СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: "Вторая жизнь песни"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Вторая жизнь песни"»

  МКОУ «Рождественская СОШ»    Вторая жизнь песни      подготовила  учитель музыки Топорова Е.С.    2022 г.

МКОУ «Рождественская СОШ» Вторая жизнь песни подготовила учитель музыки Топорова Е.С. 2022 г.

Русский народ всегда славился своей музыкальностью, и песня сопровождала человека от рождения до смерти. Этим и объясняется большое разнообразие ее жанров, среди которых есть былины, колыбельные, обрядовые, плясовые, трудовые, игровые и многие другие песни

Русский народ всегда славился своей

музыкальностью, и песня сопровождала

человека от рождения до смерти. Этим и

объясняется большое разнообразие ее

жанров, среди которых есть былины,

колыбельные, обрядовые, плясовые,

трудовые, игровые и многие другие песни

  « Я – русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и на мои взгляды . Моя музыка - это плод моего характера, и потому это русская музыка ... Единственное , что я стараюсь делать , когда я сочиняю , - это заставить её прямо и просто выражать то , что у меня на сердце»  С. В. Рахманинов.

 

  • « Я – русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и на мои взгляды . Моя музыка - это плод моего характера, и потому это русская музыка ... Единственное , что я стараюсь делать , когда я сочиняю , - это заставить её прямо и просто выражать то , что у меня на сердце»
  • С. В. Рахманинов.
 1.Обрядовый фольклор:  календарный фольклор  (колядки,  масленичные песни, веснянки),  семейный фольклор   (семейные рассказы,  колыбельные,  свадебные песни,  причитания).

1.Обрядовый фольклор:

  • календарный фольклор

(колядки,

масленичные песни, веснянки),

  • семейный фольклор 

(семейные рассказы,

колыбельные,

свадебные песни,

причитания).

Обряды в русской деревне считались столь же необходимыми в жизни, как и праздники. Все значительные события в жизни людей —рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ —были связаны с исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых действий.

Обряды в русской деревне считались столь же

необходимыми в жизни, как и праздники. Все значительные

события в жизни людей —рождение ребенка, вступление в

брак, смерть, смена времен года, начало и конец

сельскохозяйственных работ —были связаны с исполнением

специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых

действий.

   2. Необрядовый:  былины, исторические, солдатские, протяжные - лирические, плясовые, частушки.

  2. Необрядовый:  былины, исторические, солдатские, протяжные - лирические, плясовые, частушки.

Старинные песни и наигрыши рассказывают об исторических событиях, о характерах людей, могут многое нам объяснить, передают настроение тех, кто их сочинил.  Каждый человек должен знать историю и культуру своей страны.

Старинные песни и наигрыши рассказывают об исторических событиях, о характерах людей, могут многое нам объяснить, передают настроение тех, кто их сочинил. Каждый человек должен знать историю и культуру своей страны.

 Музыканты во все времена обращались к народному творчеству, занимались «собиранием» народных песен, издавали сборники песен. Первые сборники народных песен появились в 18 веке. Народная песня была очень распространена. Из неё составлялись оперы; народные песни были в основе инструментальных произведений, вариаци й на народные песни.  Народные песни сперва передавались устно, а затем стали записываться композиторами.  Включали в свои  произведения русский  музыкальный фольклор  М. И. Глинка,  Н.А Римский – Корсаков,  А. П. Бородин ,  П. И . Чайковский,  С.В. Рахманинов и  многие другие.

Музыканты во все времена обращались к народному творчеству, занимались «собиранием» народных песен, издавали сборники песен. Первые сборники народных песен появились в 18 веке. Народная песня была очень распространена. Из неё составлялись оперы; народные песни были в основе инструментальных произведений, вариаци й на народные песни. Народные песни сперва передавались устно, а затем стали записываться композиторами. Включали в свои произведения русский музыкальный фольклор М. И. Глинка, Н.А Римский – Корсаков, А. П. Бородин , П. И . Чайковский, С.В. Рахманинов и многие другие.

  История русской классической музыки начинается с творчества  М. И. Глинки, его неслучайно называют «отцом русской музыки».   Воплотив в своих произведениях дух и интонации крестьянской песни, Глинка поднял ее на ступень высокого искусства, показал ее изумительную красоту и мощь.

История русской классической музыки начинается с творчества М. И. Глинки, его неслучайно называют «отцом русской музыки». Воплотив в своих произведениях дух и интонации крестьянской песни, Глинка поднял ее на ступень высокого искусства, показал ее изумительную красоту и мощь.

   К лучшим произведениям Глинки, написанным на фольклорной основе, принадлежит симфоническая фантазия «Камаринская», в которой, по словам композитора П. И. Чайковского, «подобно тому, как весь дуб в желуде» заключена вся русская симфоническая школа. Глинк а говорил, что «народ пишет музыку, а мы, композиторы, ее только аранжируем». Композитор слушал песни в исполнении крестьян, «проникался их неповторимым строем».

