МКОУ «Рождественская СОШ» Вторая жизнь песни подготовила учитель музыки Топорова Е.С. 2022 г.
Русский народ всегда славился своей
музыкальностью, и песня сопровождала
человека от рождения до смерти. Этим и
объясняется большое разнообразие ее
жанров, среди которых есть былины,
колыбельные, обрядовые, плясовые,
трудовые, игровые и многие другие песни
- « Я – русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и на мои взгляды . Моя музыка - это плод моего характера, и потому это русская музыка ... Единственное , что я стараюсь делать , когда я сочиняю , - это заставить её прямо и просто выражать то , что у меня на сердце»
- С. В. Рахманинов.
1.Обрядовый фольклор:
(колядки,
масленичные песни, веснянки),
(семейные рассказы,
колыбельные,
свадебные песни,
причитания).
Обряды в русской деревне считались столь же
необходимыми в жизни, как и праздники. Все значительные
события в жизни людей —рождение ребенка, вступление в
брак, смерть, смена времен года, начало и конец
сельскохозяйственных работ —были связаны с исполнением
специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых
действий.
2. Необрядовый: былины, исторические, солдатские, протяжные - лирические, плясовые, частушки.
Старинные песни и наигрыши рассказывают об исторических событиях, о характерах людей, могут многое нам объяснить, передают настроение тех, кто их сочинил. Каждый человек должен знать историю и культуру своей страны.
Музыканты во все времена обращались к народному творчеству, занимались «собиранием» народных песен, издавали сборники песен. Первые сборники народных песен появились в 18 веке. Народная песня была очень распространена. Из неё составлялись оперы; народные песни были в основе инструментальных произведений, вариаци й на народные песни. Народные песни сперва передавались устно, а затем стали записываться композиторами. Включали в свои произведения русский музыкальный фольклор М. И. Глинка, Н.А Римский – Корсаков, А. П. Бородин , П. И . Чайковский, С.В. Рахманинов и многие другие.
История русской классической музыки начинается с творчества М. И. Глинки, его неслучайно называют «отцом русской музыки». Воплотив в своих произведениях дух и интонации крестьянской песни, Глинка поднял ее на ступень высокого искусства, показал ее изумительную красоту и мощь.
К лучшим произведениям Глинки, написанным на фольклорной основе, принадлежит симфоническая фантазия «Камаринская», в которой, по словам композитора П. И. Чайковского, «подобно тому, как весь дуб в желуде» заключена вся русская симфоническая школа. Глинк а говорил, что «народ пишет музыку, а мы, композиторы, ее только аранжируем». Композитор слушал песни в исполнении крестьян, «проникался их неповторимым строем».
Примером обращения к народной песне являются фрагменты оперы «Иван Сусанин» (песня Вани из III действия «Как мать убили у малого птенца…»,
ария Сусанина из III действия «Ты взойдёшь, моя заря»).
Михаил Иванович Глинка вспоминал: «Песни, сказки, услышанные мной в ребячестве, были первой причиной того, что я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку». Как Пушкин открыл эпоху новой русской литературы, так и Глинка заложил фундамент русской классической музыки. Обоих художников объединяет светлое восприятие мира.
Интонации русских былинных напевов звучат в «Песне темного леса» А. П. Бородина, темах «Богатырской симфонии»
В своих симфонических произведениях и операх , композитор использует мелодии разного характера. Например, в песенке Белочки в опере «Сказка о царе Салтане» , используется мелодия русской народной мелодии «Во саду ли , в огороде» .
В опере « Снегурочка» в сцене проводов Масленицы композитор использовал подлинные народные тексты и мелодии. Здесь звучат календарные песни "А мы Масленицу дожидаем…"; "Коледа - маледа"; "Ой, честная масленица".
Воплощая старинные обряды поклонения Солнцу, Николай Андреевич Римский-Корсаков в опере «Снегурочка» широко использует подлинные народные песни и мелодии. В ней берендеи поклонялись языческому божеству Яриле - Солнцу.
В опере перед самым появлением солнца звучит хороводная песня "А мы просо сеяли…".
Волшебный мир сказки вдохновлял Анатолия Константиновича Лядова.
Он говорил: «Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только тогда я счастлив».
Лядов является автором симфонического программного произведения «Кикимора» – инструментальной музыки, в основе которой лежит конкретный сюжет или образ. В этом случае это сказание о Кикиморе, злом маленьком существе, которое живет у кудесника в каменных горах
- С вниманием и любовью изучают музыкальный фольклор композиторы. Народное творчество, как неиссякаемый родник, питает их чудесными мелодиями, подсказывает сюжеты и темы. Особенно привлекали композиторов богатейшие сокровища мелодий народных песен и плясок – музыкальный язык народа. К нему постоянно обращались и обращаются композиторы, подобно потому как писатели и поэты пользуются богатствами народной речи. Нельзя не согласиться со словами Д.Б. Кабалевского, который сказал, что «Народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека».
С П А С И Б О
З А
В Н И М А Н И Е