Батальный жанр
Учитель: Кайгородова Наталья Евгеньевна
Найди соответствие
1.Сказочный жанр
2.Портрет в графике
3.Натюрморт
4.Пейзаж
5.Портрет в живописи
6.Библейский жанр
Ж
А
Б
Д
В
Г
Батальный жанр
— один из древнейших в живописи жанр, посвящённый военной тематике. Художники-баталисты писали сухопутные бои, морские сражения, форсирование переправ, изнурительные походы и войсковые будни. В произведениях может быть отражена и героика битв, и трагедия войн, и триумф победителей. А иногда — всё это вместе. Основная тема батального жанра отражена в его названии.
Задачи и цели:
демонстрация важности исторического момента, битв, быта солдат времен войны;
запечатление наиболее знаковых моментов сражений;
демонстрация героики солдат;
развитие чувства патриотизма, долга.
Отображение на полотне реальных военных действий и исторических событий, связанных с ними, сближает батальный жанр с историческим . Присутствуют черты бытового направления – демонстрация обычной жизни, вне поля битвы, но связанной с боевыми действиями.
История формирования
Официальное формирование направления произошло в 16 веке, но работы, демонстрирующие сцены баталий, характерны для искусства древних времен: живопись и искусство Древней Греции: сцены битв отображены на амфорах, рельефах, декорирующих стены храмов.
На территории Древнего Востока встречаются изображения великих полководцев и правителей, сражающихся на поле битвы.
Батальный жанр представлен на изображениях на рельефах храмов времен Римской империи. Герои сюжетов – императоры и великие завоеватели.
На мозаике — решающий момент битвы: Александр ведёт в атаку кавалерию гетайров, а персидский владыка, видя поражение своих воинов, в панике бежит с поля боя.
Во времена Средних веков батальная живопись представлена гобеленами, миниатюрами в книгах, коврами, иконами. В период Ренессанса в Италии впервые появляются работы, в который батальный жанр представлен многочисленными шедеврами с реалистичной, динамичной передачей сцены сражения.
Изображения битв появились на книжных миниатюрах, сопровождавших иллюстрированные хроники, которые повествовали о различных сражениях. А в «крупном формате» батальный жанр дебютировал на одном из самых известных памятников Средневековья — ковре из Байё.
Первая батальная картина.
Паоло Учелло , 1456 год. Битва при Сан-Романо.
Но настоящий расцвет баталистики пришёлся на эпоху раннего Нового времени и абсолютизма. Войны XVI–XVIII столетий отличались особой военной красотой . В XVII веке оставалось придать батальному жанру больше реализма. В этом одним из первых оказался испанец Веласкес с полотном «Сдача Бреды», заслуженно считающимся одним из главнейших шедевров баталистики.
Антуан-Жан Гро, «Наполеон на поле битвы при Эйлау»
Веласкес, «Сдача Бреды»
С 16 века официально начинается отсчет развития жанра в привычном понимании. Отдельный этап развития направления – русская батальная живопись. Она отличается от аналогичных работ художников из других стран особым духом патриотизма, реалистичностью, динамикой, детализацией изображений.
А. П. Боголюбов. «Сражение русского флота со шведским в 1790 году вблизи Кронштадта при Красной Горке».
Иванов М. М. 1748-1823
Взятие Измаила (со стороны Дуная) 1791
Николай Каразин
Баталист и писатель. Внимание уделял деталям быта, обстановке. Рисовал с натуры, будучи военным корреспондентом во время Сербско-турецкой и Русско-турецкой кампаний. Каразин считается творцом особого стиля акварельной живописи – его работы легко узнать, благодаря особой манере создания световых эффектов, контрастов, построению композиции, мрачности. Картины: «Взятие Ташкента», «Вступление русских войск в Самарканд 8 июня 1868 г.», «Первое появление русских войск на Аму-Дарье. Переправа Туркестанского отряда у Шейх-арыка», «Текинская экспедиция 1881 года. Штурм Геок-Тепе».
Вступление русских войск в Самарканд 8 июня 1868 года. 1888
Переправа туркестанского отряда через Аму-Дарью 1873 года. 1889 .
Василий Верещагин
Один из ярчайших баталистов России, литератор. Путешествовал по миру, получил отличное художественное образование. Его перу принадлежит одна из известнейших работ в батальном направлении изобразительного искусства – «Апофеоз войны». Батальный жанр представляют работы: «Религиозная процессия на празднике Мохаррем в Шуше», «Бывшее укрепление Кош-Тигермень», «Въезд в город Катта-Курган», «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной», «Подавление индийского восстания англичанами».
Перед атакой под Плевной.
У крепостной стены.
Митрофан Греков
Тачанка. 1925 год. Холст. Масло. 83 x 114.
Живописец, график Из казачьей семьи. Учился в Одесском художественном училище (1898–1903) у К. К. Костанди, затем — в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ (1903–1911), до 1907 — в мастерской И. Е. Репина, затем — у Ф. А. Рубо.
«Трубачи Первой конной армии»
Цель российских живописцев – передать почтение и уважение к героизму военных. Традиция возвышения военных подвигов продолжилась в 20 веке. Особенно это видно в работах послевоенного времени – плакаты, графика, живопись.
Гелий Коржев «Проводы» (1967).
ЗАДАНИЕ: «Рыцарский турнир»
Нарисуй батальную средневековую сцену. Представь и изобрази рыцаря в военном облачении. Создай композицию в центре листа, где героями окажутся не меньше пары противников. Постарайся передать движение героев поединка. Применяй знания о пропорции человека. Чтобы было проще изобразить фигуры, выполни сначала схемы движения персонажей.