МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» (КГПУ им. В.П. Астафьева) Институт физической культуры, спорта и здоровья им. И.С. Ярыгина Кафедра теоретических основ физического воспитания
Тема «Программно-методическое обеспечение
учебно-воспитательного процесса баскетболистов
(на примере МБОУ СОШ № 9 г. Дивногорска)»
Научный руководитель
д.п.н., доцент кафедры
Сидоров Л.К.
Работу выполнил: Радионюк. А.Ф
Актуальность исследования
Баскетбол как спортивная игра завоевал признание в большинстве стран мира. Большое внимание уделяется занятиям баскетболом в общеобразовательных школах. Тысячи мальчишек и девчонок с удовольствием занимаются баскетболом в многочисленных секциях и на уроках физической культуры под руководством учителей и тренеров.
Техника игры в баскетбол многообразна. И одним из важнейших технических приемов в баскетболе является передача мяча основа всех комбинаций, заканчивающихся взятием корзины. Если игроки недостаточно хорошо освоят передачи мяча, то ни одна система игры, ни наиболее эффективная комбинация, ни одна атака не принесет успеха.
Цель исследования
Целью исследования нашей работы является разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса баскетболистов 11-13 лет, занимающихся в физкультурно-спортивном клубе.
Объект исследования: Учебно-тренировочный процесс баскетболистов 11-13 лет в физкультурно-спортивном клубе «Барс» МБОУ СОШ № 9 г. Дивногорска.
Предмет исследования: Программно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса баскетболистов 11-13 лет.
Гипотеза исследования
Мы предположили, что разработка программно-методической обеспечения учебно-воспитательного процесса будет более эффективным если:
- провести тщательный анализ методической литературы по обозначенной проблеме;
- разработать и реализовать программно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
- оценить эффективность разработки программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса баскетболистов.
Задачи исследования
- Провести анализ научной методической литературы по проблеме обеспечения учебно-воспитательного процесса баскетболистов.
- Разработать программно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса баскетболистов.
- Оценить степень эффективности разработки программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса баскетболистов.
Методы исследования
- Анализ и обобщение научно-методической литературы
- Педагогическое наблюдение
- Тестирование
- Педагогический эксперимент
- Математическая и статистическая обработка результатов
Организация исследования
Педагогический эксперимент проводился в течение 8 месяцев на базе МБОУ СОШ № 9 в спортивном клубе. В эксперименте принимали участие 20 мальчиков 11-13 лет, занимающихся баскетболом в группе начальной подготовки. В начале эксперимента были сформированы две группы: контрольная и экспериментальная. В каждую группу входило по 10 человек. До начала и после окончания эксперимента у занимающихся были сняты показатели точности передач.
Для этого применялись следующие тесты:
- Передача мяча с места в неподвижную мишень (расстояние до мишени - 6 метров).
- Передача мяча в неподвижную мишень после двух шагов (расстояние до мишени – 7 метров).
- Передача мяча в движущуюся мишень, после поворота на 360° (расстояние до мишени – 5 метров). В нашем случае движущаяся мишень – автопокрышка, раскачивающаяся на канате.
0,05 " width="640"
Изменение показателей точности передач у испытуемых контрольной группы за 8 месяцев
Название теста
Расчетные показатели
1
2
x
1,Передача мяча с места в неподвижную мишень
W
3
2.Передача мяча при движении в неподвижную мишень
х2
4
(%)
3.Передача мяча после поворота на 360 ْ ˚ в движущуюся мишень
tp
4,6
5
Tt
6
3,4
5,6
4,2
P
2,1
19,6
7
21
2,6
0,9
21,3
1,3
1
2,26
0,05
Изменение показателей точности передач у испытуемых экспериментальной группы за 8 месяцев
Название теста
Расчетные показатели
1
x
2
1.Передача мяча с места в неподвижную мишень
W
3
2.Передача мяча при движении в неподвижную мишень
х2
4
4,8
(%)
3.Передача мяча после поворота на 360 ْ ˚ в движущуюся мишень
3,6
7
5
tp
6
37,3
Tt
5,8
46,8
2,1
2,6
P
7
5,5
5
81,7
5,4
2,26
Разработка и реализация программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса баскетболистов
Для тренировки точности передач юных баскетболистов экспериментальной группы было отобрано 40 специальных упражнений, отнесенных к трем группам.
