СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Марийцы и ханты"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Марийцы и ханты"»

Интересные факты о народах марийцах и хант Традиции, жизнь, народные костюмы Работу выполнила студентка СГПК им. Куратова 721 группы Анучина Марина

Интересные факты о народах марийцах и хант

Традиции, жизнь, народные костюмы

Работу выполнила студентка СГПК им. Куратова 721 группы

Анучина Марина

Марийцы (мари, черемисы) — хранители священных рощ

Название

Численность

Численность марийцев, по данным переписи 2010 года, составляет более 574 тысяч человек. Большая часть из них, 290 тысяч, проживает в Республике Марий Эл, что в переводе означает «край, родина марийцев». Чуть меньшая, однако самая крупная община за пределами Марий Эл находится в Башкирии — 103 тысячи человек. Оставшаяся часть марийцев населяет в основном регионы Поволжья и Урала, живет по всей Россией и за ее пределами. Значительная часть проживает в Челябинской и Томской областях, Ханты-Мансийском АО. Наиболее крупные диаспоры:

- Кировская область — 29,5 тыс. чел.

  • Самоназвание марийского народа восходит к слову «мари» или «марий», что значит «человек». В древности горные и луговые племена, обитавшие в Волго-Вятском междуречье, назывались черемисами. Первое упоминание о них в 960 году встречается в письме кагана Хазарии Иосифа: он упоминал «царемисов» в числе народностей, плативших каганату дань. Русские летописи отметили черемисов гораздо позже, лишь в XIII столетии, наряду с мордвой причислив их к народам, обитавшим на реке Волге. Значение названия «черемис» до конца не установлено. Доподлинно известно, что часть «мис», так же, как и «мари», означает «человек». Однако каким был этот человек, мнения исследователей расходятся. Одна из версий отсылает к тюркскому корню «чер», означающему «сражаться, воевать». От него же происходит и слово «янычар». Эта версия выглядит правдоподобно, поскольку марийский язык является самым тюркизированным из всей финно-угорской группы.

- Татарстан — 18,8 тыс. чел.

- Удмуртия — 8 тыс. чел.

- Свердловская область — 23,8 тыс. чел.

- Пермский край — 4,1 тыс. чел.

- Казахстан — 4 тыс. чел.

- Украина — 4 тыс. чел.

- Узбекистан — 3 тыс. чел.

Язык

  • Лугово-восточный марийский язык, являющийся, наряду с русским и горномарийским, государственным в Республике Марий Эл, входит в большую группу финно-угорских языков. А также наряду с удмуртским, коми, саамским, мордовским языками входит в малую финно-пермскую группу. Точных данных о происхождении языка нет. Считается, что он сформировался в Поволжье еще до X столетия на базе финно-угорских и тюркских диалектов. Значительные изменения он претерпел в период вхождения марийцев в состав Золотой Орды и Казанского каганата. Марийская письменность возникла достаточно поздно, лишь во второй половине XVIII века. Из-за этого нет никаких письменных свидетельств о быте, жизни и культуре марийцев на всем протяжении их становления и развития. Алфавит был создан на основе кириллического, а первый сохранившийся до наших дней текст на марийском относится к 1767 году. Его создали учившиеся в Казани горномарийцы, а посвящен он был приезду императрицы Екатерины Второй. Современный алфавит был создан в 1870 году. Сегодня на лугово-восточном марийском языке издается ряд национальных газет и журналов, его изучают в школах Башкирии и Марий Эл.
внешность Антропология марийцев восходит к древнеуральской общности, которая сформировала отличительные черты внешности народов финно-угорской группы в результате смешения с европеоидами. Генетические исследования показывают наличие у марийцев генов гаплогрупп N, N2a, N3a1, которые есть также у вепсов, удмуртов, финнов, коми, чувашей и прибалтийцев. Аутосомные исследования показали родство с казанскими татарами.  Антропологический тип современных марийцев — субуральский. Уральская раса является промежуточной между монголоидной и европеоидной. У марийцев же наблюдается больше, по сравнению с традиционной формой, монголоидных признаков.  Отличительными чертами внешности являются: средний рост; желтоватый или более темный, чем у европеоидов, цвет кожи; миндалевидные, чуть раскосые глаза с опущенными вниз внешними уголками; прямые, плотные волосы темного или русого оттенка; выступающие скулы.

