СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к заседанию школьного методического объединения "МИФ" по теме "Формирование навыков смыслового чтения на уроках и внеурочной деятельности"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к заседанию школьного методического объединения "МИФ" по теме "Формирование навыков смыслового чтения на уроках и внеурочной деятельности"»

Формирование навыков смыслового чтения на уроках и внеурочной деятельности  заседание ШМО естественно - математического цикла

Формирование навыков смыслового чтения на уроках и внеурочной деятельности

заседание ШМО естественно - математического цикла

Повестка Анализ сдачи выпускниками ОГЭ, ЕГЭ за 2020-2021 уч. год. Создание творческой группы по подготовке к ГИА в 9 и 11 кл. Итоги контрольных срезов в 5 - 11 кл. Итоги школьного тура олимпиад Организация работы с одаренными детьми Создание личных сайтов. Практикум Формирование навыков смыслового чтения на уроках и во внеурочное время

Повестка

  • Анализ сдачи выпускниками ОГЭ, ЕГЭ за 2020-2021 уч. год.
  • Создание творческой группы по подготовке к ГИА в 9 и 11 кл.
  • Итоги контрольных срезов в 5 - 11 кл.
  • Итоги школьного тура олимпиад
  • Организация работы с одаренными детьми
  • Создание личных сайтов. Практикум
  • Формирование навыков смыслового чтения на уроках и во внеурочное время
включает в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей  и жанров в соответствии  с целями и задачами».

включает в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы

в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей

и жанров в соответствии

с целями и задачами».

Смысловое чтение  «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного,  публицистического  и официально - делового  стилей; понимание  и адекватная оценка  языка средств  массовой информации»

Смысловое чтение

«осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного,

публицистического

и официально - делового

стилей; понимание

и адекватная оценка

языка средств

массовой информации»

Основные умения смыслового чтения: умение осмысливать цели чтения; умение выбирать вид чтения в зависимости  от его цели; умение извлекать необходимую информацию  из прослушанных текстов различных жанров; умение определять основную и  второстепенную информацию; умение свободно ориентироваться  и воспринимать тексты художественного,  научного, публицистического и официально -  делового стилей;  умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

Основные умения смыслового чтения:

  • умение осмысливать цели чтения;
  • умение выбирать вид чтения в зависимости

от его цели;

  • умение извлекать необходимую информацию

из прослушанных текстов различных жанров;

  • умение определять основную и

второстепенную информацию;

  • умение свободно ориентироваться

и воспринимать тексты художественного,

научного, публицистического и официально -

делового стилей;

  • умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
Типы чтения :   коммуникативное чтение вслух и про себя;  учебное;  самостоятельное. Виды чтения :  ознакомительное, поисковое или просмотровое, изучающее и вдумчивое.

Типы чтения :  

  • коммуникативное чтение вслух и

про себя;

  • учебное;
  • самостоятельное.

Виды чтения

  • ознакомительное,
  • поисковое или просмотровое,
  • изучающее и вдумчивое.
Формирование умений выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно,  отвечать на вопросы по содержанию словами текста;  выделять опорные слова;  уметь прогнозировать содержание читаемого;  формулировать тему небольшого текста;  выявлять смысловой подтекст;   находить главную мысль;

Формирование умений

  • выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно,
  • отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
  • выделять опорные слова;
  • уметь прогнозировать содержание читаемого;
  • формулировать тему небольшого текста;
  • выявлять смысловой подтекст;
  • находить главную мысль;
Формирование навыков смыслового чтения на уроках и во внеурочное время   На уроках математики На уроках алгебры На уроках геометрии На уроках биологии На уроках химии На уроках физики На уроках информатики

Формирование навыков смыслового чтения на уроках и во внеурочное время

На уроках математики

На уроках алгебры

На уроках геометрии

На уроках биологии

На уроках химии

На уроках физики

На уроках информатики

Некоторые типы заданий, которые позволяют развивать и проверять навыки смыслового чтения. 1. Задания «множественного выбора»: 1) выбор правильного ответа из предложенных вариантов; 2) определение вариантов утверждений, соответствующих / не соответствующих содержанию текста / не имеющих отношения к тексту; 3) установление истинности / ложности информации по отношению к содержанию текста. 2. Задания «на соотнесение» : 1) нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, картинками, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами); 2) нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, картинок, схем и т. п..

