Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка. Повторение темы "Глагол"»
Двадцать первое марта
Классная работа
МОРФОЛОГИЯ
Части речи
- Обозначает ПРЕДМЕТ, изменяется по родам, числам, падежам
- Обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА, является склоняемой, имеет степени сравнения; делает нашу речь выразительной и красивой
- Ничего не обозначает, а лишь УКАЗЫВАЕТ на предмет, его признак и количество
- Обозначает КОЛИЧЕСТВО предметов и их ПОРЯДОК при счёте; бывает простой и составной
5. Обозначает ДЕЙСТВИЕ предмета, изменяется по времени, иногда – по лицам, числам, родам.
ГЛАГОЛ Повторение
Цели урока:
- повторить общие сведения о глаголе как части речи;
- повторить грамматические признаки глагола;
- закрепим умение находить глаголы в предложении, тексте;
- повторим условия выбора орфограммы при написании глаголов;
- правильно употреблять глаголы в речи;
- узнать что – то новое.
(англ. cluster — скопление, кисть, рой) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.
Кластер
А знаете ли, ВЫ…
- Слово «глагол» имеет древнеславянские корни, и тогда говорили с мягким знаком на конце – «глаголь» . А славяне полностью заимствовали его из древнегреческого и латыни, где оно произносится точно также.
- Но вот что интересно! Изначально «глаголь» обозначал вовсе не действие. Его дословный перевод был « слово, речь ». Соответственно, глаголить – разговаривать, произносить. Глаголевый – многословный, разговорчивый.
- Более того, азбука древних славян называлась « Глаголица ». А четвертая буква в ней, как и сейчас это «Г», называлась «глагол» и означала все то же «слово».
Найдите в предложениях глаголы и распределите в 2 колонки:
1) Летучая мышь всю ночь порхает над лесными речками и полянами, ловит майских бабочек и ночных жуков.
2) Пропой нам, соловушка, свою нежную и трогательную песенку ещё раз.
3) Серые вороны весной не каркают пронзительно и истошно, а ласково ворчат.
4) Молнии ярко осветили весь двор, и гром прогрохотал уже над головой.
Несов. вид
Сов. вид
Несов. вид
Сов. вид
порхает
пропой
ловит
осветили
не каркают
прогрохотал
ворчат
Прочитайте внимательно отрывок. Докажите, что это текст. Озаглавьте. Определите тип и стиль речи.
Лес в апреле словно рождает(?)ся заново. Всё в нём такое молодое, слегка умытое дождём. Обряжают(?)ся березняки и перелески, ткут пёстрые узоры цветы на полянах. А по оврагам черёмуха развесила нежные облака.
Таят(?)ся в тени деревьев подснежники, прячут от солнца синие крохотные чашечки. Кажет(?)ся, тронь одну – и зазвучит вокруг нежный гимн солнцу, теплу, весне.
Лес в апреле словно рождае тся заново. Всё в нём такое молодое, слегка умытое дождём. Обряжаю тся березняки и перелески, ткут пёстрые узоры цветы на полянах. А по оврагам черёмуха развесила нежные облака.
Тая тся в тени деревьев подснежники, прячут от солнца синие крохотные чашечки. Каже тся , тронь одну – и зазвучит вокруг нежный гимн солнцу, теплу, весне.
*Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах
Выпишите все глаголы из текста задания № 3 и распределите в три колонки, в соответствии с временем.
Прош. вр.
Наст. вр.
Буд. вр.
- Прошедшее время – обозначает действие, которое происходило до момента речи.
- Настоящее время – обозначает действие, которое происходит в момент речи.
- Будущее время – обозначает действие, которое произойдет после момента речи.
Эталон ответа
Наст. время
Прош. время
рождается
Будущ. время
развесила
обряжаются
зазвучит
ткут
таятся
прячут
кажется
тронь
Творческая лаборатория
Представьте, что вы писатель. Составьте небольшой текст- описание весенней природы на темы:
«Лес проснулся», «Звуки весеннего леса»
М.Муха «Весенние берёзы»
И.И. Левитан «Весна» 1897 год
С. Малярчук «Весна»
Домашнее задание:
- Стр. 103, выучить кр. рамку!!!
- Закончить текст-описание весенней природы в классной работе