Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Черепановский педагогический колледж»
Подвижные игры народов мира
Выполнила студентка 41 группы
Чепикова Екатерина
Аннотация
- Наступивший 21 век провозглашён международными организациями веком гуманизации образования, поэтому поиск наиболее эффективных путей управления здоровьем детей школьного возраста и оптимизации их образа жизни являются ведущими задачами педагогической науки и практики.
- В связи с изложенным становится особенно актуальным поиск путей оздоровления детей, проживающих на территориях с неблагоприятной экологической обстановкой, профилактики и снижения риска различных заболеваний, отвлечению от употребления наркотиков, курения, алкоголя, а так же проведения свободного времени за компьютером.
- Наиболее важным компонентом всей системы реконструкции физического воспитания в школе должен стать оздоровительный аспект, так как только здоровье имеет ценность, которая определяет качество обучения. Этому будет способствовать возможность создания большего числа альтернативных программ, которые позволили бы учителям физической культуры использовать свой творческий, педагогический, организационный, квалификационный и спортивный потенциал , а так же учитывать при выборе вариантов экологические факторы, состояние материально - технической базы, национальные и местные традиции.
Задачи подвижных игр
- 1) укреплять здоровье занимающихся, способствовать их правильному физическому развитию;
- 2) содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них;
- 3) воспитывать у детей необходимые морально-волевые и физические качества;
- 4) прививать учащимся организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно заниматься играми.
Цели подвижных игр
- 1) удовлетворять биологические потребности учащихся в движениях;
- 2) увеличивать двигательный режим ребенка;
- 3) формировать мотив, потребность в активной двигательной деятельности;
- 4) повышать положительное психо-эмоциональное состояние ребенка; 5) развивать коммуникативные навыки;
- 6) сокращать адаптационный период пребывания в школе. Игры помогаю ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности.
Выполняя различные роли, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т. д.
Формы проведения подвижных игр
Занятия могут проводиться в форме обычного урока, предусмотренного расписанием, или как факультативные во второй половине дня. Уроки следует проводить при строго дифференцированной нагрузке с учетом индивидуального состояния учащихся. Начинается урок с разминки, которая может включать в себя гимнастические упражнения, танцевальные комплексы с небольшим объемом движений и невысокой интенсивностью. Основная часть состоит из игр. Содержание основной части должно быть разнообразным: подвижные игры, игры-эстафеты, спортивные упражнения, элементы спортивных игр, самостоятельные игры детей. В заключительной части проводятся упражнения на гибкость, дыхательные и расслабляющие упражнения, игры малой подвижности, даются творческие задания.
Подвижные игры народов мира
- Мышеловка (Россия) 1—2 класс
Играющих распределяют на 2 неравные группы. Меньшая группа (примерно треть играющих) образуют круг- «Мышеловку», остальные играющие изображают мышей. Они находятся вне круга. Школьники, изображающие мышеловку, берутся за руки начинают ходить по кругу то влево, то вправо, приговаривая:
Ах, как мыши надоели!
Всё погрызли, всё поели.
Вот расставим мышеловки,
Берегитесь же, плутовки!
Переловим всех тотчас.
Затем они останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По сигналу учителя: «Хлоп!», дети стоящие по кругу, опускают руки и приседают (мышеловка захлопывается). Играющие, не успевшие выбежать из круга мышеловки, считаются пойманными. Пойманные мыши переходят в круг и увеличивают его, то есть размер мышеловки. Когда большая часть мышей поймана, ученики меняются ролями. Игра возобновляется. Учитель следит за тем, чтобы учащиеся произносили стихи выразительно, негромко, делая логические ударения, не скандируя каждый слог. Следует отмечать наиболее ловких учащихся, которые ни разу не поймались в мышеловку.
Игра способствует улучшению работы органов дыхания, нарушения осанки, ожирения, плоскостопия, заболеваний опорно- двигательного аппарата. Развивает иннициативность, быстроту реакции.
- Не сбивай, поймай! (Белоруссия) 3-4 класс
Играющие должны преодолеть поточно, следуя друг за другом несколько препятствий расположенных в зале или на игровой площадке.
Проползти по гимнастической скамейке.
Пройти детский модуль, состоящий из 5 предметов.
Перелезть через гимнастического коня на высоте 1м
Совершить прыжки на двух ногах через барьеры, высотой до 50см.
Переместиться по шведской стенке с опорой
Совершить опорный прыжок на козла или на горку матов
Выполнить прыжки на скакалке
После преодоления препятствий, играющий должен быстро выпрямиться, поймать мяч, брошенный учителем и отойти с ним в сторону и наблюдать за тем, как будут выполнять упражнения другие школьники. По команде учителя: «Играйте!» все играют с мячом.