Некоторые типы заданий, которые позволяют развивать и проверять навыки смыслового чтения.

  • 1. Задания «множественного выбора»:
  • 1) выбор правильного ответа из предложенных вариантов;
  • 2) определение вариантов утверждений, соответствующих / не соответствующих содержанию текста / не имеющих отношения к тексту;
  • 3) установление истинности / ложности информации по отношению к содержанию текста.
  • 2. Задания «на соотнесение» :
  • 1) нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, картинками, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами);
  • 2) нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, картинок, схем и т. п..
Некоторые типы заданий, которые позволяют развивать и проверять навыки смыслового чтения. 3. Задания «на дополнение информации»: 1) заполнение пропусков в тексте предложениями / несколькими словами/одним словом; 2) дополнение (завершение) предложений.   4. Задания «на перенос информации»:  1) заполнение таблиц на основе прочитанного;  2) дополнение таблиц/схем на основе прочитанного. 5. Задания «на восстановление деформированного текста»:   расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной последовательности.

Некоторые типы заданий, которые позволяют развивать и проверять навыки смыслового чтения.

  • 3. Задания «на дополнение информации»:
  • 1) заполнение пропусков в тексте предложениями / несколькими словами/одним словом; 2) дополнение (завершение) предложений.
  •   4. Задания «на перенос информации»:

1) заполнение таблиц на основе прочитанного;

2) дополнение таблиц/схем на основе прочитанного.

  • 5. Задания «на восстановление деформированного текста»:

  расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной последовательности.

Приемов и методов много (рассмотрим 2) Планируемый результат обучения в соответствие с новым стандартом Приемы и методы на уроках математики Работа с текстом:  поиск информации и понимание прочитанного Сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты «Чтение» графиков,  диаграмм, таблиц, графическая иллюстрация математической закономерности. Работа с текстом:  преобразование и интерпретация информации Обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов. «Озвучить» краткий план решения задачи.

Приемов и методов много (рассмотрим 2)

Планируемый результат обучения в соответствие с новым стандартом

Приемы и методы на уроках математики

Работа с текстом:  поиск информации и понимание прочитанного

Сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты

«Чтение» графиков,  диаграмм, таблиц, графическая иллюстрация математической закономерности.

Работа с текстом:  преобразование и интерпретация информации

Обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов.

«Озвучить» краткий план решения задачи.

К сплошным текстам относятся:     1) описание (художественное и техническое); 2) повествование (рассказ, отчет, репортаж); 3) объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация); 4) аргументация (научный комментарий, обоснование); 5) инструкция (указание к выполнению работы; правила, уставы, законы).

К сплошным текстам относятся:

  •   1) описание (художественное и техническое);
  • 2) повествование (рассказ, отчет, репортаж);
  • 3) объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация);
  • 4) аргументация (научный комментарий, обоснование);
  • 5) инструкция (указание к выполнению работы; правила, уставы, законы).
К несплошным текстам можно отнести: 1) формы (налоговые, визовые, ан кеты и др.); 2) информационные листы (расписания, прейскуранты, каталоги и др.);   3) расписки (ваучеры, билеты, накладные, квитанции); 4) сертификаты (ордера, аттестаты, дипломы, контракты и др.); 5) призывы и объявления (приглашения, повестки и др.); 6) таблицы и графики; 7) диаграммы; 8) таблицы и матрицы; 9) списки; 10) карты.

