СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку ИЗО 5 класс по теме:"Герои сказок и былин"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ска́зка — один из жанров фольклора, либо литературы. Прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку характеризует нескрываемая вымышленность сюжета.

 

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку ИЗО 5 класс по теме:"Герои сказок и былин"»

Герои сказок и былин Презентация к уроку изо в 5 классе. Выполнила учитель изобразительного искусства 1 категории Суртаева Виктория Ивановна

Герои сказок и былин

Презентация к уроку изо в 5 классе.

Выполнила учитель

изобразительного искусства

1 категории

Суртаева Виктория Ивановна

Цель: Формирование представлений о культуре и творчестве своего народа Задачи:  1. Познакомить с понятиями: сказка, былина, фольклор.  2. Познакомить с творчеством В. Васнецова и И. Билибина.  3. Учить умению создавать самостоятельно выбранных сказочных героев.
  • Цель:
  • Формирование представлений о культуре и творчестве своего народа
  • Задачи:

1. Познакомить с понятиями: сказка, былина, фольклор.

2. Познакомить с творчеством В. Васнецова и И. Билибина.

3. Учить умению создавать самостоятельно выбранных сказочных героев.

Ска́зка — один из жанров фольклора, либо литературы. Прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку характеризует нескрываемая вымышленность сюжета. Былина – это фольклорный жанр эпического характера, имеющий стихотворную форму. Былины – сказания прошлого, повествующие о жизни и подвигах русских богатырей. Раньше былины называли старинами и старинками. Фолькло́р (англ. folk-lore — «народная мудрость») — устное словесное и музыкальное народное творчество. В более широком смысле кроме словесных жанров, сюда включают всё народное творчество, проявления духовной (а иногда и материальной) культуры народа — язык, верования, обряды, ремёсла.
  • Ска́зка — один из жанров фольклора, либо литературы. Прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку характеризует нескрываемая вымышленность сюжета.
  • Былина – это фольклорный жанр эпического характера, имеющий стихотворную форму. Былины – сказания прошлого, повествующие о жизни и подвигах русских богатырей. Раньше былины называли старинами и старинками.
  • Фолькло́р (англ. folk-lore — «народная мудрость») — устное словесное и музыкальное народное творчество. В более широком смысле кроме словесных жанров, сюда включают всё народное творчество, проявления духовной (а иногда и материальной) культуры народа — язык, верования, обряды, ремёсла.
Виктор Михайлович Васнецов  (1848-1926) Всемирно известный, выдающийся русский художник, мастер национальной исторической, былинно-сказочной и религиозной живописи, архитектор. В.М.  Васнецов  родился в Вятской губернии в 1848 году, в многодетной семье потомственного священника.

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926)

Всемирно известный, выдающийся русский художник, мастер национальной исторической, былинно-сказочной и религиозной живописи, архитектор. В.М.  Васнецов  родился в Вятской губернии в 1848 году, в многодетной семье потомственного священника.

В.М. Васнецов

В.М. Васнецов "Гусляры" 1899

Всегда на Руси люди, владеющие игрой на этом музыкальном инструменте, пользовались большим уважением и почетом, были желанными гостями в каждом доме. Существовала легенда, что гусли (арфы или лиры) в руках мастера, могут управлять человеческими чувствами. Гусляры на картине Васнецова – не былинные герои. Это странствующие монахи, узнать которых можно по характерному белому узорчатому одеянию. Певцов трое – три возраста, три характера, три варианта инструмента.

В. М. Васнецов «Боян»

В. М. Васнецов «Боян»

В. М. Васнецов «Снегурочка»  1899 Дитя Мороза и Весны, ледяная Снегурочка стоит на границе белого леса и темной дали, между людьми и силами стихии. Из темноты тревожными огоньками глядят притаившиеся деревенские хаты.

В. М. Васнецов «Снегурочка» 1899

Дитя Мороза и Весны, ледяная Снегурочка стоит на границе белого леса и темной дали, между людьми и силами стихии. Из темноты тревожными огоньками глядят притаившиеся деревенские хаты.

В.М. Васнецов «Витязь на распутье» 1882

В.М. Васнецов «Витязь на распутье» 1882

В. М. Васнецов «Ковёр-самолёт», 1880 Летающий ковёр Ивану Царевичу подарила Баба-Яга. На нем он и возвращается. Ярко горит оперение Жар-птицы, оно единственный источник теплого света в картине.

В. М. Васнецов «Ковёр-самолёт», 1880

Летающий ковёр Ивану Царевичу подарила Баба-Яга. На нем он и возвращается. Ярко горит оперение Жар-птицы, оно единственный источник теплого света в картине.

