Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы в 6 классе "Анализ стихотворения "Зимнее утро" А.С.Пушкина"»
Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»
А.С.Пушкин
И.И.Пущину
- Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный , Твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней!
Зимнее утро
- Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!
- Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — А нынче... погляди в окно:
- Под голубыми небесами Великолепными коврами,
- Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.
- Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?
- Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня.
словарик
- нега — наслаждение (устар.);
- взор — взгляд, но в тексте — глаза (устар.);
- вечор — вчера (диал.);
- нынче — сейчас (устар.);
- озарена — освещена (устар.);
- велеть — приказать (устар.);
- запречь — запрячь, запрягать (диал.);
- предадимся — отдадимся (устар.).
1 строфа
Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись
Мороз и солнце ; день чудесный ! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица , проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры , Звездою севера явись
2 строфа
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — А нынче... погляди в окно
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась , На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно , Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — А нынче... погляди в окно:
Антитеза
- противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства усиления выразительности речи
3 и 4 строфы
Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?
Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?
Анафора
- Единоначалие; повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или фразы
- Вся комната янта р ным блеском Оза р ена. Веселым т р еском Т р ещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?
- Аллитерация — приём звукописи, заключающийся в повторении одинаковых или близких по звучанию согласных звуков, например: “…Весёлым треском трещит затопленная печь” (А.С. Пушкин) .
Стихотворный размер
- Мо- роз и солн -це; день чу- дес -ный! Еще ты дрем -лешь, друг пре- лест -ный
ЯМБ
- Быстрый, мажорный, выразительный, живописный, совсем не таинственный размер
таблица звуко-цветовых соответствий
- А — густо-красный
- Я — ярко-красный
- О — светло-желтый или белый
- Е — зелёный
- Ё — жёлто-зелёный
- Э — зеленоватый
- И — синеватый
- Ю — голубоватый, сиреневатый
- И — синий
- У — тёмно-синий, сине-зелёный, лиловый
- Ы — мрачный, тёмно-коричневый или чёрный
Сочинение - анализ
План сочинения-анализа:
- Тема стихотворения…
- Основная мысль стихотворения …
- Читая стихотворение, я представляю…
- Чтобы ярко, красочно нарисовать картину природы, автор использует…
- Лирический герой чувствует… .