К несплошным текстам можно отнести:

  • 1) формы (налоговые, визовые, ан кеты и др.);
  • 2) информационные листы (расписания, прейскуранты, каталоги и др.);
  •   3) расписки (ваучеры, билеты, накладные, квитанции);
  • 4) сертификаты (ордера, аттестаты, дипломы, контракты и др.);
  • 5) призывы и объявления (приглашения, повестки и др.);
  • 6) таблицы и графики;
  • 7) диаграммы;
  • 8) таблицы и матрицы;
  • 9) списки;
  • 10) карты.
Задания по математике 1.  В таблице даны  результаты забега девочек 8-го класса на дистанцию 60 м. Зачёт выставляется, если показано время не хуже 10,8 с.   Номер дорожки I Время(с) II 12,3 III 9,9 11,7 IV 10,4 Укажите номера дорожек, по которым бежали девочки, получившие зачёт. 1) II, IV 2) только II 3) только III 4) I, III

Задания по математике

1.  В таблице даны  результаты забега девочек 8-го класса на дистанцию 60 м. Зачёт выставляется, если показано время не хуже 10,8 с.

 

Номер дорожки

I

Время(с)

II

12,3

III

9,9

11,7

IV

10,4

Укажите номера дорожек, по которым бежали девочки, получившие зачёт.

1) II, IV

2) только II

3) только III

4) I, III

Прочитайте внимательно текст и выполните задания 1–5. Прочитайте внимательно текст и выполните задание.

Прочитайте внимательно текст и выполните задания 1–5. Прочитайте внимательно текст и выполните задание.

Задание по физике (астрономия, ЕГЭ)

Аль­бе­до Земли

Тем­пе­ра­ту­ра у по­верх­но­сти Земли за­ви­сит от от­ра­жа­тель­ной спо­соб­но­сти пла­не­ты — аль­бе­до. Аль­бе­до по­верх­но­сти — это от­но­ше­ние по­то­ка энер­гии отражённых сол­неч­ных лучей к по­то­ку энер­гии па­да­ю­щих на по­верх­ность сол­неч­ных лучей, вы­ра­жен­ное в про­цен­тах или долях еди­ни­цы. Аль­бе­до Земли в ви­ди­мой части спек­тра — около 40%. В от­сут­ствие об­ла­ков оно было бы около 15%.

Аль­бе­до за­ви­сит от мно­гих фак­то­ров: на­ли­чия и со­сто­я­ния об­лач­но­сти, из­ме­не­ния лед­ни­ков, вре­ме­ни года и со­от­вет­ствен­но от осад­ков. В 90-х годах XX века стала оче­вид­на зна­чи­тель­ная роль аэро­зо­лей — мель­чай­ших твёрдых и жид­ких ча­стиц в ат­мо­сфе­ре. При сжи­га­нии топ­ли­ва в воз­дух по­па­да­ют га­зо­об­раз­ные ок­си­ды серы и азота; со­еди­ня­ясь в ат­мо­сфе­ре с ка­пель­ка­ми воды, они об­ра­зу­ют сер­ную, азот­ную кис­ло­ты и ам­ми­ак, ко­то­рые пре­вра­ща­ют­ся потом в суль­фат­ный и нит­рат­ный аэро­зо­ли. Аэро­зо­ли не толь­ко от­ра­жа­ют сол­неч­ный свет, не про­пус­кая его к по­верх­но­сти Земли. Аэро­золь­ные ча­сти­цы слу­жат яд­ра­ми кон­ден­са­ции ат­мо­сфер­ной влаги при об­ра­зо­ва­нии об­ла­ков и тем самым спо­соб­ству­ют уве­ли­че­нию об­лач­но­сти. А это, в свою оче­редь, умень­ша­ет при­ток сол­неч­но­го тепла к зем­ной по­верх­но­сти.