внешность

  • Антропология марийцев восходит к древнеуральской общности, которая сформировала отличительные черты внешности народов финно-угорской группы в результате смешения с европеоидами. Генетические исследования показывают наличие у марийцев генов гаплогрупп N, N2a, N3a1, которые есть также у вепсов, удмуртов, финнов, коми, чувашей и прибалтийцев. Аутосомные исследования показали родство с казанскими татарами. Антропологический тип современных марийцев — субуральский. Уральская раса является промежуточной между монголоидной и европеоидной. У марийцев же наблюдается больше, по сравнению с традиционной формой, монголоидных признаков. Отличительными чертами внешности являются:
  • средний рост;
  • желтоватый или более темный, чем у европеоидов, цвет кожи;
  • миндалевидные, чуть раскосые глаза с опущенными вниз внешними уголками;
  • прямые, плотные волосы темного или русого оттенка;
  • выступающие скулы.

Традиционные костюмы

Мужские и женские традиционные костюмы были схожими по комплектации, однако женский украшался более ярко и богато. Так, повседневный наряд состоял из похожей на тунику рубахи, которая у женщин была длинной, а мужчин не доходила до колен. Под нее надевали просторные штаны, сверху кафтан. Нательная одежда шилась из домотканой материи, которую производили из конопляных волокон или шерстяных нитей. Женский костюм дополнялся расшитым передником, орнаментами украшали рукава, манжеты и ворот рубахи. Традиционные узоры — кони, солярные знаки, растения и цветы, птицы, бараньи рога. В холодное время года поверх нее надевали сюртуки, тулупы и шубы из овечьей шкуры. Обязательный элемент костюма — пояс или поясная обмотка из полотняного куска материи. Женщины дополняли ее подвесками из монет, бисера, ракушек, цепочек. Обувь изготавливали из лыка или кожи, в болотистой местности ее снабжали специальными деревянными платформами. Мужчины носили высокие шляпы с узкими полями и накомарники, поскольку большую часть времени проводили вне дома: на поле, в лесу или на реке. Женские головные уборы славились большим разнообразием. От русских была заимствована сорока, популярностью пользовался шарпан, то есть повязанное вокруг головы полотенце, скрепленное очельем — узкой полоской ткани, расшитой традиционными орнаментами. Отличительный элемент свадебного костюма невесты — объемное нагрудное украшение из монет и металлических декоративных элементов. Оно считалось семейной реликвией и передавалось из поколения в поколение. Вес такого украшения мог доходить до 35 килограммов. В зависимости от места проживания, особенности костюмов, орнаментов и расцветок могли значительно различаться.

традиции

  • Наиболее полно древние традиции сохранились в свадебных и похоронных обрядах. Свадьба всегда начиналась с шумного выкупа, после молодые на телеге или санях, покрытых медвежьей шкурой, направлялись к карту для совершения обряда венчания. Всю дорогу жених щелкал специальной плеткой, отгоняя злых духов от будущей жены: этот хлыст затем оставался в семье на всю жизнь. Кроме того, руки их связывали полотенцем, что символизировало связь на всю оставшуюся жизнь. До сих пор сохранилась и традиция печь на утро после свадьбы блины для новоиспеченного мужа. Особый интерес вызывают похоронные обряды. В любое время года умершего доставляли на погост на санях, а в домовину клали в зимней одежде, снабжая набором вещей. Среди них:
  • льняное полотенце, по которому он спустится в царство мертвых — отсюда пошло выражение «скатертью дорога»;
  • ветки шиповника, чтобы отгонять собак и змей, охраняющих загробный мир;
  • скопленные при жизни ногти, чтобы цепляться ими за скалы и горы на пути;
  • Спустя сорок дней совершали не менее жуткий обычай: друг покойного облачался в его одежду и садился с близкими умершего за один стол. Его принимали за погибшего и задавали ему вопросы о жизни на том свете, передавали приветы, сообщали новости. Во время общих праздников поминовения также вспоминали о покойных: для них накрывали отдельный стол, на который хозяйка ставила понемногу все угощения, что приготовила для живых.
жизнь Основным занятием народа мари было земледелие пашенного типа. Полевые культуры — полба, овес, лен, конопля, гречиха, овес, ячмень, рожь, репа. В огородах сажали морковку, хмель, капусту, картофель, редьку, лук.  Животноводство было меньше распространено, однако для личного пользования разводили птицу, лошадей, коров и овец. А вот козы и свиньи считались нечистыми животными. Среди мужских ремесел выделялась резьба по дереву и обработка серебра для изготовления ювелирных украшений.  С древности занимались бортничеством, а позднее и пасечным пчеловодством. Мед использовали в кулинарии, делали из него хмельные напитки, а также активно экспортировали в соседние регионы. Пчеловодство распространено и сегодня, являясь хорошим источником дохода для деревенских жите