I группа: простые по технике выполнения упражнения, предназначенные для тренировки в облегченных условиях (передачи мяча в парах, тройках, у тренировочной стенки, передачи с пассивным сопротивлением и т.д.).
II группа: более сложные по координации и технике выполнения упражнения, предназначенные для тренировки передач в усложненных условиях (передачи в прыжке, различными способами, передачи с активным сопротивлением,, передачи в движущуюся мишень и т.п.).
III группа: подвижные игры и эстафеты с передачами мяча, необходимые для развития игрового мышления и вариативности выполнения передач у занимающихся.
Упражнения всех трех групп выполнялись с высокой интенсивностью, которая достигалась выполнением упражнения на время или на количество повторений. Из этих упражнений были составлены комплексы, применяемые на каждом занятии. Продолжительность их составляла 20-25 минут.
Упражнения для тренировки точности передач.
I группа упражнений
1. Передача мяча в парах. Ловля мяча после отскока от пола, передача по воздуху.
Через 6 – 7 передач игроки меняются ролями. Темп выполнения быстрый.
2. Передача мяча в группе трех баскетболистов, образующих треугольник. Два игрока, имея по мячу, поочередно передают третьему, который, поймав мяч, возвращает его обратно выполнявшему передачу партнеру. Передачи следуют быстро, игрок, овладев мячом, должен точно возвратить мяч и подготовиться к следующей ловле и передаче. После 30 передач игроки меняются ролями.
3. Передачи у стены или щита. Выполняются вытянутыми вверх руками, задано или время (от 30 – 40 с.), или количество передач.
4. Передача набивных мячей в парах. Дистанция между пасующими 4 – 6 м. Задано или время (от 30 – 40 с.), или количество передач. Упражнение полезно для развития силы пальцев и кистей.
5. Передачи мяча двумя руками максимально вверх из положения сидя. Пока мяч находится в полете, нужно успеть встать на ноги без помощи рук и поймать мяч уже стоя.
Игроки в паре передают друг другу мяч сквозь раскачивающуюся как маятник автопокрышку. На время, или на количество передач.
6. Передачи у стены на скорость и время.
7. Передачи, в парах сидя, лежа, стоя на коленях на скорость и на время. Виды передач самые разнообразные.
Упражнения для тренировки точности передач.
8. Передачи в парах с пассивным сопротивлением. Один из партнеров прячется в любую сторону на 0.5 – 0.7 с. Его партнер должен успеть за это время сделать передачу с расстояния 4-5м. Смена мест в паре через 40 с.
передачи в парах в одно касание поочередно правой и левой рукой. Выполняются в движении, на максимальной скорости.
9. Передачи в парах по всей ширине площадки. Задача – пройти всю площадку в три передачи и завершить атаку броском из-под кольца.
10. Длинные передачи в парах в отрыв. Игрок 1 по сигналу тренера бросает мяч в щит, ловит его и посылает длинную передачу в отрыв партнеру 2, который стартовал по тому же сигналу. Игрок 2 должен атаковать кольцо без дриблинга, бросков из-под кольца. Игрок 1 после передачи делает рывок к противоположному кольцу, подбирает мяч, и с этого момента он становится нападающим.
11. Передачи в парах, в прыжке одним мячом. Игроки выполняют асинхронные прыжки с большой фазой полета, мяч всё время находится вверху. Дистанция между партнерами 3- 4 м.
12. Передачи в тройках одним или двумя мячами на максимальной скорости. Мяч передается через центрального игрока или по кругу. Под противоположным кольцом следует бросок из-под щита.
13. Передачи в тройках по «восьмерке» одним мячом. Скорость выполнения – максимальная. Задача: пройти всю длину площадки с наименьшим количеством передач.
14. Передачи мяча в стену в прыжке на расстоянии 2 – м.
15. Передачи в парах на быстроту выполнения одним или двумя мячами. Пара проходит площадку на максимальной скорости и с максимальной частотой передач 3 – 5 раз подряд.
16. Два игрока, два мяча. Игроки передают мяч друг другу на разной высоте и в быстром темпе.
