Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по русскому языку по теме "Прямая речь"»
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
Здра в ствуйте, до _ св и дания, сп а сибо, бл а г о дарю, изв и ните, пожалу й ста,
буд ь те любезны,
буд ь те д о бры.
Актуализация знаний.
- Какие вы знаете виды предложений по цели высказывания? Примеры.
- Какими бывают предложения по интонации?
- Какими бывают предложения по наличию второстепенных членов?
- Что такое обращение?
- Как обращение выделяется на письме? Как в схеме?
ЗАДАНИЕ№1
- Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания.
1.Петя ты выучил правило
2.Приплыла к нему рыбка спросила Чего тебе надобно старче
Тема: «Прямая речь»
Чему мы должны научиться на уроке?
ПЛАН:
- Что такое «прямая речь».
- Из чего состоят предложения с прямой речью.
- Как на письме отделяются слова автора от прямой речи.
- Схемы предложений с прямой речью .
- Максим Горький писал: « Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше ».
- Максим Горький писал, что надо обогащать себя знанием русского языка и больше читать .
Добавить заголовок слайда — 2
- «Здравствуй, Пятачок!» – сказал Винни-Пух своему другу.
- Винни-Пух предложил Пятачку : «Пойдём к высокому дубу, там живут пчёлы, у них есть мёд!»
Прямая речь может присоединяться к словам автора различными словами «говорения» : сказать, объявить, спросить, крикнуть, произнести, ответить, попросить, проворчать, шепнуть…
- ПРЯМАЯ РЕЧЬ – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени.
- ПРЯМАЯ РЕЧЬ сопровождается словами автора, в которых обычно указывается, кому принадлежит прямая речь.
- Л.Н.Толстой писал: «Все мы на свете друг другу нужны».
Слова автора прямая речь
А: «П».
ЗАДАНИЕ №2
- Прочитайте предложения с прямой речью. Какое место занимают слова автора по отношению к прямой речи? Какие знаки препинания ставятся для выделения прямой речи?
1. И сказала скалка: «Мне Федору жалко». 2. И заплакали блюдца: «Не лучше ль нам вернуться?» 3. И зарыдало корыто: «Увы, я разбито, разбито!» 4. И чайник шепнул утюгу: «Я дальше идти не могу». 5. «Что с вами приключилось?» – спросила Гаврюша. 6. «Вы у меня в гостях», - произнёс Вася. 7. «Пойдёмте со мной, ребятки!» - предложил Незнайка.
- Составьте схемы предложений.
Устно составить предложения с прямой речью в парах ( 1 ученик читает слова автора, 2-прямую речь)
Задание №3
Переделайте предложение так, чтобы прямая речь следовала за словами автора
«Где же река?» – спросил я у дедушки.
Задание №4
- В словах автора выделены глаголы. При списывании подчеркните тот глагол, который вводит прямую речь в высказывание. Поставьте пропущенные знаки препинания.
- Саша посм..трел на друга и с казал всё будет хорошо
- Лена отв..ла Машу в стор..ну и спросила ты почему опоздала?
- Катя подб..жала к маме и прош..птала мамочка я скучала по тебе.
Задание №5
- Составьте предложения по данным схемам:
1) А: «П»!
2) А: «П.»
3) А: «П?» 4) «П», – А.
5)«П?» а.
6)«П!» – а.
Домашнее задание: Самостоятельно сост. 3-5 предложений с прямой речью. параграф 71, правило выучить
Итог
1.Что такое прямая речь?
2.Из каких частей состоит предложение с прямой речью?
3.Где может стоять в предложении прямая речь? Слова автора?
4.Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит после слов автора? Перед словами автора? Приведите примеры.
- Какие знаки препинания используются в предложениях с прямой речью?
Рефлексия
Продолжите одну из фраз:
Я научился (лась)…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Мне понравилось…