К лучшим произведениям Глинки, написанным на фольклорной основе, принадлежит симфоническая фантазия «Камаринская», в которой, по словам композитора П. И. Чайковского, «подобно тому, как весь дуб в желуде» заключена вся русская симфоническая школа. Глинк а говорил, что «народ пишет музыку, а мы, композиторы, ее только аранжируем». Композитор слушал песни в исполнении крестьян, «проникался их неповторимым строем».

Примером обращения к народной песне являются фрагменты оперы «Иван Сусанин»  (песня Вани из III действия «Как мать убили у малого птенца…», ария Сусанина из III действия  «Ты взойдёшь, моя заря»).

Примером обращения к народной песне являются фрагменты оперы «Иван Сусанин» (песня Вани из III действия «Как мать убили у малого птенца…»,

ария Сусанина из III действия «Ты взойдёшь, моя заря»).

Михаил Иванович Глинка вспоминал: «Песни, сказки, услышанные мной в ребячестве, были первой причиной того, что я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку». Как Пушкин открыл эпоху новой русской литературы, так и Глинка заложил фундамент русской классической музыки. Обоих художников объединяет светлое восприятие мира.

Михаил Иванович Глинка вспоминал: «Песни, сказки, услышанные мной в ребячестве, были первой причиной того, что я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку». Как Пушкин открыл эпоху новой русской литературы, так и Глинка заложил фундамент русской классической музыки. Обоих художников объединяет светлое восприятие мира.

Интонации русских былинных напевов звучат в «Песне темного леса»  А. П. Бородина, темах  «Богатырской симфонии»

Интонации русских былинных напевов звучат в «Песне темного леса» А. П. Бородина, темах «Богатырской симфонии»

 В своих симфонических произведениях и операх , композитор использует мелодии разного характера. Например, в песенке Белочки в опере «Сказка о царе Салтане» , используется мелодия русской народной мелодии «Во саду ли , в огороде» .

В своих симфонических произведениях и операх , композитор использует мелодии разного характера. Например, в песенке Белочки в опере «Сказка о царе Салтане» , используется мелодия русской народной мелодии «Во саду ли , в огороде» .

 В опере « Снегурочка» в сцене проводов Масленицы композитор использовал подлинные народные тексты и мелодии. Здесь звучат календарные песни

В опере « Снегурочка» в сцене проводов Масленицы композитор использовал подлинные народные тексты и мелодии. Здесь звучат календарные песни "А мы Масленицу дожидаем…"; "Коледа - маледа"; "Ой, честная масленица".

Воплощая старинные обряды поклонения Солнцу, Николай Андреевич Римский-Корсаков в опере «Снегурочка» широко использует подлинные народные песни и мелодии. В ней берендеи поклонялись языческому божеству Яриле - Солнцу.

Воплощая старинные обряды поклонения Солнцу, Николай Андреевич Римский-Корсаков в опере «Снегурочка» широко использует подлинные народные песни и мелодии. В ней берендеи поклонялись языческому божеству Яриле - Солнцу.

В опере перед самым появлением солнца звучит хороводная песня

В опере перед самым появлением солнца звучит хороводная песня "А мы просо сеяли…".

Волшебный мир сказки вдохновлял Анатолия Константиновича Лядова.  Он говорил: «Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только тогда я счастлив».

Волшебный мир сказки вдохновлял Анатолия Константиновича Лядова.

Он говорил: «Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только тогда я счастлив».

Лядов является автором симфонического программного произведения «Кикимора» – инструментальной музыки, в основе которой лежит конкретный сюжет или образ. В этом случае это сказание о Кикиморе, злом маленьком существе, которое живет у кудесника в каменных горах

Лядов является автором симфонического программного произведения «Кикимора» – инструментальной музыки, в основе которой лежит конкретный сюжет или образ. В этом случае это сказание о Кикиморе, злом маленьком существе, которое живет у кудесника в каменных горах

С вниманием и любовью изучают музыкальный фольклор композиторы. Народное творчество, как неиссякаемый родник, питает их чудесными мелодиями, подсказывает сюжеты и темы. Особенно привлекали композиторов богатейшие сокровища мелодий народных песен и плясок – музыкальный язык народа. К нему постоянно обращались и обращаются композиторы, подобно потому как писатели и поэты пользуются богатствами народной речи. Нельзя не согласиться со словами Д.Б. Кабалевского, который сказал, что «Народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека».
  • С вниманием и любовью изучают музыкальный фольклор композиторы. Народное творчество, как неиссякаемый родник, питает их чудесными мелодиями, подсказывает сюжеты и темы. Особенно привлекали композиторов богатейшие сокровища мелодий народных песен и плясок – музыкальный язык народа. К нему постоянно обращались и обращаются композиторы, подобно потому как писатели и поэты пользуются богатствами народной речи. Нельзя не согласиться со словами Д.Б. Кабалевского, который сказал, что «Народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека».
 С П А С И Б О З А В Н И М А Н И Е

С П А С И Б О

З А

В Н И М А Н И Е