Презентация к уроку «Абсурд бытия в повести Ф. Кафки «Превращение»
Грищенко Е.В.
учитель русского
языка и литературы
МБОУ СОШ № 70 г.Томска
Ф. Кафка. Повесть «Превращение», 1912
Этапы биографии и творчества Ф. Кафки
Экспрессионизм
История создания
Сюжет повести (текст)
Начало повести
Вопросы для обсуждения
Выводы
Символика повести
Абсурд бытия
План сочинения
Иллюстрации
Этапы биографии и творчества Франца Кафки (1883-1924)
Перед смертью Кафка поручил своему другу и литературному душеприказчику Максу Броду сжечь всё без исключения написанное им, но последний не выполнил поручение.
Экспрессиони́зм (от лат. expressio , «выражение») -
течение в искусстве эпохи модернизма в начале ХХ века. Экспрессионизм стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора. Экспрессионизм возник как болезненная реакция на уродства цивилизации начала XX века, Первую мировую войну и революционные движения. Поколение, травмированное бойней мировой войны, воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и страх. Очень распространены мотивы боли и крика.
История создания:
Однажды в одном из писем Кафка сообщает о странном случае, с ним приключившемся. В своей комнате в гостинице он обнаруживает клопа. Явившаяся на его призыв хозяйка весьма удивилась и сообщила, что во всей гостинице ни одного клопа не видно. С чего бы появиться ему именно в этой комнате? Может быть, этот вопрос задал себе и Франц Кафка. Клоп именно в его комнате — это его клоп, его собственное насекомое, как бы его альтер-эго. Не в результате ли подобного происшествия возник замысел писателя, подаривший нам столь замечательную новеллу?
После семейных сцен Франц Кафка месяцами скрывался в своей комнате, не участвуя ни в семейных трапезах, ни в семейном общении другого рода. Так он «наказывал» себя в жизни, так он наказывает Грегора Замзу в новелле. Преображение сына воспринимается семейством как своего рода отвратительная болезнь, а о недомоганиях Франца Кафки постоянно упоминается не только в дневниках или письмах, они — чуть ли не привычная тема на протяжении многих лет его жизни, как бы накликавшая и болезнь смертельную.
Сюжет повести Ф. Кафки «Превращение», 1912.
Главный герой рассказа Грегор Замза, простой коммивояжер, проснувшись утром, обнаруживает, что превратился в огромное мерзкое насекомое. В свойственной Кафке манере причина метаморфозы, события, ей предшествующие, не раскрываются. Читатель, как и герои рассказа, просто поставлен перед фактом — превращение свершилось. Герой сохраняет здравый ум и осознаёт происходящее. В непривычном положении он не может встать с кровати, не открывает двери, хотя о том настойчиво просят его члены семьи — мать, отец и сестра. Узнав о его превращении, семья приходит в ужас: отец загоняет его в комнату, там его оставляют на всё время, лишь сестра приходит его кормить. В тяжёлых душевных и телесных (отец бросил в него яблоко, Грегор поранился о дверь) муках проводит Грегор время в комнате. Он был единственным серьёзным источником дохода в семье, теперь его родные вынуждены затянуть потуже пояса, а главный герой чувствует себя виноватым. Вначале сестра проявляет к нему жалость и понимание, но позже, когда семья уже живёт впроголодь и вынуждена пустить квартирантов, которые нагло и беспардонно ведут себя в их доме, она теряет остатки чувств к насекомому. Вскоре Грегор умирает, заразившись от гнилого яблока, застрявшего в одном из его сочленений. Рассказ завершается сценой жизнерадостной прогулки семьи, предавшей Грегора забвению.
Полная версия повести
Проанализируем начало повести.
Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое. Лежа на панцирнотвердой спине, он видел, стоило ему приподнять голову, свой коричневый, выпуклый, разделенный дугообразными чешуйками живот, на верхушке которого еле держалось готовое вот-вот окончательно сползти одеяло. Его многочисленные, убого тонкие по сравнению с остальным телом ножки беспомощно копошились у него перед глазами.
«Что со мной случилось?» – подумал он. Это не было сном.
Что необычно в эт ом зачине?
Нет объяснения абсурдной ситуации, в которую попал главный герой
Контрольные вопросы для обсуждения
В чем заключается смысл названия?