17. Двое против одного. Игроки 1 и 2 по очереди посылают мяч партнеру 3. Мяч передается в быстром темпе. Требуется точный расчет и координация движений.
18. Три и один. Игроки 2, 3, 4 по очереди передают мяч тому, кто сделал передачу игроку 1. Упражнение выполняется в быстром темпе.
Упражнения для тренировки точности передач.
II группа упражнений.
1. Передачи у стены из-за спины поочередно левой и правой рукой.
2. Передачи мяча в шведскую стенку и ловля отскочившего мяча. Для развития реакции. То же упражнение в движении.
3. Передачи в углу зала в две стены поочередно разными способами. Расстояние от стены 2 – 3 м.
4. Передачи в стену с сопротивлением. На стене мишень. Защитник мешает выполнению передачи. Расстояние до стены 4 – 6 м.
5. Передачи мяча в парах одним мячом. Партнеры стоят спиной друг к другу на расстоянии 4 – 6 м. 6. Передавая и ловя мяч, они поворачивают только корпус, ступни остаются неподвижными.
7. Передачи мяча в стену с поворотами. Игрок выполняет передачу в стену и поворачивается на 360 градусов, после чего ловит отскакивающий от стены мяч.
8. Передачи из-за спины левой и правой рукой. Упражнение у стены или в парах, одним двумя мячами.
9. Передачи из-за плеча, из-за головы у стены или в парах.
10. Передачи мяча двумя руками, между ногами. Игрока держит мяч двумя руками за спиной, садится в присед, разводя колени, и выполняет передачу одними кистями между ногами. Упражнение выполняется в парах.
11. Передачи в неподвижную мишень после поворота на 180, 360 градусов. Расстояние 5 – 6 м.
Упражнения для тренировки точности передач.
III группа упражнений.
1. Передачи в пятерках с сопротивлением («звездочка»). Нельзя передавать мяч ближнему партнеру, т.е. игрок 1 имеет право делать передачу только игрокам 3 и 5; нельзя отдавать навесные передачи. Внутри круга располагается водящий, который старается перехватить мяч, в то время как остальные пасуют его друг другу. Смена мест в группе происходит по времени – через 30 – 40 с. Или после перехвата мяча.
2. «Салки» в передачах. Пара водящих передает один мяч, все остальные игроки разбегаются оп площадке. Задача водящих – «осалить» игрока, не выпуская мяч из рук. «Осаленный» игрок присоединяется к водящим.
Передачи на скорость в пятерках. Внутри круга – двое игроков с мячом. Две соревнующиеся команды, по 5 человек в каждой располагаются вокруг них на одинаковом расстоянии по кругу. По сигналу тренера игроки, находящиеся в центре, обмениваются передачами со своими партнерами по команде в очень быстром темпе. Задача – догнать мяч соперника. Первые передачи выполняются в противоположные стороны.
3. Передачи в квадрате с сопротивлением. Игроки обмениваются передачами одним мячом, преодолевая сопротивление двух защитников, находящихся в центре квадрата. Разрешены любые передачи. Затем вводится второй мяч. Смена защитников происходит после каждой потери мяча.
4. Передачи на половине поля с активным сопротивлением: 4*4, 5*5. Дриблинг и броски по кольцу запрещены. Задача владеющей мячом команды – сделать максимально возможное количество передач. После потери мяча команды меняются ролями.
5. 5, То же, что и упражнение но команда владеет сразу двумя мячами.
6. Игра 5*5, 4*4, 3*3 на всем поле без ведения мяча. Разрешены только передачи вперед.
7. Передачи в группах двумя мячами. 5 игроков становятся по 6-метровой линии, у одного из них (любого) находится мяч. На линии штрафного броска располагается водящий игрок с мячом. Игроки, находящиеся на дуге, могут отдавать мяч только водящему, а он – любому из них. Передачи начинаются одновременно оп сигналу тренера. Задачи игроков на дуге – заставить водящего ошибиться или сделать так, чтобы у него оказалось одновременно два мяча. Смена водящего происходит через каждые 40 – 60 с.