Про­зрач­ность для сол­неч­ных лучей в ниж­них слоях зем­ной ат­мо­сфе­ры за­ви­сит также от по­жа­ров. Из-за по­жа­ров в ат­мо­сфе­ру под­ни­ма­ет­ся пыль и сажа, ко­то­рые плот­ным экра­ном за­кры­ва­ют Землю и уве­ли­чи­ва­ют аль­бе­до по­верх­но­сти.

 Прочитайте текст и выполните задания 1.  Под аль­бе­до по­верх­но­сти по­ни­ма­ют А) общий поток па­да­ю­щих на по­верх­ность Земли сол­неч­ных лучей В) от­но­ше­ние по­то­ка энер­гии отражённого из­лу­че­ния к по­то­ку по­гло­щен­но­го из­лу­че­ния С) от­но­ше­ние по­то­ка энер­гии отражённого из­лу­че­ния к по­то­ку па­да­ю­ще­го из­лу­че­ния Д) раз­ность между па­да­ю­щей и отражённой энер­ги­ей из­лу­че­ния Ответ: _____ 2.  Какие утвер­жде­ния спра­вед­ли­вы? А. Аэро­зо­ли от­ра­жа­ют сол­неч­ный свет и тем самым спо­соб­ству­ют умень­ше­нию аль­бе­до Земли. Б. Из­вер­же­ния вул­ка­нов спо­соб­ству­ют уве­ли­че­нию аль­бе­до Земли. А) толь­ко А В) толь­ко Б С) и А, и Б Д) ни А, ни Б Ответ: _____ 3.  В таб­ли­це при­ве­де­ны не­ко­то­рые ха­рак­те­ри­сти­ки для двух пла­нет Сол­неч­ной си­сте­мы — Ве­не­ры и Марса. Для какой из пла­нет аль­бе­до имеет боль­шее зна­че­ние? Ответ по­яс­ни­те.
  • Прочитайте текст и выполните задания
  • 1.  Под аль­бе­до по­верх­но­сти по­ни­ма­ют
  • А) общий поток па­да­ю­щих на по­верх­ность Земли сол­неч­ных лучей
  • В) от­но­ше­ние по­то­ка энер­гии отражённого из­лу­че­ния к по­то­ку по­гло­щен­но­го из­лу­че­ния
  • С) от­но­ше­ние по­то­ка энер­гии отражённого из­лу­че­ния к по­то­ку па­да­ю­ще­го из­лу­че­ния
  • Д) раз­ность между па­да­ю­щей и отражённой энер­ги­ей из­лу­че­ния
  • Ответ: _____
  • 2.  Какие утвер­жде­ния спра­вед­ли­вы?
  • А. Аэро­зо­ли от­ра­жа­ют сол­неч­ный свет и тем самым спо­соб­ству­ют умень­ше­нию аль­бе­до Земли.
  • Б. Из­вер­же­ния вул­ка­нов спо­соб­ству­ют уве­ли­че­нию аль­бе­до Земли.
  • А) толь­ко А
  • В) толь­ко Б
  • С) и А, и Б
  • Д) ни А, ни Б
  • Ответ: _____
  • 3.  В таб­ли­це при­ве­де­ны не­ко­то­рые ха­рак­те­ри­сти­ки для двух пла­нет Сол­неч­ной си­сте­мы — Ве­не­ры и Марса. Для какой из пла­нет аль­бе­до имеет боль­шее зна­че­ние? Ответ по­яс­ни­те.
Химия Например Урок в 9 классе по теме «Получение металлов» Текст делится на части . 1 часть «Металлы в природе» 2 часть «Руды» 3 часть «Пирометаллургия» 4 часть «Гидрометаллургия» 5 часть «Электрометаллургия»

Химия

  • Например
  • Урок в 9 классе по теме «Получение металлов» Текст делится на части .
  • 1 часть «Металлы в природе»
  • 2 часть «Руды»
  • 3 часть «Пирометаллургия»
  • 4 часть «Гидрометаллургия»
  • 5 часть «Электрометаллургия»