Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 45 г. Челябинска»
Урок повторения и обобщения
изученного по теме
«Синтаксис. Пунктуация»
5-й класс
Учитель русского языка и литература
Осокина Елена Станиславовна
Челябинск 2022
Если ты её подаришь, То счастливей каплю станешь. Она мигом обернётся, И к тебе скорей вернётся. Грусть она прогонит махом, Словно фея крыльев взмахом. На неё ты не скупись, С каждым ею поделись. И на праздник на большой Поважней она любой Хоть конфетки, хоть открытки. Говорим мы об .....
УЛЫБКЕ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
- Название главного члена предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи и выражается чаще всего глаголами, но может быть выражено и существительными, и прилагательными, подчёркивается двумя чертами.
- Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены предложения и простые предложения в составе сложносочинённого.
- Название предложения по интонации, которое произносится спокойным тоном, без ярко выраженных эмоций.
- Название знака препинания, который ставится в предложениях, где и подлежащее, и сказуемое – существительные в Им. П.
- Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого, перед ним всегда ставится запятая.
- Знак препинания, который всегда выделяет прямую речь.
7. Название единицы синтаксиса, состоящей из 2-х и более слов,
связанных по смыслу и грамматически.
8. Название падежа, на вопросы которого отвечает подлежащее..
9. Название части речи, при помощи которой соединяются однородные
члены и простые предложения в составе сложного.
С
И
Н
Т
А
К
С
И
С
У
П
Я
Т
Ц
Н
А
И
К
У
Синтаксис. Пунктуация. Повторение изученного.
«Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».
К.Г. Паустовский
Белые фонарики
Цв…ты ранней в…сны не славят…ся сильным зап…хом. Они чуть пахнут мед…м а больше л…сной свежестью. Зап…х это приманка для нас…комых. Нас…комые переносят цв…точ…ную пыльцу с цв…тка на цв…ток. В апреле в нижнем этаже леса св…тло. Хорошо видно все цв…ты потому что д…ревья еще не оделись л…ствой. Но пришел май б…льшими и ш…рокими стали листья д…ревьев. А мы рады теплу и г…ворим Здра(ст, вст)вуй синий май! Вот уже и ландыши светят(?)ся кивают своими белыми г…ловками. Ландышами к…нчается светлая л…сная в…сна и наступает л…сное т…нистое лето.
Проверь себя
Чего?
цветы весны
Каким?
сильным запахом
Какой?
весны ранней
Чем?
славятся запахом
Из чего же?
Из чего же, из чего же, из чего же Сделаны наши мальчишки? Из веснушек и хлопушек, Из линеек и батареек Сделаны наши мальчишки! Из чего же, из чего же, из чего же Сделаны наши девчонки? Из цветочков и звоночков, Из тетрадок и переглядок Сделаны наши девчонки!
Из чего же, из чего же, из чего же Сделаны наши мальчишки? Из пружинок и картинок, Из стекляшек и промокашек Сделаны наши мальчишки! Из чего же, из чего же, из чего же Сделаны наши девчонки? Из платочков и клубочков, Из загадок и мармеладок Сделаны наши девчонки!
Белые фонарики
Цв…ты ранней в…сны не славят…ся сильным зап…хом. Они чуть пахнут мед…м а больше л…сной свежестью. Зап…х это приманка для нас…комых. Нас…комые переносят цв…точ…ную пыльцу с цв…тка на цв…ток. В апреле в нижнем этаже леса св…тло. Хорошо видно все цв…ты потому что д…ревья еще не оделись л…ствой. Но пришел май б…льшими и ш…рокими стали листья д…ревьев. А мы рады теплу и г…ворим Здра(ст, вст)вуй синий май! Вот уже и ландыши светят(?)ся кивают своими белыми г…ловками. Ландышами к…нчается светлая л…сная в…сна и наступает л…сное т…нистое лето.
Вот уже и ландыши светятся , кивают своими белыми головками.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми).
Индивидуальные карточки с заданием:
игра «Мозаика»)
Из слов, записанных в карточке, нужно составить предложение:
На, листвы, выделяются, фоне, пятна, красно-желтых, яркие, кленов, желтой, и, осин, золотом.
