СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку ИЗО "Батальный жанр"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация знакомит учащихся с батальным жанром живописи и художниками-баталистами.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку ИЗО "Батальный жанр"»

Батальный жанр Учитель: Кайгородова Наталья Евгеньевна

Батальный жанр

Учитель: Кайгородова Наталья Евгеньевна

Найди соответствие 1.Сказочный жанр 2.Портрет в графике 3.Натюрморт 4.Пейзаж 5.Портрет в живописи 6.Библейский жанр Ж А Б Д В Г

Найди соответствие

1.Сказочный жанр

2.Портрет в графике

3.Натюрморт

4.Пейзаж

5.Портрет в живописи

6.Библейский жанр

Ж

А

Б

Д

В

Г

Батальный жанр — один из древнейших в живописи жанр, посвящённый военной тематике. Художники-баталисты писали сухопутные бои, морские сражения, форсирование переправ, изнурительные походы и войсковые будни. В произведениях может быть отражена и героика битв, и трагедия войн, и триумф победителей. А иногда — всё это вместе. Основная тема батального жанра отражена в его названии.

Батальный жанр

— один из древнейших в живописи жанр, посвящённый военной тематике. Художники-баталисты писали сухопутные бои, морские сражения, форсирование переправ, изнурительные походы и войсковые будни. В произведениях может быть отражена и героика битв, и трагедия войн, и триумф победителей. А иногда — всё это вместе. Основная тема батального жанра отражена в его названии.

Задачи и цели: демонстрация важности исторического момента, битв, быта солдат времен войны; запечатление наиболее знаковых моментов сражений; демонстрация героики солдат; развитие чувства патриотизма, долга. Отображение на полотне реальных военных действий и исторических событий, связанных с ними, сближает батальный жанр с историческим . Присутствуют черты бытового направления – демонстрация обычной жизни, вне поля битвы, но связанной с боевыми действиями.

Задачи и цели:

демонстрация важности исторического момента, битв, быта солдат времен войны;

запечатление наиболее знаковых моментов сражений;

демонстрация героики солдат;

развитие чувства патриотизма, долга.

Отображение на полотне реальных военных действий и исторических событий, связанных с ними, сближает батальный жанр с историческим . Присутствуют черты бытового направления – демонстрация обычной жизни, вне поля битвы, но связанной с боевыми действиями.

История формирования Официальное формирование направления произошло в 16 веке, но работы, демонстрирующие сцены баталий, характерны для искусства древних времен: живопись и искусство Древней Греции: сцены битв отображены на амфорах, рельефах, декорирующих стены храмов.

История формирования

Официальное формирование направления произошло в 16 веке, но работы, демонстрирующие сцены баталий, характерны для искусства древних времен: живопись и искусство Древней Греции: сцены битв отображены на амфорах, рельефах, декорирующих стены храмов.

На территории Древнего Востока встречаются изображения великих полководцев и правителей, сражающихся на поле битвы.

На территории Древнего Востока встречаются изображения великих полководцев и правителей, сражающихся на поле битвы.

Батальный жанр представлен на изображениях на рельефах храмов времен Римской империи. Герои сюжетов – императоры и великие завоеватели. На мозаике — решающий момент битвы: Александр ведёт в атаку кавалерию гетайров, а персидский владыка, видя поражение своих воинов, в панике бежит с поля боя.

Батальный жанр представлен на изображениях на рельефах храмов времен Римской империи. Герои сюжетов – императоры и великие завоеватели.

На мозаике — решающий момент битвы: Александр ведёт в атаку кавалерию гетайров, а персидский владыка, видя поражение своих воинов, в панике бежит с поля боя.

Во времена Средних веков батальная живопись представлена гобеленами, миниатюрами в книгах, коврами, иконами. В период Ренессанса в Италии впервые появляются работы, в который батальный жанр представлен многочисленными шедеврами с реалистичной, динамичной передачей сцены сражения. Изображения битв появились на книжных миниатюрах, сопровождавших иллюстрированные хроники, которые повествовали о различных сражениях. А в «крупном формате» батальный жанр дебютировал на одном из самых известных памятников Средневековья — ковре из Байё. Первая батальная картина.  Паоло Учелло , 1456 год. Битва при Сан-Романо.

Во времена Средних веков батальная живопись представлена гобеленами, миниатюрами в книгах, коврами, иконами. В период Ренессанса в Италии впервые появляются работы, в который батальный жанр представлен многочисленными шедеврами с реалистичной, динамичной передачей сцены сражения.

Изображения битв появились на книжных миниатюрах, сопровождавших иллюстрированные хроники, которые повествовали о различных сражениях. А в «крупном формате» батальный жанр дебютировал на одном из самых известных памятников Средневековья — ковре из Байё.

Первая батальная картина.

Паоло Учелло , 1456 год. Битва при Сан-Романо.

Но настоящий расцвет баталистики пришёлся на эпоху раннего Нового времени и абсолютизма. Войны XVI–XVIII столетий отличались  особой военной красотой . В XVII веке оставалось придать батальному жанру больше реализма. В этом одним из первых оказался испанец Веласкес с полотном «Сдача Бреды», заслуженно считающимся одним из главнейших шедевров баталистики. Антуан-Жан Гро, «Наполеон на поле битвы при Эйлау» Веласкес, «Сдача Бреды»

Но настоящий расцвет баталистики пришёлся на эпоху раннего Нового времени и абсолютизма. Войны XVI–XVIII столетий отличались  особой военной красотой . В XVII веке оставалось придать батальному жанру больше реализма. В этом одним из первых оказался испанец Веласкес с полотном «Сдача Бреды», заслуженно считающимся одним из главнейших шедевров баталистики.

