Модель реализации дистанционного обучения детей на территории МОГО «Сыктывкар»
Наименование образовательной организации
Муниципальный опорный центр дополнительного образования детей г. Сыктывкара.
Номинация
Модель реализации дистанционного обучения
Руководитель и авторы проекта
Мозер С.В., руководитель МОЦ ДОД г. Сыктывкара, Балыгина Т.В., зам. директора по ВР МУДО «ЦППМиСП», Коюшева И.Б., руководитель отдела профориентации МУДО «ЦППМиСП», Цветкова А.В., руководитель ТПМПК, Уразова Л.В., зам. директора по УВР МАУДО «ДТДиУМ», Екимова Т.Б., методист МАУДО «ДТДиУМ», Кальницкая Т.С., методист ГАУДО РК «РЦДО», Попова С.В. педагог дополнительного образования МАУДО «ДТДиУМ», Шищук И.Н., педагог дополнительного образования МУДО «ЦДОД «Олимп»
Сроки реализации
2019-2022гг.
Целевая аудитория
Учащиеся от 5-18 лет, родители/законные представители, руководящие и педагогические работники, проживающие на территории АМОГО «Сыктывкар»
Проблема
По итогам проведенного исследования среди родителей/законных представителей учащихся, проживающих на территории МОГО «Сыктывкар» выявлено:
- 87% респондентов считают, что занятия в системе дополнительного образования могут повлиять на выбор ребенком будущей профессии;
- 67% респондентов согласны с тем, что дистанционное обучение сможет повысить доступность дополнительного образования, в том числе для детей, проживающих в удаленных территориях, находящихся в ТЖС, одарённых детей.
На вопрос «Как Вы считаете, какие еще кружки/секции нужно открыть в г. Сыктывкаре или по месту жительства?» самыми активными в ответах были родители из школ удаленных территорий СОШ№9, 15, 20 – они предложили построить и открыть по месту жительства, для бесплатного посещения школьниками: Спортивный центр, Бассейн, центр дополнительного образования с разными кружками, Кванториум, Технопарк.
Родители многих школ высказали, что очень сложно записать и посещать кружки дополнительного образования детям, которые учатся во вторую смену.
44% родителей желали бы по месту проживания чтобы работали такие кружки как: театральный, танцевальный (хип-хоп, современная хореография), вокал, цифровые, компьютерные технологии, робототехника, дизайн, фото, видео сьемка, создание видеороликов мультфильмов, журналистика, швейное мастерство, изготовление изделий из бересты, кулинарный кружок, игротека, дополнительная азбука, ментальная арифметика.
Актуальность
Удовлетворение образовательных потребностей обучающихся МОГО «Сыктывкар» посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ, в том числе модульных, с использованием дистанционных образовательных технологий.
Цель
Задачи
Формирование образовательного пространства на территории МОГО «Сыктывкар» посредством расширения спектра дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых с использованием дистанционных образовательных технологий до 2022 года.
1. Проведение исследования по направлениям: образовательные потребности участников образовательного процесса (учащиеся и родители), существующие модели и услуги.
2. Проведение анализа кадровых, материально-технических ресурсов организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы на предмет свободного применения ДОТ.
3. Повышение квалификации педагогических работников, разрабатывающих и реализующих модульные программы с применением ДОТ.
4. Разработка, корректировка и реализация модульных дополнительных общеобразовательных программ с применением ДОТ.
5. Расширение спектра модульных дополнительных общеобразовательных программ для разных категорий учащихся (дети, проживающие в удаленных территориях, одаренные дети, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации, дети, находящиеся на семейном обучении).
6. Проведение мониторинга удовлетворенности участников образовательного процесса возможностью выстраивания индивидуальных образовательных траекторий за счет реализации программ с использованием ДОТ.
