Русский язык 4 класс УМК «Школа России»
Падежные окончания имён существительных 1 – го склонения
умение выполнять логические операции сравнения, сопоставления; построение умозаключения;
Абрамович Татьяна Юрьевна,
учитель начальных классов
МБОУ « Большаковская СОШ»
Ш е с т на д цат ое н оя бря
Кла сс ная р а бота
Сижу правильно,
пишу красиво!
СКЛОНЕНИЕ
Орфографическая минутка
Б__седа, ж__лез__, б__лет, в__кзал, г__зета, ш__фёр.
- Запишите словарные слова, вставляя пропущенные буквы.
- Как нужно проверять написание таких слов?
Проверим написание словарных слов
Б е седа, ж е лез о , б и лет, в о кзал, г а зета, ш о фёр.
+ ?
- К какой части речи относятся слова?
- Какие из них являются именами существительными 1 - го склонения? Докажите.
Сделайте вывод, какие имена существительные относятся к 1 склонению?
Женский и мужской род
-а
- я
Именительный падеж
Единственное число
Как решить орфографические задачи в данных словах?
по тропинк__, у дорожк__, о Серёж__
Тема урока:
Падежные окончания имён существительных
1 – го склонения
Задачи урока:
1. Познакомиться с падежными окончаниями имён существительных 1-го склонения.
2. Научиться решать орфографические задачи в безударных падежных окончаниях имён существительных 1-го склонения.
Работаем по таблице «Падежные окончания имён существительных 1 – го склонения»
Есть ли различие в написании ударных и безударных падежных окончаний имён существительных 1 склонения?
Ударные и безударные окончания имён существительных 1 склонения в одном и том же падеже пишутся ОДИНАКОВО
Падежи
И. п.
Вопросы
Женский род
Р. п.
кто? что?
кого? чего?
Д. п.
звезд а , ваз а , зар я , нян я
Мужской род
Юр а Кол я
звезд ы , ваз ы , зар и , нян и
кому? чему?
В. п.
Окончания
Юр ы Кол и
звезд е , ваз е , зар е , нян е
кого? что?
Т. п.
Юр е Кол е
звезд у , ваз у , зар ю , нян ю
П. п.
кем? чем?
Юр у Кол ю
звезд ой , ваз ой , зар ёй , нян ей
о ком? о чём?
Юр ой Кол ей
о звезд е , о ваз е , о зар е , о нян е
о Юр е о Кол е
- а
- я
- ы
- и
- е
- у
- ю
- ой
- ей
- е
с. 91
- Как будем проверять безударные окончания имён существительных 1 - го склонения?
Проверять безударные окончания имён существительных 1 - го склонения надо по ударным окончаниям существительных в этом же падеже
Слово – помощник для имён существительных 1 – го склонения
РУКА
Как решить орфографические задачи в данных словах?
по (руке) тропинк е , у (руки) дорожк и , о (руке) Серёж е
Учимся склонять имена существительные!
Просклонять - значит изменить по падежам.
стена, земля, дедушка, дядя
безударные
ударные
- Запишите все падежные формы этих имён существительных, выделите их окончания.
с. 92 упр. 159
Проверим работу по таблице!
с. 91
Ударные
И.п. (что?) стен а , земл я
Р.п. (чего?) стен ы , земл и
Д.п. (чему?) стен е , земл е
В.п. (что?) стен у , земл ю
Т.п. (чем?) стен ой , земл ёй
П.п. (о чём?) о стен е , о земл е
- Правильно ли вы записали все падежные формы имён существительных?
Проверим работу по таблице!
с. 91
Безударные
(кто?) дедушк а , дяд я
(кого?) дедушк и , дяд и
(кому?) дедушк е , дяд е
(кого?) дедушк у , дяд ю
(кем?) дедушк ой , дяд ей
(о ком?) о дедушк е , о дяд е
- Правильно ли вы записали все падежные формы имён существительных?
В копилку знаний!
- Сделайте вывод, как будем проверять безударные окончания имён существительных 1 - го склонения?
Проверять безударные окончания имён существительных 1 - го склонения надо по ударным окончаниям существительных в этом же падеже.
Слово - помощник для
1 склонения: рука
Алгоритм проверки безударных окончаний имён существительных
1. У имени сущ. безударное
2. Подбираю слово - помощник и ставлю его в ту же падежную форму: …
3. Пишу такое же ,как у слова - помощника.
Подведём итоги работы!
- С какой частью речи работали на уроке?
- Какие имена существительные относятся к 1 склонению?
- Какие окончания существительных надо проверять: ударные или безударные?
- Как проверить безударные окончания имён существительных 1 склонения?
- Какие слова помощники можно использовать?
Оцените свою работу!
Алгоритм проверки безударных окончаний имён существительных понятен, могу использовать!
Алгоритм проверки безударных окончаний имён существительных понятен, но остались вопросы.
С алгоритмом проверки безударных окончаний имён существительных работать пока затрудняюсь.
Благодарю за работу на уроке!
с. 91 записать таблицу в справочник
Интернет ресурсы
- http://linda6035.ucoz.ru/ (источник шаблона)
- napitkimira.net
- https://volzsky-klass.ru/kanakina-4-klass-uchebnik-1-upr-158-s-91/