СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Конфликт поколений" в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку по роману Тургенева "Отцы и дети"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Конфликт поколений" в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"»

Конфликт поколений  в романе И.С.Тургенева    Распалась связь  времен...  В.Шекспир. «Гамлет»

Конфликт поколений в романе И.С.Тургенева

Распалась связь

времен...

В.Шекспир. «Гамлет»

Цель урока 1. Познакомиться с расстановкой сил в романе. 2. Проанализировать один из самых важных эпизодов романа – «Спор Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова» (10 гл.)

Цель урока

1. Познакомиться с расстановкой сил в романе.

2. Проанализировать один из самых важных эпизодов романа – «Спор Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова» (10 гл.)

«Отцы и дети» в контексте эпохи Расстановка политических сил  в России 40-е годы  60-е годы  XIX века – XIX века – пора дворян-либералов время разночинцев  (западники, славянофилы) (революционные демократы, нигилисты)  Время написания романа – 1862 год

«Отцы и дети» в контексте эпохи Расстановка политических сил в России

40-е годы

60-е годы

XIX века –

XIX века –

пора

дворян-либералов

время

разночинцев

(западники, славянофилы)

(революционные демократы,

нигилисты)

Время написания романа – 1862 год

 Западники    выступали за развитие России в русле  европейской цивилизации; объясняли отличие от Запада исторически сложившейся отсталостью России; отрицали особую роль крестьянской общины; ратовали за широкое просвещение народа.  Во всем равнялись на Запад, превозносили Петра I  как великого преобразователя России В.Г. Белинский

Западники

  • выступали за развитие России в русле

европейской цивилизации;

  • объясняли отличие от Запада исторически сложившейся отсталостью России;
  • отрицали особую роль крестьянской общины;
  • ратовали за широкое просвещение народа.

Во всем равнялись на Запад,

превозносили Петра I

как великого преобразователя России

В.Г. Белинский

Славянофилы  изменение социально-политического  строя ( конституционная монархия);  смягчение или отмена крепостного права;  выделение крестьянам небольших наделов земли;  национальная самобытность России;  Земские соборы - голос народа;  единственно верная и нравственная религия – это  православие.  К.С. Аксаков По их мнению, русскому народу присущ особый дух коллективизма. Этим они объясняли особый путь России. Боролись с поклонением Западу.

Славянофилы

  • изменение социально-политического

строя ( конституционная монархия);

  • смягчение или отмена крепостного права;
  • выделение крестьянам небольших наделов земли;
  • национальная самобытность России;
  • Земские соборы - голос народа;
  • единственно верная и нравственная религия – это

православие.

К.С. Аксаков

По их мнению, русскому народу присущ особый дух коллективизма. Этим они объясняли особый путь России. Боролись с поклонением Западу.

РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ДЕМОКРАТЫ  рассматривали крестьянство как главную революционную силу в стране;  сочетали идею крестьянской революции с идеями утопического социализма;  полагали, что Россия после уничтожения крепостного права путём крестьянской революции, минуя капитализм, придёт через крестьянскую общину к социализму;  ратовали за развитие общественных наук, литературы, искусства. Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, А.И. Герцен, Н.П. Огарев. Журналы «Современник», «Колокол».

РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ДЕМОКРАТЫ

  • рассматривали крестьянство как

главную революционную силу в стране;

  • сочетали идею крестьянской революции с идеями утопического социализма;
  • полагали, что Россия после уничтожения крепостного права путём крестьянской революции, минуя капитализм, придёт через крестьянскую общину к социализму;
  • ратовали за развитие общественных наук, литературы, искусства.

Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, А.И. Герцен, Н.П. Огарев. Журналы «Современник», «Колокол».

Герои романа «Отцы и дети»  разночинец либерал  Е.Базаров П.П.Кирсанов

Герои романа «Отцы и дети»

разночинец либерал

Е.Базаров П.П.Кирсанов

Обсуждаем прочитанное  (записи делаем по ходу урока) Что мы знаем о жизни братьев Кирсановых?  Кто такой Базаров? Что мы знаем о нем?  Тургенев в начале романа, знакомя нас с героями, дает описание внешнего облика Базарова. Найдите в тексте это описание Базарова.  На какие художественные детали обращает наше  внимание автор в портрете Базарова?

Обсуждаем прочитанное (записи делаем по ходу урока)

  • Что мы знаем о жизни братьев Кирсановых?
  • Кто такой Базаров? Что мы знаем о нем?

  • Тургенев в начале романа, знакомя нас с героями, дает описание внешнего облика Базарова. Найдите в тексте это описание Базарова.
  • На какие художественные детали обращает наше

внимание автор в портрете Базарова?

Записи в тетради 1. Страницы о прошлой жизни братьев Кирсановых есть общественная биография поколения «отцов». 2. Николай Петрович и Павел Петрович – это хранители старых традиций, привычных устоев жизни. В жизни этих людей все размеренно, все заранее определено.

Записи в тетради

1. Страницы о прошлой жизни братьев Кирсановых есть общественная биография поколения «отцов».

2. Николай Петрович и Павел Петрович – это хранители старых традиций, привычных устоев жизни. В жизни этих людей все размеренно, все заранее определено.

Евгений Базаров Базаров поражает Николая Петровича и Павла Петровича прежде всего своим внешним видом. Длинный балахон с кистями, «одежонка»; обнаженная красная рука; представляется как человек из народа: « Евгений Васильев »  Н.П. Кирсанову руку «не сразу… подал».

Евгений Базаров

Базаров поражает Николая Петровича и Павла Петровича прежде всего своим внешним видом.

  • Длинный балахон с кистями, «одежонка»;
  • обнаженная красная рука;
  • представляется как человек из народа: « Евгений Васильев »
  • Н.П. Кирсанову руку «не сразу… подал».

Евгений Базаров 3. Разночинец по происхождению, демократ-просветитель по убеждениям, человек нового материалистического мировоззрения, Базаров подходил к жизни с новыми практическими требованиями. Не зря Аркадий охарактеризовал Базарова как нигилиста .

Евгений Базаров

3. Разночинец по происхождению,

демократ-просветитель по убеждениям, человек нового материалистического мировоззрения,

Базаров подходил к жизни с новыми

практическими требованиями.

Не зря Аркадий охарактеризовал

Базарова как нигилиста .

Братья Кирсановы  - Как на это заявление реагируют Павел Петрович  и Николай Петрович Кирсановы?   - Принимают и понимают ли Кирсановы взгляды Базарова?  - А как об этом говорит Тургенев?   «Павел Петрович поднял на воздух нож с маслом и остался неподвижен».  Николай Петрович пытается объяснить значение слова нигилист . Павел Петрович иронизирует по поводу воззрений Базарова, но каждый раз разговор между героями заканчивается спором.

Братья Кирсановы

- Как на это заявление реагируют Павел Петрович

и Николай Петрович Кирсановы? - Принимают и понимают ли Кирсановы взгляды Базарова? - А как об этом говорит Тургенев?

«Павел Петрович поднял на воздух нож с маслом и остался неподвижен».

Николай Петрович пытается объяснить значение слова нигилист . Павел Петрович иронизирует по поводу воззрений Базарова, но каждый раз разговор между героями заканчивается спором.

Конфликт  - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений или взглядов .

Конфликт

- это столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений или взглядов .

СТОЛКНОВЕНИЕ МЕЖДУ Базаровым и Павлом Петровичем  разночинец либерал  Е.Базаров П.П.Кирсанов

СТОЛКНОВЕНИЕ МЕЖДУ Базаровым и Павлом Петровичем

разночинец либерал

Е.Базаров П.П.Кирсанов

АНАЛИЗ 10 ГЛАВЫ Определите и запишите вопросы, по которым спорят тургеневские герои в этом эпизоде:   __________________________________

АНАЛИЗ 10 ГЛАВЫ

Определите и запишите вопросы, по которым спорят тургеневские герои

в этом эпизоде:

__________________________________

 РАБОТА В ГРУППАХ   1 группа: Проанализируйте эпизод словесной схватки героев и сформулируйте позицию Кирсановых по каждому вопросу. 2 группа: Проанализируйте эпизод словесной схватки героев и сформулируйте позицию Базарова по каждому вопросу. 3 группа: На чьей стороне автор? Обоснуйте свою точку зрения.

РАБОТА В ГРУППАХ

1 группа: Проанализируйте эпизод словесной схватки героев и сформулируйте позицию Кирсановых по каждому вопросу.

2 группа: Проанализируйте эпизод словесной схватки героев и сформулируйте позицию Базарова по каждому вопросу.

3 группа: На чьей стороне автор? Обоснуйте свою точку зрения.

Анализ эпизода Представление результатов работы групп. Сравните свои выводы с предложенным материалом: анализ сочинения и корректировка записей в тетради.

Анализ эпизода

  • Представление результатов работы групп.
  • Сравните свои выводы с предложенным материалом: анализ сочинения и корректировка записей в тетради.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Прочитать 11-21 главы. Что нового узнаем мы о Базарове из этих глав? Как характеризуют его взаимоотношения с Одинцовой и взаимоотношения с родителями? (сделать пометки в тексте или краткие записи в тетради).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • Прочитать 11-21 главы.
  • Что нового узнаем мы о Базарове из этих глав? Как характеризуют его взаимоотношения с Одинцовой и взаимоотношения с родителями? (сделать пометки в тексте или краткие записи в тетради).