жизнь

  • Основным занятием народа мари было земледелие пашенного типа. Полевые культуры — полба, овес, лен, конопля, гречиха, овес, ячмень, рожь, репа. В огородах сажали морковку, хмель, капусту, картофель, редьку, лук. Животноводство было меньше распространено, однако для личного пользования разводили птицу, лошадей, коров и овец. А вот козы и свиньи считались нечистыми животными. Среди мужских ремесел выделялась резьба по дереву и обработка серебра для изготовления ювелирных украшений. С древности занимались бортничеством, а позднее и пасечным пчеловодством. Мед использовали в кулинарии, делали из него хмельные напитки, а также активно экспортировали в соседние регионы. Пчеловодство распространено и сегодня, являясь хорошим источником дохода для деревенских жите
Ханты — мужественные жители Севера   НАЗВАНИЕ ЯЗЫК Ханты — коренное население сибирского севера. Относятся к угорским народам, наряду с манси. Этот малочисленный народ сумел сохранить свою культуру до наших дней. Отдельные группы хантов и сейчас живут согласно древним традициям и обычаям. Себя представители этого народа называют хантэ — человек. В финно-угорских языках похожие слова обозначают сообщество. Также их самоназвание кантэк, то есть — Кондинские люди (по названию реки Конда). Старое название хантов — остяки. Этот термин происходит от слова «иштяк», что значит «чужак». Самоеды (коренные народы Сибири) звали их ярган от слова «яра» — чужой.    Ханты разговаривают на хантыйском (остяцком) языке, который принадлежит к угорской ветви уральской языковой семьи. Туда же относятся мансийский и венгерский. Его особенностью является наличие множества диалектов.

Ханты — мужественные жители Севера

НАЗВАНИЕ

ЯЗЫК

  • Ханты — коренное население сибирского севера. Относятся к угорским народам, наряду с манси. Этот малочисленный народ сумел сохранить свою культуру до наших дней. Отдельные группы хантов и сейчас живут согласно древним традициям и обычаям.
  • Себя представители этого народа называют хантэ — человек. В финно-угорских языках похожие слова обозначают сообщество. Также их самоназвание кантэк, то есть — Кондинские люди (по названию реки Конда). Старое название хантов — остяки. Этот термин происходит от слова «иштяк», что значит «чужак». Самоеды (коренные народы Сибири) звали их ярган от слова «яра» — чужой.
  • Ханты разговаривают на хантыйском (остяцком) языке, который принадлежит к угорской ветви уральской языковой семьи. Туда же относятся мансийский и венгерский. Его особенностью является наличие множества диалектов.
ВНЕШНОСТЬ Антропологически ханты относятся к уральской расе, которая имеет признаки монголоидных и европеоидных черт. Причем преобладают монголоидные черты. Ханты небольшого роста, у мужчин он составляет 160 см, что ниже среднего. Телосложение худощавое. Лицо плосковатое, с несколько выступающими скулами. Нос короткий, расширенный книзу, что характерно для монголоидов. Распространено наличие эпикантуса (складки возле внутреннего уголка глаза). Другие черты, характерные для хантов: прямые черные волосы; толстые губы; глаза карие; широкое лицо. У мужчин практически не растет борода (признак монголоидной расы). Волосы на голове носят распущенными, девушки заплетают их в косы.

ВНЕШНОСТЬ

  • Антропологически ханты относятся к уральской расе, которая имеет признаки монголоидных и европеоидных черт. Причем преобладают монголоидные черты. Ханты небольшого роста, у мужчин он составляет 160 см, что ниже среднего. Телосложение худощавое. Лицо плосковатое, с несколько выступающими скулами. Нос короткий, расширенный книзу, что характерно для монголоидов. Распространено наличие эпикантуса (складки возле внутреннего уголка глаза). Другие черты, характерные для хантов:
  • прямые черные волосы;
  • толстые губы;
  • глаза карие;
  • широкое лицо.
  • У мужчин практически не растет борода (признак монголоидной расы). Волосы на голове носят распущенными, девушки заплетают их в косы.

