнивать и обобщать;

- актуализировать знания о таких понятиях, как товарищество, героизм, патриотизм, предательство.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

- развитие коммуникативных навыков работы с текстом и навыков самооценки;

- развивать ораторские способности;

- умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героев;

- формировать умения аргументировать свою позицию.

ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:

- воспитывать любовь к истории родины, чувство патриотизма и национальной гордости;

- помочь осознать ценность совместной деятельности;

- содействовать развитию умения общаться между собой.

ЗАДАЧИ:

- придать занятию проблемно-творческий характер;

- развивать у обучающихся творческую активность через различные формы и виды работы.

Тарас Бульба… любил свою родину Украину и ничего не знал выше и прекраснее удалого казачества, потому что чувствовал то и другое в каждой крови своей… В.Г.Белинский.

Тарас Бульба… любил свою родину Украину и ничего не знал выше и прекраснее удалого казачества, потому что чувствовал то и другое в каждой крови своей…

В.Г.Белинский.

 А что такое патриотизм?  Любовь к Родине, батьковщине, Отчизне … Вдумаемся в происхождение этих слов. Все они, как и греческое слово патриотизм, образованы от слова отец.

А что такое патриотизм?

Любовь к Родине, батьковщине, Отчизне … Вдумаемся в происхождение этих слов. Все они, как и греческое слово патриотизм, образованы от слова отец.

 Это связано с теми далёкими временами, когда отец был главой рода. От слова «род» в русском языке образовались и слова: родители, родня, родина и др., т.е. слово родина тесно связано с понятиями рода и родни. И эти слова вместе с понятием отчизны станут ключевыми во всём произведении.

Это связано с теми далёкими временами, когда отец был главой рода. От слова «род» в русском языке образовались и слова: родители, родня, родина и др., т.е. слово родина тесно связано с понятиями рода и родни. И эти слова вместе с понятием отчизны станут ключевыми во всём произведении.

Проверка домашнего задания. 1-ый ряд - даёт характеристику Тарасу, 2-ой ряд - Остапу, 3-ий ряд - Андрию.

Проверка домашнего задания.

1-ый ряд - даёт характеристику Тарасу,

2-ой ряд - Остапу,

3-ий ряд - Андрию.

Словарная работа. 1.Героизм - отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке. 2.Предательство - поступок предателя. 3.Предатель - человек, который предал, изменник. 4.Патриот - человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий родину.

Словарная работа.

1.Героизм - отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.

2.Предательство - поступок предателя.

3.Предатель - человек, который предал, изменник.

4.Патриот - человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий родину.

 Предательство Андрия.  А что можно сказать о словах Андрия: « А что мне отец, товарищи, Отчизна? Нет у меня никого!» «Скажи, что отец - не отец, брат – не брат, … и что я буду биться со всеми».   Андрий не просто предатель, а настоящий враг. Безусловно, это уже ответ предателя. Он весь во власти охватившего его волнения, а потому патетичен в своём признании. Нельзя жить , считаясь только со своими желаниями. Любовь -- это большое и красивое чувство. Оно облагораживает человека. Любовь же Андрия заслонила от него весь мир. Он освободил себя от ответственности перед товарищами. И это привело Андрия к потери чести, а любовь, несущая человеку бесчестие -- преступна .

Предательство Андрия.

А что можно сказать о словах Андрия: « А что мне отец, товарищи, Отчизна? Нет у меня никого!» «Скажи, что отец - не отец, брат – не брат, … и что я буду биться со всеми».

Андрий не просто предатель, а настоящий враг. Безусловно, это уже ответ предателя. Он весь во власти охватившего его волнения, а потому патетичен в своём признании. Нельзя жить , считаясь только со своими желаниями. Любовь -- это большое и красивое чувство. Оно облагораживает человека. Любовь же Андрия заслонила от него весь мир. Он освободил себя от ответственности перед товарищами. И это привело Андрия к потери чести, а любовь, несущая человеку бесчестие -- преступна .

 Сравнительные обороты и соответствующие им метафорические эпитеты. Как огонь Бешеный порыв Как ребенок Бессильная ярость Как хлебный колос Подрезанный серпом Как молодой барашек Почуявший смертельное железо Как подлая собака Бездыханный труп

Сравнительные обороты и соответствующие им метафорические эпитеты.

Как огонь

Бешеный порыв

Как ребенок

Бессильная ярость

Как хлебный колос

Подрезанный серпом

Как молодой барашек

Почуявший смертельное железо

Как подлая собака

Бездыханный труп

А было ли жалко Андрия Тарасу? Почему? Обратимся к тексту. « Внимательно и долго смотрит на него Тарас и мысль его обращается к тем возможностям, которые были заложены в сыне: « Чем бы не казак был? Пропал, пропал бесславно, как подлая собака ».  Но вдруг известие о беде укрепило его в своём решении, так как товарищество для него дороже.

А было ли жалко Андрия Тарасу? Почему?

Обратимся к тексту.

« Внимательно и долго смотрит на него Тарас и мысль его обращается к тем возможностям, которые были заложены в сыне: « Чем бы не казак был? Пропал, пропал бесславно, как подлая собака ».

Но вдруг известие о беде укрепило его в своём решении, так как товарищество для него дороже.

Героизм.

Героизм.

 Черты сходства: 1. Оба вышли из семьи запорожского казака. 2. Получили одинаковое воспитание в бурсе. 3. Оба увлеклись боевой жизнью, обычаями Запорожской Сечи. 4. Оба молоды, отличались храбростью и ловкостью.

Черты сходства:

1. Оба вышли из семьи запорожского казака.

2. Получили одинаковое воспитание в бурсе.

3. Оба увлеклись боевой жизнью, обычаями Запорожской Сечи.