8. Передача и ловля мяча на максимальной скорости. Игроки 1, 2, 3, 4, 5 с мячами. Игрок 1 по сигналу тренера начинает движение на максимальной скорости и обменивается передачами с игроками 2, 3, 4 и 5. после последней передачи он атакует кольцо, подбирает мяч и занимает точку 5. Игроки 5, 4, 3 после выполнения передачи переходят на одну точку ближе к линии старта. Игрок 2 идет в хвост основной колонны.
9. То, что и упражнение 3, но игроки обеих пятерок перемещаются по кругу по часовой стрелке. Смена игроков в центре круга происходит каждые 45 – 50 с.
Изменение показателей точности передач юных баскетболистов контрольной группы
Изменение показателей точности передач юных баскетболистов экспериментальной группы
0,05). Была разработана и внедрена в учебно-воспитательный процесс программно-методическое обеспечение повышения точности баскетбольных передач, с применением упражнений различной функциональной направленности. В программно-методическую разработку входят 40 специальных упражнений, отнесенных к трем группам сложности. Опытная работа, проведенная с баскетболистами экспериментальной группы, выявила эффективность подобранных нами средств и методов повышения точности передач. Различия между результатами до и после эксперимента в контрольной группе оказались несущественными (Р0,05), в отличие от результатов экспериментальной группы, которые оказались существенными во всех трех тестах (РАнализ полученных результатов в экспериментальной группе и сравнение их с данными, полученными в контрольной группе при использовании общепринятой программы учебно-воспитательного процесса, дают основание утверждать, что предложенная нами программно-методическое обеспечение будет эффективна при повышении точности передач у баскетболистов 11-13 лет. " width="640"
ВЫВОДЫ
Данные педагогического эксперимента и проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:
- На основании проведенных в начале эксперимента тестов можно говорить о том, что испытуемые обеих групп находятся, примерно, на одинаковом уровне и различия между ними не существенных по всем исследуемым показателям (Р 0,05).
- Была разработана и внедрена в учебно-воспитательный процесс программно-методическое обеспечение повышения точности баскетбольных передач, с применением упражнений различной функциональной направленности. В программно-методическую разработку входят 40 специальных упражнений, отнесенных к трем группам сложности.
- Опытная работа, проведенная с баскетболистами экспериментальной группы, выявила эффективность подобранных нами средств и методов повышения точности передач. Различия между результатами до и после эксперимента в контрольной группе оказались несущественными (Р0,05), в отличие от результатов экспериментальной группы, которые оказались существенными во всех трех тестах (Р
- Анализ полученных результатов в экспериментальной группе и сравнение их с данными, полученными в контрольной группе при использовании общепринятой программы учебно-воспитательного процесса, дают основание утверждать, что предложенная нами программно-методическое обеспечение будет эффективна при повышении точности передач у баскетболистов 11-13 лет.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Проведенные нами исследования позволяют дать некоторые практические рекомендации учителям физической культуры, тренерам, работающим с юными баскетболистами 11-13 лет (группа начальной подготовки):
- При проведении учебно-воспитательных занятий по баскетболу рекомендуется применять предложенные нами упражнения и методы повышения точности передач.
- Целенаправленная работа по повышению надежности выполнения передач должна осуществляться на протяжении всех этапов подготовки баскетболистов, ведь передачи в баскетболе являются одним из важнейших технических приёмов и имеют сложную структуру.
- Для повышения эффективности процесса развития точности передач, эффективными оказались средства, используемые нами в педагогическом эксперименте с участниками экспериментальной группы. Мы считаем, что применение упражнений высокой интенсивности в начале основной части каждого учебно-воспитательного занятия дает положительный эффект. Также применение сложно-координационных упражнений окажет положительное влияние на повышение точности передач.
- Высоко эффективно применение игрового и соревновательного метода повышения точности передач, так как игровому методу характерен комплексный характер деятельности, инициативность, находчивость, быстрота и ловкость занимающихся, а соревновательному методу характерно соперничество, борьба за высокий результат.
- Для выявления уровня точности передач детей 11-13 лет хорошо подходят такие тесты, как:
- Передача мяча в неподвижную мишень
- Передача мяча в неподвижную мишень после двух шагов
- Передача мяча в движущуюся мишень после поворота на 360˚
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !