Аннотация
к презентации классного часа: "Иван Степанович Терешкин" из цикла классных часов "Люди земли русской".
Вселенная существует несколько миллиардов лет, Земля чуть меньше. Человек начал осваивать Землю несколько миллионов лет назад. Сначала люди просто старались выжить, и это стоило больших трудов. Но даже в то время человек старался как-то осмысливать свои взаимоотношения с окружающим миром. Об этом свидетельствуют археологические находки. Это осмысление, конечно, ограничивалось в основном приспосабливанием к окружающему непонятному миру.
Постепенно взаимоотношения человека с природой менялись. Человек начал строить дома, корабли, осваивать новые земли, добывать руду и плавить металл. Все, чему научился человек, описать трудно. Человек в профессии изучил азы своего дела, его мало интересует глубина другой профессии. Но есть знания, которые нужны всем, для того, чтобы представлять мир, в котором нам довелось жить.
Я преподаю биологию и химию в авиационном техническом колледже имени В.П. Чкалова – филиал МГТУ ГА. Как заинтересовать будущих технарей биологией? Как вселить в их души важность заботы и охраны окружающего мира?
На занятиях я признаю только одну дисциплину – дисциплину труда, всеобщей увлечённости работой. Конечно, можно добиться тишины и порядка, стращая «2». Но зачем нужна такая дисциплина! Мысль и подлинная активность учащихся парализуется страхом, они начнут ловчить, приспосабливаться. Всё это приводит к искривлению личности, пагубно влияет на дальнейшую жизнь. Учащиеся, познавшие радость напряжённого, организованного, ведущего к успеху учебного труда, накапливают огромный запас оптимизма, созидательной энергии, деятельной активности.
Вот почему так важно правильно организовать труд учащихся на занятиях, не допускать пассивного отбывания времени.
Воспитание неотрывно от обучения. Поэтому я стараюсь и на классных часах уделять время на экологическое воспитание учащихся. Авторитет преподавателя создаётся, прежде всего, на занятиях. Любой урок и внеклассное мероприятие – это воспитание постоянно. Моменты воспитания вкрапливаются в обычную работу: вопросы преподавателя, ответы учащихся, действия преподавателя, действие учащихся. Учёба – это главный и тяжёлый труд учащегося. Методика обучения – это и методика воспитания и сохранения здоровья. Прочные знания – это результат упорного, настойчивого труда. Как научить такому труду? Как выработать привычку к нему, стремление к преодолению трудностей? Считаю, это можно сделать на примере изучения жизни достойных людей нашего времени. Поэтому я подготовила цикл классных часов: "Люди земли русской". На примере жизни, творческого и самоотверженного отношения к своему делу этих людей, я хочу научить ребят не быть безразличными к окружающему, доброте, справедливости, честности, всему хорошему, чем должен владеть человек.
Мы, преподаватели, учителя, родители, должны помочь обучающемуся осознать себя личностью, воспитать в нём чувство собственного достоинства, осознания ответственности за свои поступки. От веры нас в возможности своего ученика, ребенка, от нашей настойчивости, терпения, умения вовремя прийти на помощь зависят успехи наших детей.
Качества личности, которые мы должны внушать нашим ученикам:
ответственность
умение рефлексировать, т.е. анализировать пережитое, уметь отражать свои чувства и эмоции, осознавать своё место среди других людей
умение самостоятельно действовать в условиях неопределённости
креативность
склонность к инновациям
способность рисковать
критическое мышление
умение работать в команде
толерантность
ориентация на высокое качество жизни, здоровый образ жизни
Первый классный час я посвящаю человеку, чей труд трудно переоценить.
Иван Степанович Терёшкин дал образ ученого, служение которого во имя науки и просветительной деятельности по охране окружающей среды вызывает глубокие симпатии. Жизненный путь его тернист, но из всех испытаний он выходит окрепшим умственно и духовно. Всё мелкое, оставляющее неприятный осадок в чертах Ивана Степановича, временем снимается. Остается главное: труд творческий, увлеченный до романтизма, беззаветный, и это роднит его с нами, людьми, природой и наукой.
Татьяна Алексеевна Хоркина
Егорьевский АТК имени В.П. Чкалова –
филиал МГТУ ГА