Игра способствует улучшению работы органов дыхания, нарушения осанки, заболевания опорно - двигательного аппарата.
- «Пожарная команда» (Германия) 1- 4 класс
- Играют 10 и более человек. Стулья по числу игроков устанавливаются по кругу спинками внутрь. Играющие (пожарные) прохаживают вокруг этих стульев под звуки музыки. Как только музыка заканчивается, игроки должны положить на стул, около которого остановились, предмет одежды. Игра продолжается. Когда каждый ученик снимет три предмета (они окажутся на разных стульях, звучит сигнал тревоги: «Пожар», игроки должны быстро отыскать свои вещи и надеть их. Кто быстрее всех оденется, становится победителем.
- «Один в круге» (Венгрия) 1- 4 класс
- Играют 10 и более человек. Игроки становятся в круг и перебрасывают большой лёгкий мяч друг другу, пока кто- то не ошибается и не уронет его. Этот игрок выходит в круг и становится посередине. Игроки продолжают перебрасывать мяч, но стараются, чтобы его не схватил стоящий в центре, а мяч попал в него. Если всё же центральному игроку удаётся поймать мяч, то он может бросить его в любого. В кого попадёт, тот занимает его место. Игра становится интереснее, если идёт в хорошем темпе и быстрой передачей удаётся заставить хорошенько повертеться и попрыгать стоящего в центре.
- Больная кошка (Бразилия) 1-4 класс
- Играют более 5 человек. Один игрок- это здоровая кошка, которая старается поймать всех остальных. Каждый игрок, которого запятнали, должен положить руку точно на то место, где его запятнали. Он становится тоже кошкой, но больной и помогает здоровой кошке при ловле. Больная кошка может пятнать только здоровой рукой. Игрок, которого не запятнали, побеждает. Он становится здоровой кошкой на следующий круг.
- Африканские салки по кругу (Танзания) 1- 4 класс
Играет 10 и более человек. Нужен лист от дерева. Игроки встают в круг лицом к центру. За их спинами ходит водящий и дотрагивается до ладоней игроков листом. Затем он кладёт лист кому- либо в руки и бежит. Игрок с листом- за ним. Если водящий пробежит круг, и его не догонят, он встаёт на свободное место, а преследующий его игрок становится новым водящим.
- А ну - ка, повтори! (Конго) 1- 4 класс
- Играют 10 и более человек. Игроки становятся полукругом, в центре стоит водящий. Время от времени он делает какое- то движение: поднимает руку, поворачивается, наклоняется, топает ногой и т.д.. Все игроки должны точно повторить его движения. Если игрок ошибается, то водящий занимает его место, а игрок становится водящим. Если одновременно ошибутся несколько человек, то водящий сам выбирает, кто займёт его место. Развивает внимание, усидчивость, координацию движений, реакцию.
- Балтени (Латвия) 1- 4 класс
- Играют 10 и более человек. Нужна палка. Игроки ложаться на траву лицом вниз (по кругу голова к голове) и закрывают глаза. Водящий бросает балтени- палку длиной 50 см в кусты или траву так, чтобы её не сразу можно было найти. По сигналу водящего все быстро вскакивают и бегут искать палку. Тот, кто нашёл её первым, становится водящим в следующей игре. Развивает двигательную реакцию, быстроту движений, сообразительность.
- Хромая уточка (Украина) 1-4 класс
- Играют 10 и более человек. Обозначаются границы площадки. Выбирается «хромая уточка», остальные игроки размещаются произвольно на площадке, стоя на одной ноге. А согнутую в колене другую ногу придерживают сзади рукой. После слов «Солнце разгорается, игра начинается!» уточка прыгает на одной ноге, придерживая другую ногу рукой, стараясь осалить кого - нибудь из играющих. Осаленные помогают ей осалить других. Последний неосаленный игрок становится «хромой уточкой». Првило: игрок, ставший на обе ноги или выпрыгнувший за пределы площадки, считается осаленным. Игра развивает игровую выносливость, силу, быстроту, реакцию.
- Лови мешок (игра индейцев) 1- 4 класс
- Играют 8 и более человек. Нужен мешочек, наполненный песком (200гр) . Игроки встают в круг и бросают друг другу мешочек. Кто не поймает, тот выходит из игры. Выигрывает тот, кто остался в кругу. Вариант: при бросании мешочка можно назвать первый слог какого- нибудь слова, и ловящий должен закончить это слово. Например: вес- на, цве- ток, солн- це, теле- фон и т.д. Игра развивает точность движений, реакцию, быстроту, сообразительность.