Частное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 233 ОАО "РЖД"
Педагогический клуб 2022
«КАК ОЦЕНИТЬ ИНДИВИДУАЛЬНУЮ РАБОТУ С ДЕТЬМИ ПО ФГОС»
Консультация для педагогов
подготовил:
старший воспитатель
Кривогорницева Н. В.
Февраль 2022
ЧТО ТАКОЕ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ДОШКОЛЬНИКАМИ?
Индивидуальная работа с детьми в ДОУ - это система целенаправленного психолого-педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение ребенка с учетом особенностей развития его личности.
ЦЕЛИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ
с дошкольниками
обеспечить индивидуализацию образовательного процесса согласно ФГОС;
обеспечить равные возможности для полноценного развития всех
воспитанников группы;
реализовать личностно ориентированный подход к каждому воспитаннику;
создать условия для полноценного участия всех воспитанников группы во всех видах деятельности;
развивать познавательные интересы и способности детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
САМЫЕ ЧАСТЫЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ
ПЕДАГОГОВ ОТНОСИТЕЛЬНО
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:
Индивидуальную работу с дошкольниками нужно проводить только в свободное от занятий время.
Планировать индивидуальную работу с детьми не нужно: она проводится по ситуации в течение всего дня.
Индивидуальная работа с детьми актуальна только в адаптационный период.
Индивидуальную работу с детьми должны проводить только педагог-психолог и учитель-логопед.
В индивидуальной работе нуждаются только отстающие воспитанники.
Действия воспитателя, которые НЕЛЬЗЯ отнести к индивидуальной работе
Индивидуальная работа педагога с детьми
Педагог предлагает этим детям особый тип задания, чтобы они выполнили его: «Вам троим предлагаю вот что: вы — папа, мама и дочка, роли назначаю я. Ну-ка, соберитесь на улицу как настоящая семья»
Педагог подзывает тех детей, кто не начал
делать общее задание, по именам и повторяет общую инструкцию: «Маша, Витя, Оля, одеваемся!»
Педагог предлагает разноуровневые и вариативные задания детям, чтобы каждый выбирал то, что понравится,
и смотрит на результат каждого: «Катя выбрала задание нарисовать, и вот что получилось..., а Таня лепила, и я вижу, что...»
Педагог спрашивает несколько детей
во время занятия: «Катя, а как ты думаешь?
Таня, а ты как это назовешь?»
Педагог обращает внимание ребенка
Педагог наблюдает за ребенком, чтобы понять, как лучше выстроить работу с ним и учитывать его особенности. Например, просит этого ребенка начать собираться
на то, что его занятие или результат отличаются от остальных: «Смотри, все уже
на 2 минуты раньше остальных
собрали краски, а ты еще рисуешь»
Педагог задает или адресует высказывание лично ребенку, чтобы полученный ответ использовать для лучшего понимания ребенка: «Давай-ка попросим твою куколку нам рассказать, почему она так грустит в садике»
Педагог задает вопрос или адресует высказывание лично ребенку и при этом
не ставит перед собой цель лучше понять
ребенка: «Маша, откуда у тебя такая милая
куколка?»
Педагог учитывает устойчивые черты характера, особенности развития ребенка и ситуативные факторы, чтобы выбрать способ воздействия на него и помочь справиться с общими требованиями: продемонстрировать ребенку, как собрать игрушки, сделать это вместе с ним; дать больше времени или чаще напоминать правило
Педагог навязчиво преследует ребенка, отслеживает именно его ошибки, более резко общается с ним: «Ты опять все разбрасываешь! Ты по-хорошему не понимаешь».
КРИТЕРИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ
с дошкольниками
Наличие плана индивидуальной работы;
Время индивидуальной работы в режиме дня;
Объем работы с каждым ребенком;
Формы и методы индивидуальной работы;
Мотивация к индивидуальной деятельности.
ПРИМЕРЫ, КАК МОТИВИРОВАТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Мотивационный прием
Содержание
Воспитатель:
Ребята, отгадайте загадку:
«Не дерево, а с листами,
не рубашка, а сшита, не растение, а с корешком, не человек,
а с разумом». Да, это книга. Когда их не читают, они грустят.
Машенька, хочешь помочь сделать книги веселыми?
Использование
художественного слова, фольклора
(словесный прием)
Воспитатель: Даша, в какие игры ты больше всего любишь
играть? В школу, дочки-матери. Давай поиграем в школу! Я и кукла Зоя будем твоими ученицами, а ты будешь учителем. Вот у нас наборы цифр, какое задание ты нам дашь? (Разложить цифры
по порядку, соотнести цифру и количество предметов на карточке). Я с заданием справилась, а вот Зоя не знает, как его сделать. Давай ее научим.
Игра в школу
(игровой прием)
Воспитатель: Саша, я знаю, ты любишь рисовать. И наш мишка тоже очень любит рисовать. Он хочет нарисовать своей маме- медведице букет в подарок. Она любит и оранжевые, и розовые цветы. Но мишка огорчен: у него нет ни розовой, ни оранжевой, ни зеленой краски, только красная, белая, синяя и желтая. Как ему получить оранжевую, розовую краску для цветов и зеленую для стебельков? На занятии мы играли с красками, смешивали их и получали новые цвета. Ты помнишь, как это делать? Поможешь мишке?
Помощь игровому
персонажу
(практический прием,
экспериментирование)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что находится в этой коробке? Тут спряталась крошечная кошечка. Как вы хотите ее назвать? У нее нет пока дома, но мы можем сделать для нее место и мебель. А мебель смастерим из предметов, которые находятся в этой же коробке. Что здесь есть?
Использование обычных предметов в необычном качестве (эвристический
прием)
Воспитатель: Антон, закрой глаза на секундочку. А теперь открой
и посмотри, какой гость к тебе прилетел. Это осенний лист. С какого дерева этот лист? Тебе нравится этот листочек, он красивый? А какие еще подарки осени тебе нравятся? Что ты больше всего любишь в осеннее время?
Рассматривание
объекта природы
(наглядный прием)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!