Планируемые результаты
- проведен анализ существующих моделей, услуг, форм: Центры дистанционного обучения на базе СыктГу, Лесного института, Сыктывкарского политехнического техникума, дистанционного обучения на базе ГОУ РК «РЦО», в котором создана модель интеграции обучения в ОО и очного обучения с помощью дистанционных технологий (для детей- инвалидов), дистанционная школа «Ступени» ГАУДО РК «РЦДО». Формы – ДОП с применением ДОТ, включение раздела «самостоятельная работа учащихся» в ДОП, предусматривающая в том числе применение ДОТ и электронного обучения (2019)
- проведены занятия, тематические беседы, профилактические классные часы, родительские собрания, мастер-классы.
- мероприятия воспитательного характера, в том числе для детей ТЖС и детей-инвалидов: интеллектуальные игры, социальные акции, проектная деятельность, он-лайн выставки и фотовыставки, марафоны, квесты, мастер-классы, тематические игры, спортивные мероприятия, концерты, фотовыставки, выставки поделок, конкурсы, фестивали (2020)
- проведен анализ кадровых, материально-технических ресурсов организаций, реализующих дополнительных общеобразовательных программ с применением ДОТ: кадровый ресурс достаточный (всего пдо – 659 чел., из них молодые специалисты – 252 чел.), МТБ – на базе школ в компьютерных классах, на базе центров дополнительного образования- отдельные компьютеры с приложениями и платформами (2020)
Планируемые результаты
Планируются и проводятся обучающие он-лайн мероприятия, направленные на повышение профессионального роста педагогических работников по разработке и реализации модульных программ с применением ДОТ (для построения индивидуальных образовательных траекторий) (2021-2022)
Увеличен спектр дополнительных общеобразовательных программ (в пределах 5% от общего количества ДОП) для учащихся МОГО «Сыктывкар» (с распространением за пределы), в том числе разных категорий учащихся (дети, проживающие в удаленных территориях, одаренные дети, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации, дети, находящиеся на семейном обучении) (2022)
Проведение мониторинга по удовлетворенности участников образовательного процесса возможностью выстраивания индивидуальных образовательных траекторий за счет реализации программ с использованием ДОТ.
Этапы реализации модели дистанционного обучения для учащихся МОГО «Сыктывкар», в том числе для разных категорий детей
Подготовительный этап
Создание рабочей группы по реализации модели.
Проведение исследования по направлениям:
- образовательные потребности родителей и детей сельской местности;
- существующие модели и услуги дополнительного образования, фактически оказываемые в селе;
- потенциал педагогов и других работников гуманитарной сферы сельской местности,
- возможность их быстрой профессиональной переподготовки для освоения механизмов и инструментов модели
Изучение ситуации на местах о состоянии поселков в разрезе доступности образования, наличия интернета, кадровых и других ресурсов.
Разработка проекта модели дистанционного обучения.
Основной этап
- Повышение квалификации педагогических работников в области разработки программ с использованием ДОТ.
- Разработка методических рекомендаций по организации дистанционного обучения и разработке программ с использованием ДОТ в учреждениях дополнительного образования.
- Совместная разработка (специалисты МОЦ) модульных программ с системой заочных заданий и системой заочного дистанционного обучения, с выходом на проекты и исследовательскую деятельность.
- Организационно-методическое и консультационное сопровождение педагогов по разработке программ.
- Разработка учебных краеведческих экскурсий в удаленные территории и городские территории, в том числе виртуальные.
- Проведение муниципального фестиваля «Мастерство и творчество», 9-ой краеведческой конференции «Мой Сыктывкар», посвященной исследованию своей территории.
- Мотивация студентов ВПО и СПО для работы с разными категориями детей по программам с использованием ДОТ.
Итоговый этап
Расширение спектра модульных дополнительных общеобразовательных программ для разных категорий учащихся (дети, проживающие в удаленных территориях, одаренные дети, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации, дети, находящиеся на семейном обучении).
Реализация модульных программ с использованием ДОТ и ЭО.
Обучение педагогических кадров от общего количества педагогов дополнительного образования и методистов.
Оформление и распространение методических материалов, описывающих наиболее успешный опыт реализации инструментов и механизмов обеспечения качественных и востребованных услуг дополнительного образования
Проведение мониторинга удовлетворенности участников образовательного процесса возможностью выстраивания индивидуальных образовательных траекторий за счет реализации программ с использованием ДОТ.
План мероприятий модели на 2019-2022 гг.
Название мероприятия
Сроки реализации
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Ответственные
Создание рабочей группы по разработке и реализации модели
Результат
Проведение исследования по направлениям:
Январь 2019
Администрация ГО МО «Сыктывкар»,
- образовательные потребности родителей и детей сельской местности;
Январь-март 2019
Изучение ситуации на местах о состоянии поселков в разрезе доступности образования, наличия интернета, кадровых и других ресурсов
Корректировка проекта модели
Январь-март 2021
Рабочая группа
- существующие модели и услуги дополнительного образования, фактически оказываемые в селе;
Приказ
Управление образования АМО ГО «Сыктывкар», управление культуры, управление спорта, ФГБОУ ВО «СГУ», Министерство сельского хозяйства, Дворец, представители партнеров (реального сектора экономики)
Отчет-анализ
- потенциал педагогов и других работников гуманитарной сферы сельской местности,
Рабочая группа
Февраль 2021
- возможность их быстрой профессиональной переподготовки для освоения механизмов и инструментов модели
Перечень документов, по которым будет происходить реализация плана мероприятий
Рабочая группа
Модель
Название мероприятия
ОСНОВНОЙ ЭТАП
Сроки реализации
Повышение квалификации педагогических работников в области разработки программ с использованием ДОТ (курсы повышения квалификации, семинары/вебинары, педсоветы, планерки и т.д.)
Ответственные
Постоянно
Результат
Разработка методических рекомендаций по организации дистанционного обучения и разработке программ с использованием ДОТ в учреждениях дополнительного образования
Совместная разработка (специалисты МОЦ) модульных программ с системой заочных заданий и системой заочного дистанционного обучения, с выходом на проекты и исследовательскую деятельность.
Рабочая группа, МУДПО «ЦРО», ГАУДО РК «РЦДО» и интернет-ресурсы, а также самообразование
С марта 2020
Постоянно с 2019 года
Документы об обучении
Педагогические и методические работники, техническая служба и т.д.
Методические рекомендации
Педагогические и методические работники, техническая служба и т.д.
Программы
Название мероприятия
Сроки реализации
Организационно-методическое и консультационное сопровождение педагогов по разработке программ
Ответственные
Постоянно
Разработка учебных краеведческих экскурсий в удаленные территории и городские территории, в том числе виртуальные.
Результат
Проведение муниципального фестиваля «Мастерство и творчество»
Методическая служба
2021-2022
Мотивация студентов ВПО и СПО для работы с разными категориями детей по программам с использованием дистанционного и электронного обучения
Ноябрь-декабрь 2021
Учащиеся и педагоги
УМК
Экскурсии
Педагогические работники
Постоянно
Приказ, положение, методические рекомендации по подготовке к конкурсу, выявление лучших практик
Педагогические работники-наставники, руководители практик
Молодые специалисты, имеющие опыт реализации программ с использованием ДОТ и умеющие по ним работать
Название мероприятия
ИТОГОВЫЙ ЭТАП
Сроки реализации
Расширение спектра модульных дополнительных общеобразовательных программ для разных категорий учащихся (дети, проживающие в удаленных территориях, одаренные дети, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации, дети, находящиеся на семейном обучении) (10-15 ед.).
Ответственные
2019-2022
Обучение педагогических кадров (5% от общего количества педагогов дополнительного образования и методистов).
Результат
Оформление и распространение методических материалов, описывающих наиболее успешный опыт реализации инструментов и механизмов обеспечения качественных и востребованных услуг дополнительного образования
2019-2022
Педагоги, методическая служба
Реализация программ с использованием ДОТ различных направленностей
Постоянно
Проведение мониторинга удовлетворенности участников образовательного процесса возможностью выстраивания индивидуальных образовательных траекторий за счет реализации программ с использованием ДОТ.
Педагогические работники
Октябрь-ноябрь 2022
Увеличение кол-ва педагогов, реализующих программы с использованием ДОТ
Педагоги, методическая служба, рабочая группа
Вкладка «Методический кабинет» на сайте Дворца
Рабочая группа
Анализ ситуации с применением программ ДОТ в разрезе муниципалитета