4. Оба молоды, отличались храбростью и ловкостью.

Черты различия: Остап суровый на вид, мужественный. 1. Андрий более нежный, красивый. Остап был способен к учению, но желания учиться не было. 2.Андрий учился охотно и без напряжения. Умный, честный, прямодушный, не умел хитрить, никогда не подводил своих товарищей. 3.Андрий более изобретательный, хитрый, умел увертываться от наказания. Остап отличался горячей любовью к родине, был готов отдать за нее свою жизнь. 4.Андрий изменил родине. Любовь полячки ему дороже Отчизны. Остап – человек твердой воли, большой выдержки, мужественно переносит нечеловеческие мучения, пытки. 5.Андрий – человек безвольный, не борется со своим чувством, а поддается влиянию полячки и врагов. Остап хладнокровен и рассудителен. Во время боя он взвешивает положение противника, быстро соображает, какими средствами отбить врага. 6.Андрий – горячий, неуравновешенный человек. Он не ставит перед собой определенной цели, а действует так, как ему подсказывает чувство, которое у него преобладает над рассудком.

Черты различия:

  • Остап суровый на вид, мужественный.

1. Андрий более нежный, красивый.

  • Остап был способен к учению, но желания учиться не было.

2.Андрий учился охотно и без напряжения.

  • Умный, честный, прямодушный, не умел хитрить, никогда не подводил своих товарищей.

3.Андрий более изобретательный, хитрый, умел увертываться от наказания.

  • Остап отличался горячей любовью к родине, был готов отдать за нее свою жизнь.

4.Андрий изменил родине. Любовь полячки ему дороже Отчизны.

  • Остап – человек твердой воли, большой выдержки, мужественно переносит нечеловеческие мучения, пытки.

5.Андрий – человек безвольный, не борется со своим чувством, а поддается влиянию полячки и врагов.

  • Остап хладнокровен и рассудителен. Во время боя он взвешивает положение противника, быстро соображает, какими средствами отбить врага.

6.Андрий – горячий, неуравновешенный человек. Он не ставит перед собой определенной цели, а действует так, как ему подсказывает чувство, которое у него преобладает над рассудком.

Почему гибнет сам Тарас Бульба?
  • Почему гибнет сам Тарас Бульба?
 Тарас Бульба -- народный герой. Он продолжает борьбу. Он бьётся и сражается за независимость народа, верит в силы народа, который связан с ним одним желанием, одной мечтой: « Пусть же цветёт Русская земля! » Он беспощаден к врагу, карает их и защищает униженных и оскорблённых. Его могучий образ, овеянный поэтической легендой, по выражению Гоголя, - « точно необыкновенное явление русской силы » . Проведя своего героя через страшные испытания, Гоголь даёт понять, что человека можно ожесточить, сделать несчастным и одиноким, но его нельзя сломить, согнуть, если он служит общему делу, если он борется за свободу.

Тарас Бульба -- народный герой. Он продолжает борьбу. Он бьётся и сражается за независимость народа, верит в силы народа, который связан с ним одним желанием, одной мечтой: « Пусть же цветёт Русская земля! » Он беспощаден к врагу, карает их и защищает униженных и оскорблённых. Его могучий образ, овеянный поэтической легендой, по выражению Гоголя, - « точно необыкновенное явление русской силы » . Проведя своего героя через страшные испытания, Гоголь даёт понять, что человека можно ожесточить, сделать несчастным и одиноким, но его нельзя сломить, согнуть, если он служит общему делу, если он борется за свободу.

Характерные черты Тараса Бульбы. Любовь к Родине и ненависть к врагам;  Непреклонность, сила духа, беззаветная храбрость; Прямота и суровость нрава; Замечательные черты его как полководца; Высоко развитое чувство товарищества.

Характерные черты Тараса Бульбы.

  • Любовь к Родине и ненависть к врагам;
  • Непреклонность, сила духа, беззаветная храбрость;
  • Прямота и суровость нрава;
  • Замечательные черты его как полководца;
  • Высоко развитое чувство товарищества.
Заключительное слово учителя. Воплощение героического народного духа мы находим в трагической судьбе Тараса Бульбы. Подвиг его - подвиг во имя того, чтобы вечно процветала русская земля, чтобы свято соблюдался « основной закон товарищества » . Герои не погибают - они обретают бессмертие, ибо убеждены, что « не погибнет ни одно великодушное дело » . Умирая, казаки понимают, что борьба не закончена, что смерть их не напрасна, а нужна для будущей победы. В этой вере бессмертие народа - подлинный оптимизм повести, её героический пафос, народное, жизнеутверждающее начало.

Заключительное слово учителя.

  • Воплощение героического народного духа мы находим в трагической судьбе Тараса Бульбы. Подвиг его - подвиг во имя того, чтобы вечно процветала русская земля, чтобы свято соблюдался « основной закон товарищества » .
  • Герои не погибают - они обретают бессмертие, ибо убеждены, что « не погибнет ни одно великодушное дело » . Умирая, казаки понимают, что борьба не закончена, что смерть их не напрасна, а нужна для будущей победы. В этой вере бессмертие народа - подлинный оптимизм повести, её героический пафос, народное, жизнеутверждающее начало.
Домашнее задание: 1. Написать сочинения на темы (по выбору): « Две жизни – две судьбы » .  « Что такое подвиг? Можно ли совершить подвиг в наше время? »  2. Написать сочинение в жанре письма от имени одного героя другому о событиях, описанных в повести.

Домашнее задание:

1. Написать сочинения на темы (по выбору):

  • « Две жизни две судьбы » .
  • « Что такое подвиг? Можно ли совершить подвиг в наше время? »

2. Написать сочинение в жанре письма от имени одного героя другому о событиях, описанных в повести.