В.М. Васнецов «Кащей Бессмертный» , 1926 На картине Кощей прельщает похищенную красавицу-царевну чудесами и богатствами. Черты ее лица мягки, кожа нежная, девушка молода и красива, она противопоставлена Кащею своей молодостью и красотой.

В.М. Васнецов «Кащей Бессмертный» , 1926

На картине Кощей прельщает похищенную красавицу-царевну чудесами и богатствами. Черты ее лица мягки, кожа нежная, девушка молода и красива, она противопоставлена Кащею своей молодостью и красотой.

В.М. Васнецов «Иван-царевич и Серый волк»  1889 В лицах героев прописаны и спокойствие, и тревога одновременно. Взгляд волка, почти человеческий, направлен на зрителя. Шерсть его не серая, золотисто-коричневого цвета, словно повторяет цвет одежды царевича. Герои парят над мрачным болотом.

В.М. Васнецов «Иван-царевич и Серый волк» 1889

В лицах героев прописаны и спокойствие, и тревога одновременно. Взгляд волка, почти человеческий, направлен на зрителя. Шерсть его не серая, золотисто-коричневого цвета, словно повторяет цвет одежды царевича. Герои парят над мрачным болотом.

В.М. Васнецов «Царевна-Лягушка», 1918

В.М. Васнецов «Царевна-Лягушка», 1918

В.М. Васнецов «Богатыри. (Три богатыря)», 1898

В.М. Васнецов «Богатыри. (Три богатыря)», 1898

В.М. Васнецов «Богатырский скок», 1914 Время создания картины – 1914 год. Начало Первой мировой войны. Задача полотна усилить патриотический дух народа, объединить в борьбе людей – главная цель. Кажется, будто зритель смотрит на богатыря снизу вверх: блестят доспехи, оружие приведено в полную боеготовность, грозен взгляд - богатырь готов к сражению. Конь напряжен, доверяя соратнику, богатырь даже не держит узду и не смотрит, куда мчит его конь. Рассвет тревожен, битвы еще впереди.

В.М. Васнецов «Богатырский скок», 1914

Время создания картины – 1914 год. Начало Первой мировой войны. Задача полотна усилить патриотический дух народа, объединить в борьбе людей – главная цель. Кажется, будто зритель смотрит на богатыря снизу вверх: блестят доспехи, оружие приведено в полную боеготовность, грозен взгляд - богатырь готов к сражению. Конь напряжен, доверяя соратнику, богатырь даже не держит узду и не смотрит, куда мчит его конь. Рассвет тревожен, битвы еще впереди.

В.М. Васнецов «Сирин и Алконост», 1896 Две стороны жизни - черное и белое, печаль и радость, прошлое и будущее. Без одного нет другого. Две птицы с прекрасными женскими лицами поют: Сирин – о том рае, который утрачен людьми, Алконост – о рае, которого можно достичь праведной жизнью.

В.М. Васнецов «Сирин и Алконост», 1896

Две стороны жизни - черное и белое, печаль и радость, прошлое и будущее. Без одного нет другого. Две птицы с прекрасными женскими лицами поют: Сирин – о том рае, который утрачен людьми, Алконост – о рае, которого можно достичь праведной жизнью.

В.М. Васнецов  «Бой Добрыни Никитича  с семиглавым  Змеем Горынычем»  19 18 «И пошла тут у Добрыни со Змеёй битва жестокая. Трое суток они бились да еще три часа. Не вынесла Змея, сдохла. Прикончил ее Добрынюшка. Побежал он в пещеру змеиную, стал на свет выводить пленников»

В.М. Васнецов «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» 19 18

«И пошла тут у Добрыни со Змеёй битва жестокая. Трое суток они бились да еще три часа. Не вынесла Змея, сдохла. Прикончил ее Добрынюшка. Побежал он в пещеру змеиную, стал на свет выводить пленников»

В.М. Васнецов

В.М. Васнецов "Баба Яга", 1917

Иван Яковлевич Билибин  (1876-1942)   Русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель, участник объединения «Мир искусства».  Выполнил иллюстрации к русским народным сказкам

Иван Яковлевич Билибин (1876-1942) Русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель, участник объединения «Мир искусства». Выполнил иллюстрации к русским народным сказкам "Царевна-лягушка", "Перышко Финиста-Ясна Сокола", "Василиса Прекрасная", "Марья Моревна", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Белая уточка", к сказкам А. С. Пушкина - "Сказка о царе Салтане"(1904-1905), "Сказка о золотом петушке"(1906-1907), "Сказка о рыбаке и рыбке"(1939) и многим другим.