Найти и подчеркнуть грамматическую основу предложения, а также однородные члены как члены предложения.
Физминутка (игровая комната «Аплодисменты»)
- «Не трещите, морозы, в заповедном бору». Это предложение осложнено обращением.
- Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным, то между ними ставится тире.
- Подлежащее и сказуемое являются словосочетанием
- Если союз и соединяет два однородных члена, то перед ним ставится запятая.
- В конце вопросительных предложений ставится точка.
- После обобщающего слова перед однородными членами ставится двоеточие.
- Обстоятельство отвечает на вопросы кто? что?
- Прямая речь заключается в кавычки и пишется с большой буквы.
- Обращения и вводные слова не являются членами предложения.
10. Предложение: «Наступили осенние дни, и журавли
полетели в тёплые края» - сложное.
Белые фонарики
Цв…ты ранней в…сны не славят…ся сильным зап…хом. Они чуть пахнут мед…м а больше л…сной свежестью. Зап…х это приманка для нас…комых. Нас…комые переносят цв…точ…ную пыльцу с цв…тка на цв…ток. В апреле в нижнем этаже леса св…тло. Хорошо видно все цв…ты потому что д…ревья еще не оделись л…ствой. Но пришел май б…льшими и ш…рокими стали листья д…ревьев. А мы рады теплу и г…ворим Здра(ст, вст)вуй синий май! Вот уже и ландыши светят(?)ся кивают своими белыми г…ловками. Ландышами к…нчается светлая л…сная в…сна и наступает л…сное т…нистое лето.
А мы рады теплу и говорим: «Здравствуй, синий май!»
А: «П!»
Сложносочиненное предложение (ССП) – связь смысловая и сочинительная (с помощью сочинительных союзов).
Сложноподчиненное предложение (СПП) – связь смысловая и подчинительная (с помощью подчинительных союзов).
Бессоюзное сложное предложение (БСП) – связь смысловая, бессоюзная).
Белые фонарики
Цв…ты ранней в…сны не славят…ся сильным зап…хом. Они чуть пахнут мед…м а больше л…сной свежестью. Зап…х это приманка для нас…комых. Нас…комые переносят цв…точ…ную пыльцу с цв…тка на цв…ток. В апреле в нижнем этаже леса св…тло. Хорошо видно все цв…ты потому что д…ревья еще не оделись л…ствой. Но пришел май б…льшими и ш…рокими стали листья д…ревьев. А мы рады теплу и г…ворим Здра(ст, вст)вуй синий май! Вот уже и ландыши светят(?)ся кивают своими белыми г…ловками. Ландышами к…нчается светлая л…сная в…сна и наступает л…сное т…нистое лето.
Хорошо видно все цветы, потому что деревья еще не оделись листвой.
[ = ], (потому что - =).
Игра «Составь предложение»
1. Из предложения «Мы сегодня писали контрольную» возьми обстоятельство.
2. Из предложения «Мы вместе прошли этот уровень!» возьми сказуемое и поставь его в форму единственного числа.
3. Из предложения «Сильное дерево разломило асфальт корнями» возьми определение и поставь его в форму мужского рода.
4. Из предложения «Я люблю гулять под дождём» возьми обстоятельство, выраженное существительным с предлогом.
Поставь существительное в начальную форму.
5. Убедись, что твоё предложение начинается с большой буквы и заканчивается точкой.
Ответ: Сегодня прошёл сильный дождь.
Теперь понял, какую роль может сыграть запятая?
Знаки препинания помогают членить текст на предложения, устанавливать связи и отношения между ними; помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их.
Знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы слов и окрашивающие их чувства. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами.
Продолжите фразу
«Сегодня на уроке я повторил…»
«Сегодня на уроке я узнал…»
«Сегодня на уроке мне понравилось…»
«Сегодня на уроке мне было трудно…»
«Сегодня за урок я поставлю себе…»
Нарисуйте свое настроение
Спасибо за совместную
плодотворную работу!