Красота пропорций человека
Урок
по
Изобразительному искусству
6
класс
Цели урока:
- Познакомить учащихся с тем, как происходил поиск пропорций в изображении фигуры человека.
- Сформировать представление о терминах «пропорции», «канон» и «модуль».
- Развивать творческую и познавательную активность учащихся.
- Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.
- Формировать практические навыки работы в технике аппликации.
Человек – главная тема в искусстве. Каждая историческая эпоха выражает понимание красоты по-своему, но в этом разнообразии, безусловно, есть что-то общее.
Когда мы знакомимся с историей искусства, любуемся совершенными произведениями, например, античной статуей или храмом, картинами Леонардо да Винчи или Рафаэля, то нас поражает удивительная гармония, присущая им, которая во многом определяется таким эстетическим качеством, как пропорциональность целого и деталей.
Рисование фигуры человека – сложное дело. Начинать работу над изображением человека необходимо с определения пропорций. Пропорции – это соразмерность элементов, частей между собой и в целом, придающая произведению эстетическую выразительность. В основе пропорций лежит метод сравнения. Чем точнее определены пропорции рисуемого объекта, тем больше сходства с натурой достигает её изображение. Для того, чтобы научиться рисовать фигуру человека, нужно знать отношение её частей и чаще выполнять наброски с натуры и по памяти.
Возьмём за единицу измерения фигуры величину головы. Можно пользоваться и другими единицами.
Для каждого возраста характерны конкретные пропорции фигуры.
В детском возрасте голова примерно помещается в высоте фигуры 4-5 раз, у подростка – 5-6 раз, у взрослого – 6-8 раз.
Представления о красоте тела у каждого человека свои. Для одних эталоном являются пышные формы, другие предпочитают четкость линий. При этом пропорции тела у всех людей разные и найти точную формулу пока не удалось даже величайшим умам всего человечества. Вместе с изменениями мира меняются и взгляды об идеале. Давайте попробуем проследить, как на протяжении истории менялись эти представления.
Кустодиев Борис «Русская Венера» 1925-1926г.
Стив Хэнкс (Современный американский художник ) «Контуры», 1999г.
Древний Египет
С древних времён единицей измерения человеческого тела- модулем выбиралась длина какой-либо части тела человека: голова, кисть, палец, стопа, нос, с которой сравнивались размеры всех других частей тела. Ещё в Древнем Египте художники основное внимание обращали на изображение человеческой фигуры. В результате для изображения человеческой фигуры был разработан специальный канон , –то есть такая система пропорций человеческой фигуры. Согласно египетскому канону единицей измерения служила длина среднего пальца руки, вытянутой вдоль бедра. Фигура разделялась на 19 равных частей Художник изображал фигуры мужчины и женщины, взрослого и ребёнка по одному и том же канону, но только одни из них крупнее, а другие мельче. Также разница разница в размерах фигур определялась различием в социальном положении. Так фигура фараона или знатного человека рисовалась в несколько раз крупнее приближенного или раба. Известно, что египтяне положили в основу деления фигуры 21 1/4 части. В это число входили 19 равных частей разделения самой фигуры, а 2 1/4 части приходились на изображение традиционного головного убора .
Композиция пропорций человека в Древнем Египте
Древняя Греция
.
Изучив методы рисования Древне -египетской школы, греки подошли по-новому к проблеме изображения фигуры человека. Используя традиции изображать человеческую фигуру по канонам, греческие художники нашли новые пути её решения. Они утверждали, что в мире царят строгие законы и сущность прекрасного заключается в стройном порядке, симметрии, гармонии частей и целого, правильности математических отношений. В 432 году до н.э. скульптор Поликлет установил новые пропорциональные членения человеческой фигуры и впервые в истории изобразительного искусства показал скрытую динамику фигуры, стоящей с упором на одну ногу. Рисунок фигуры человека приобрёл естественность и жизненность. Для иллюстрации своих теоретических положений в «Каноне» Поликлет вылепил статую « Дорифора »- копьеносца, которая служила образцом для художников. однако точных сведений о том, что именно было выбрано за единицу меры – величина ладони, ступни или высота головы,- не сохранилось. Мастер изобразил атлета-юношу, победителя в соревнованиях по метанию копья, в момент, когда после одержанной победы он совершает круг почета по стадиону и его приветствуют восторженные зрители.
.
Золотое сечение — это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему a: b = b: c или с: b = b: а.
Открытие пропорций, полагают, принадлежит к заслугам древневосточной математики, античная же традиция связывает его с именем выдающегося философа и математика Пифагора , жившего в VI веке до н. э. Универсальный принцип гармонии и красоты в пропорциях получил название «золотое сечение» , которое олицетворяло равновесие знания, чувств и силы. Золотое сечение возникает при делении отрезка на две неравные части таким образом, при котором весь отрезок относится к большей его части, как большая к меньшей (0,618).
Знакомство с золотым сечением сыграло немалую роль в работе античных архитекторов, скульпторов и живописцев. Обучающимся рисунку будет интересно узнать правило, наглядно прослеживающееся в древнегреческих статуях: при делении туловища человека в соответствии с золотым сечением легко найти уровень пупа и локтя, при повторном делении двух отрезков в противоположных направлениях определяется высота колена и нижний уровень шеи.
Одним из высших достижений классического греческого искусства может служить статуя Дорифора, выполненная скульптором Поликтетом в V веке до н.э. Эта статуя считается наилучшим примером для анализа пропорций идеального человеческого тела, установленных а нтичными греческими скульпторами, и напрямую связана с Золотым сечением. М=0,618… Венера Милосская, статуя богини Афродиты и эталон женской красоты, является одним из лучших памятников греческого скульптурного искусства — также построена на пропорциях золотого сечения.
Эпоха Возрождения
- Огромное значение в разработке канона изображения человека сыграла эпоха Возрождения. Леонардо да Винчи особое внимание уделял рисунку фигуры человека. При этом он утверждал, что прежде всего надо правильно установить фигуру, найти ось её равновесия и правильно передать характер движения. И только после этого надо точно установить пропорции фигуры. Разрабатывая правила изображения человеческой фигуры, Леонардо да Винчи развил систему пропорций , которую назвали « Квадрат древних » . Рост человека равен расстоянию между концами пальцев распростёртых рук. Он сделал схему, которая показывает пропорциональные закономерности в соотношении частей тела человека. Теоретически принцип золотого сечения был сформулирован в эпоху Возрождения .
Над выработкой канонов пропорций трудились такие знаменитые мастера эпохи Возрождения, как Боттичелли и Микеланджело.
МИКЕЛАНДЖЕЛО. Пропорции фигуры человека
С. БОТТИЧЕЛЛИ. Канон пропорций
- Форму и движения тела человека во многом определяет скелет. Он также играет роль каркаса в строении фигуры.
- Полезно, передавая в рисунке форму человеческого тела и любого другого объекта, не только учитывать, но и намечать его каркас даже в тех случаях, когда он находится внутри и его можно себе только представить.
-
Сегодня мы выполним пропорциональную фигуру человека, используя метод аппликации. Если разделить квадратный лоскутик бумаги на вертикали на три части и потом еще, как показано на рисунке, можно составить схематическое изображение фигуры. Из таких частей можно легко составить изображение фигуры человека в разных положениях.
Новые понятия
- В различные времена у разных народов создавались каноны и модули пропорций тела человека. ПРОПОРЦИЯ – это соразмерность элементов, частей между собой и в целом, МОДУЛЬ – это единица меры, которой руководствуются при создании того или иного канона. КАНОН – это система типичных размеров тела, принимаемая за образец.