Антуан-Жан Гро, «Наполеон на поле битвы при Эйлау»

Веласкес, «Сдача Бреды»

С 16 века официально начинается отсчет развития жанра в привычном понимании. Отдельный этап развития направления – русская батальная живопись. Она отличается от аналогичных работ художников из других стран особым духом патриотизма, реалистичностью, динамикой, детализацией изображений. А. П. Боголюбов. «Сражение русского флота со шведским в 1790 году вблизи Кронштадта при Красной Горке». Иванов М. М. 1748-1823 Взятие Измаила (со стороны Дуная) 1791

С 16 века официально начинается отсчет развития жанра в привычном понимании. Отдельный этап развития направления – русская батальная живопись. Она отличается от аналогичных работ художников из других стран особым духом патриотизма, реалистичностью, динамикой, детализацией изображений.

А. П. Боголюбов. «Сражение русского флота со шведским в 1790 году вблизи Кронштадта при Красной Горке».

Иванов М. М. 1748-1823

Взятие Измаила (со стороны Дуная) 1791

Николай Каразин Баталист и писатель. Внимание уделял деталям быта, обстановке. Рисовал с натуры, будучи военным корреспондентом во время Сербско-турецкой и Русско-турецкой кампаний. Каразин считается творцом особого стиля акварельной живописи – его работы легко узнать, благодаря особой манере создания световых эффектов, контрастов, построению композиции, мрачности. Картины: «Взятие Ташкента», «Вступление русских войск в Самарканд 8 июня 1868 г.», «Первое появление русских войск на Аму-Дарье. Переправа Туркестанского отряда у Шейх-арыка», «Текинская экспедиция 1881 года. Штурм Геок-Тепе». Вступление русских войск в Самарканд 8 июня 1868 года. 1888 Переправа туркестанского отряда через Аму-Дарью 1873 года. 1889 .

Николай Каразин

Баталист и писатель. Внимание уделял деталям быта, обстановке. Рисовал с натуры, будучи военным корреспондентом во время Сербско-турецкой и Русско-турецкой кампаний. Каразин считается творцом особого стиля акварельной живописи – его работы легко узнать, благодаря особой манере создания световых эффектов, контрастов, построению композиции, мрачности. Картины: «Взятие Ташкента», «Вступление русских войск в Самарканд 8 июня 1868 г.», «Первое появление русских войск на Аму-Дарье. Переправа Туркестанского отряда у Шейх-арыка», «Текинская экспедиция 1881 года. Штурм Геок-Тепе».

Вступление русских войск в Самарканд 8 июня 1868 года. 1888

Переправа туркестанского отряда через Аму-Дарью 1873 года. 1889 .

Василий Верещагин Один из ярчайших баталистов России, литератор. Путешествовал по миру, получил отличное художественное образование. Его перу принадлежит одна из известнейших работ в батальном направлении изобразительного искусства – «Апофеоз войны». Батальный жанр представляют работы: «Религиозная процессия на празднике Мохаррем в Шуше», «Бывшее укрепление Кош-Тигермень», «Въезд в город Катта-Курган», «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной», «Подавление индийского восстания англичанами». Перед атакой под Плевной. У крепостной стены.

Василий Верещагин

Один из ярчайших баталистов России, литератор. Путешествовал по миру, получил отличное художественное образование. Его перу принадлежит одна из известнейших работ в батальном направлении изобразительного искусства – «Апофеоз войны». Батальный жанр представляют работы: «Религиозная процессия на празднике Мохаррем в Шуше», «Бывшее укрепление Кош-Тигермень», «Въезд в город Катта-Курган», «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной», «Подавление индийского восстания англичанами».

Перед атакой под Плевной.

У крепостной стены.

Митрофан Греков Тачанка.  1925 год. Холст. Масло. 83 x 114. Живописец, график Из казачьей семьи. Учился в Одесском художественном училище (1898–1903) у К. К. Костанди, затем — в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ (1903–1911), до 1907 — в мастерской И. Е. Репина, затем — у Ф. А. Рубо. «Трубачи Первой конной армии»

Митрофан Греков

Тачанка.  1925 год. Холст. Масло. 83 x 114.

Живописец, график Из казачьей семьи. Учился в Одесском художественном училище (1898–1903) у К. К. Костанди, затем — в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ (1903–1911), до 1907 — в мастерской И. Е. Репина, затем — у Ф. А. Рубо.

«Трубачи Первой конной армии»

Цель российских живописцев – передать почтение и уважение к героизму военных. Традиция возвышения военных подвигов продолжилась в 20 веке. Особенно это видно в работах послевоенного времени – плакаты, графика, живопись. Гелий Коржев «Проводы» (1967).

Цель российских живописцев – передать почтение и уважение к героизму военных. Традиция возвышения военных подвигов продолжилась в 20 веке. Особенно это видно в работах послевоенного времени – плакаты, графика, живопись.

Гелий Коржев «Проводы» (1967).

ЗАДАНИЕ: «Рыцарский турнир» Нарисуй батальную средневековую сцену.  Представь и изобрази рыцаря в военном облачении.  Создай композицию в центре листа, где героями окажутся не меньше пары противников.  Постарайся передать движение героев поединка.  Применяй знания о пропорции человека.   Чтобы было проще изобразить фигуры, выполни сначала схемы движения персонажей.

ЗАДАНИЕ: «Рыцарский турнир»

Нарисуй батальную средневековую сцену. Представь и изобрази рыцаря в военном облачении. Создай композицию в центре листа, где героями окажутся не меньше пары противников. Постарайся передать движение героев поединка. Применяй знания о пропорции человека. Чтобы было проще изобразить фигуры, выполни сначала схемы движения персонажей.