Традиционный костюм

  • Для создания одежды ханты использовали главным образом шкуры животных (оленей, собак, диких зверей). В южных областях выращивали лен, коноплю, ткали из них полотна, шили рубахи и штаны. Конопляные волокна очень прочные, хорошо держат тепло. Женские рубахи были прямого кроя, с присборенным воротом. Северные ханты ткачество не знали. Самым древним видом одежды было платье из рыбьей кожи. Сейчас такие экземпляры можно увидеть в музеях северной культуры. Халаты из рыбьей кожи надевали для защиты от дождя, на рыболовных промыслах. Основным видом одежды хантов всегда были меховые распашные одеяния. Это одежда свободного покроя, типа халатов, сшитая из выделанных шкур, завязывающаяся на пояс.
  • Позднее ее вытеснили промысловые виды с глухим покроем, которые популярны до сих пор. Они представляют собой туники длиной ниже колена с капюшоном. Их шьют мехом внутрь. Детали одежды сшивают сухожильными нитками. Отделкой служат беличьи хвостики, ушки, полоски меха контрастных цветов. Женские парки не отличаются от мужских, но отделываются богаче. Из меха разных расцветок выкладывают национальные орнаменты. Типичными рисунками являются: «оленьи рога», «лисьи уши», «сидящая собака». На ногах носили кисы или унты, под которые надевали теплые вязаные носки из шерсти. Кисы шьются мехом наружу, а унты — внутрь. Кисы отличаются богатой отделкой, их украшают геометрическими узорами, бисером. Унты являются охотничьей и рыбацкой обувью. Это очень теплые сапоги с высоким голенищем из прочной оленьей кожи и собачьего меха.

жизнь

  • Основными занятиями хантов являются рыболовство, охота, скотоводство. Промыслы немного различаются в зависимости от локализации определенной группы. Для северных групп характерно упряжное собаководство, оленеводство, широко развит рыбный промысел. В южных районах распространено разведение крупного рогатого скота, овощеводство, земледелие. Олени в основном служат транспортом. На них удобно кочевать с места на место, перевозить чумы, тюки с вещами. В пищу используется оленье молоко и продукты из него. Шкуры идут на изготовление одежды, обуви. Для еды применяется мясо диких зверей, птиц. Охотятся на лосей, косуль, медведей. Большое значение имеет рыба. Ее заготавливают разными способами. Кроме того, летом занимаются собирательством. В пищу употребляются ягоды, орехи, съедобные растения

Ханты всегда бережно относились к природе. Они никогда не убивали беременных самок или молодняк. Рыболовные сети имеют крупные ячейки, в которые проходит только взрослая рыба. Они осознают, что нужно дать природе восполнить ресурсы, нельзя уничтожать ее бездумно. Охотники почитали животных, на которых охотились. Был распространен ритуал жертвования божествам леса. Первого убитого животного отдавали им в дар. Для рыболовства использовались лодки, выдолбленные из дерева, для передвижения на дальние расстояния делали лодку большого размера с надстройкой из бересты. Традиционными ремеслами для хантов являются:

  • Резьба по кости, дереву.
  • Изготовление берестяных изделий.
  • Плетение из травы, камыша, прутьев.
  • Кузнечное дело.

традиции

Особое значение у хантов имеет Медвежий праздник. Древняя легенда говорит о том, что медведь — это младший сын Торума. Этим объясняется его огромная сила и непобедимость. Когда бог послал его на землю, то дал указание не уничтожать поселения людей и не убивать оленей (еще одно священное животное). Однако из-за голода сын ослушался отца. В наказание Торум сделал его смертным, как людей. Душа осталась бессмертной и после смерти медведя должна вернуться к отцу. Поэтому в честь убитого медведя охотники устраивают праздник. Он продолжается несколько дней. Люди надевают шкуру медведя, устраивают представление с танцами, песнями. Исполняется ритуальный танец со стрелами. Медведя восхваляют как сильного и ловкого зверя. В песнях приносят извинения за его смерть. В его убийстве обвиняется ружье. Вороны представляются ворами, которые хотят украсть душу и мясо медведя. Люди же, наоборот, защищают его и не отдают воронам душу. После выступления варят мясо с соблюдением определенных ритуалов. Кости подвергаются захоронению. Отдельные части тела: губы, череп, куски шкуры складывают и хранят отдельно как священные предметы.

  • Народные праздники хантов связаны с животными, которым они поклонялись. Весной отмечают Вороний день, это праздник наступления тепла, о котором возвещают вороны. Это первые птицы, прилетающие на север. Они вьют гнезда, своими криками пробуждая природу и призывая весну. Ворона почитается как покровительница матерей и младенцев. Мох, на котором посидела эта птица, стелют в детские люльки. На Вороний день нельзя шить, рубить дрова. На священных местах готовят еду, молятся духам природы и березе. Береза символизирует женское начало. На ее ветки привязывают цветные ленты, вешают баранки, монеты. Лента означает подарок богу Торуму. Если загадать желание в этот день, то оно исполниться. В честь Торума делают жертвенное подношение — закалывают оленя. Его голову и шкуру развешивают на дереве. Мясо едят, пьют оленью кровь.