Иван -царевич и Жар-птица.  Иллюстрация к  «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке».  1899

Иван -царевич и Жар-птица. Иллюстрация к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке». 1899

Иллюстрация к  «Сказке об  Иване-царевиче,  Жар-птице  и о Сером волке».  1899

Иллюстрация к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке». 1899

… Василиса прошла всю ночь и весь день, только к следующему вечеру вышла на поляну, где стояла избушка яги-бабы; забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа людские, с глазами; вместо столбов у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами. Василиса обомлела от ужаса и стала как вкопанная. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная», 1899

… Василиса прошла всю ночь и весь день, только к следующему вечеру вышла на поляну, где стояла избушка яги-бабы; забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа людские, с глазами; вместо столбов у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами. Василиса обомлела от ужаса и стала как вкопанная.

Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная», 1899

Баба Яга.  Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». 1900

Баба Яга. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». 1900

Василиса Прекрасная  и белый всадник. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». 1900

Василиса Прекрасная и белый всадник. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». 1900

Заставка к сказке «Царевна-Лягушка». 1899

Заставка к сказке «Царевна-Лягушка». 1899

Иллюстрация  «Жил-был царь...»  из книги  «Царевна-Лягушка».  1900

Иллюстрация «Жил-был царь...» из книги «Царевна-Лягушка». 1900

Добрый молодец, Иван-царевич и три его сестры.  Иллюстрация к сказке «Марья Моревна». 1901

Добрый молодец, Иван-царевич и три его сестры. Иллюстрация к сказке «Марья Моревна». 1901

Иван-царевич  и «рать - сила побитая». Иллюстрация  к сказке  «Марья Моревна».  1901

Иван-царевич и «рать - сила побитая». Иллюстрация к сказке «Марья Моревна». 1901

Кощей Бессмертный.  Иллюстрация к сказке «Марья Моревна».  1901

Кощей Бессмертный. Иллюстрация к сказке «Марья Моревна». 1901

Эскизы костюмов  к опере Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок», 1908 г. Звездочёт Шамаханская царица Царь Дадон

Эскизы костюмов к опере Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок», 1908 г.

Звездочёт

Шамаханская царица

Царь Дадон

Это интересно Двуглавый орёл на монетах Центрального банка России — это тоже изобретение Билибина. Художник нарисовал его после Февральской революции в качестве герба для Временного правительства, а потом авторские права передал фабрике «Гознак».

Это интересно

Двуглавый орёл на монетах Центрального банка России — это тоже изобретение Билибина. Художник нарисовал его после Февральской революции в качестве герба для Временного правительства, а потом авторские права передал фабрике «Гознак».

Творческое задание: Выполнить зарисовку персонажа сказки или былины по представлению

Творческое задание:

Выполнить зарисовку

персонажа сказки или былины

по представлению

Средства выражения художественного образа Выразительность формы Выявление наиболее характерных черт образа (стилизация) Изменение формы предмета  (трансформация) Пропорции формы (изменение соотношений масштаба)

Средства выражения художественного образа

  • Выразительность формы
  • Выявление наиболее характерных черт образа (стилизация)
  • Изменение формы предмета

(трансформация)

  • Пропорции формы (изменение соотношений масштаба)
 Какой цветок здесь изображен?  Найдите образ  «доброго»,  «злого»,  «хвастуна»,  «драчуна»

Какой цветок здесь изображен?

Найдите образ

«доброго»,

«злого»,

«хвастуна»,

«драчуна»

Образ Бабы-Яги

Образ Бабы-Яги

Работы учеников

Работы учеников

Источники https://www.liveinternet.ru/ https://zen.yandex.ru/media/id/5f0c911b916fcc1d24f73ee2/15-skazochnyh-poloten-vm-vasnecova-dlia-detei-i-vzroslyh-5f527dc7c84c033ffd86c79c https://obrazovaka.ru/literatura/chto-takoe-bylina.html https://ru.wikipedia.org/wiki/ Заглавная_страница https://litobozrenie.com/2017/10/skazochny-e-illyustratsii-ivan-yakovlevich-bilibin / https:// iralebedeva.ru/sitesb_8.html

Источники

  • https://www.liveinternet.ru/
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5f0c911b916fcc1d24f73ee2/15-skazochnyh-poloten-vm-vasnecova-dlia-detei-i-vzroslyh-5f527dc7c84c033ffd86c79c
  • https://obrazovaka.ru/literatura/chto-takoe-bylina.html
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/ Заглавная_страница
  • https://litobozrenie.com/2017/10/skazochny-e-illyustratsii-ivan-yakovlevich-bilibin /
  • https:// iralebedeva.ru/sitesb_8.html