Почему не автор не дает объяснения причины превращения?
Как реагирует на превращение главный герой? Как он относится к окружающему миру?
Как воспринимают его метаморфозы члены семьи?
Как отреагировал управляющий?
Какие отношения были с близкими у главного героя до превращения?
Как меняется отношение близких с течением времени? Они верующие люди?
Как меняется комната Грегора и дом?
Кто первый предложил избавиться от Грегора?
Как называет Грегора служанка в финале повести?
Как Грегор относится к отцу, матери и сестре к финалу повести?
Какие темы поднимает автор в повести?
Насколько изменится смысл рассказа, если превращение в насекомое заменить на реальную болезнь?
В чем заключается смысл финала? Кто превращается в насекомое на самом деле?
Для чего автор использует прием гротеска?
Какое эмоциональное состояние передает автор?
Какие черты экспрессионизма можно выявить в повести Ф. Кафки «Превращение»?
Вывод:
Превращение Грегора в насекомое продиктовано абсурдностью окружающего мира. Находясь в противоречии с действительностью, герой вступает с ней в конфликт и, не находя выхода, трагически погибает
Почему Грегор Замза не возмущается, не ужасается?
Потому что он, как и все основные персонажи Кафки, с самого начала не ждёт от мира ничего хорошего. Превращение в насекомое — это лишь гипербола обычного человеческого состояния. Кафка как будто задаётся тем же вопросом, что и герой «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского: “вошь” ли человек или “право имеет”. И отвечает: “вошь”. Более того: реализует метафору, превратив своего персонажа в насекомое.
Сгнившее яблоко в спине не есть причина смерти, причина смерти – предательс тво близких, сестры, которая была неким оплотом спасения для героя.
Абсурд бытия :
Враждебность мира по отношению к человеку
Одиночество человека
Бесчеловечность общества
Обесценивание общечеловеческих ценностей
Бессмысленность человеческого существования
Символика повести:
Число 3:
3 части, 3 члена семьи, 3 письма 3 человек, 3 служанки, 3 постояльца, 3 двери
Двери
символ выхода
Немота Грегора
символ одиночества, сокровенное остается в душе человека
Благополучие семьи Замза и состояние Грегора
взлеты и падения связаны с жизнью Грегора
Насекомое
главный символ-
Ни в коем случае не таракан и не жук! Кафка намеренно путает любителей естествознания, перемешав все признаки членистоногих тварей, ему известных. Таракан это или жук – не имеет принципиального значения. Главное, образ ненужного, бесполезного, противного насекомого, который лишь мешает людям и омерзителен, чужероден им.
«Из всего человечества Кафка имел здесь в виду одного себя — никого иного! Это свои семейственные узы он врастил в хитиновый панцирь насекомого. И — видите! — они оказались настолько слабыми и тонкими, что обычное яблоко, брошенное в него, нарушает эту постыдную оболочку и служит поводом (но не причиной!) смерти бывшего любимца и гордости семьи. Конечно, подразумевая самого себя, он рисовал лишь надежды и упования своего семейства, которые всеми силами своей писательской натуры вынужден был дискредитировать — таково уж было его призвание и роковая участь» В.Набоков
Причина смерти Грегора – осознание того, что он — обуза для тех, кого беззаветно любил. На наших глазах люди превращаются в бесчувственных насекомых, им важен лишь комфорт и эгоистический покой безмятежного существования. Насекомое же ведет себя по-человечески, проявляя деликатность, понимание, прощение и, наконец, самопожертвование. Эта антитеза воплощает все самое противное в людях – насекомых, которые нас окружают хитиновым покровом отчуждения. Настоящий человек вынужден скрыться под панцирем или же ждать, пока его поглотят паразиты в людских оболочках.
Почему насекомое?
Сочинение по повести Ф. Кафки «Превращение»
1. Вступление
2. Проблема
3. Связка
4. Комментарий (1 пример)
5. Пояснения к комментарию
6. Связка
7. Комментарий (2 пример)
8. Пояснение к комментарию
9. Связка
10. Позиция автора
11. Собственная позиция
12. Обоснование собственной позиции (аргументы)
13. Заключение
Спасибо за внимание!