СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация научно-исследовательской работы «Жанровое своеобразие чеховского «рассказа открытия».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе предпринята попытка осветить некоторые аспекты художественного метода А.П. Чехова на примере рассказов 80-х годов «Тапер», «Житейская мелочь», «Кошмар».

Просмотр содержимого документа
«Презентация научно-исследовательской работы «Жанровое своеобразие чеховского «рассказа открытия».»

IX городская научно – практическая конференция школьников г. Искитима «Жанровое своеобразие чеховского «рассказа открытия» Федюкова Екатерина Алексеевна МБОУ СОШ №5, 11 класс Научный руководитель - Пак Марина Юрьевна,  учитель русского языка и литературы  высшей квалификационной категории 2015

IX городская научно – практическая конференция школьников г. Искитима

«Жанровое своеобразие чеховского

«рассказа открытия»

Федюкова Екатерина Алексеевна

МБОУ СОШ №5, 11 класс

Научный руководитель -

Пак Марина Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

2015

Актуальность Чехов, стоящий в одном ряду с великими художниками слова, искал новые пути познания человека, вырабатывая свои приемы и принципы. В психологизме один из секретов долгой исторической жизни литературы прошлого: говоря о душе человека, она говорит с каждым читателем о нем самом. В данной работе предпринята попытка осветить некоторые аспекты художественного метода А.П. Чехова на примере рассказов 80-х годов.

Актуальность

Чехов, стоящий в одном ряду с великими художниками слова, искал новые пути познания человека, вырабатывая свои приемы и принципы.

В психологизме один из секретов долгой исторической жизни литературы прошлого: говоря о душе человека, она говорит с каждым читателем о нем самом.

В данной работе предпринята попытка осветить некоторые аспекты художественного метода А.П. Чехова на примере рассказов 80-х годов.

 Объектной областью исследования является литература. Объект исследования – рассказы Чехова. Предмет исследования –  строение и содержание рассказов «Тапер», «Кошмар», «Житейская мелочь».

Объектной областью исследования является литература.

Объект исследования – рассказы Чехова.

Предмет исследования – строение и содержание рассказов «Тапер», «Кошмар», «Житейская мелочь».

Гипотеза: Е сли ведущей темой в творчестве Чехова 80-х годов становится изображение человеческого сознания, открывающего действительность, то можно говорить о новаторстве писателя в создании «рассказа открытия» как разновидности жанра короткого рассказа.

Гипотеза:

Е сли ведущей темой в творчестве Чехова 80-х годов становится изображение человеческого сознания, открывающего действительность, то можно говорить о новаторстве писателя в создании «рассказа открытия» как разновидности жанра короткого рассказа.

Цель работы – выявить жанровые черты «рассказа открытия».  Задачи:  рассмотреть особенности художественного метода Чехова;  определить круг основных вопросов, волнующих писателя в 80-е годы 19 столетия;  проанализировать рассказы «Тапер», «Житейская мелочь», «Кошмар» с учётом жанра и композиции.

Цель работы выявить жанровые черты «рассказа открытия».

Задачи:

  • рассмотреть особенности художественного метода Чехова;
  • определить круг основных вопросов, волнующих писателя в 80-е годы 19 столетия;
  • проанализировать рассказы «Тапер», «Житейская мелочь», «Кошмар» с учётом жанра и композиции.
Методы исследования  наблюдения;  контекстного, компонентного анализа;  изучения художественной и критической литературы. Практическая  направленность работы Полученный материал можно использовать на уроках литературы и факультативах для углубленного изучения творчества Чехова, а также на спецкурсах по стилистике при изучении художественных выразительных средств языка.

Методы исследования

  • наблюдения;
  • контекстного, компонентного анализа;
  • изучения художественной и критической литературы.

Практическая направленность работы

Полученный материал можно использовать на уроках литературы и факультативах для углубленного изучения творчества Чехова, а также на спецкурсах по стилистике при изучении художественных выразительных средств языка.

Восьмидесятые годы казались современникам эпохой литературного оскудения и упадка. И. С. Тургенев Нужна была новая литература, свободная от многих уже изжитых традиций, — и она явилась. М. Е. Салтыков-Щедрин Ф. М. Достоевский

Восьмидесятые годы казались современникам эпохой литературного оскудения и упадка.

И. С. Тургенев

Нужна была новая литература, свободная от многих уже изжитых традиций, — и она явилась.

М. Е. Салтыков-Щедрин

Ф. М. Достоевский

А. Ф. Писемский Н. С. Лесков У Чехова были свои учителя и предшественники. Рядом с литературой, сосредоточенной на вопросах социально-политической борьбы, существовала и другая литература. Она была представлена именами Писемского и Лескова.

А. Ф. Писемский

Н. С. Лесков

У Чехова были свои учителя и предшественники. Рядом с литературой, сосредоточенной на вопросах социально-политической борьбы, существовала и другая литература.

Она была представлена именами Писемского и Лескова.

Чеховский метод снимал различия и противоречия между социальным и личным, историческим и интимным общим и частным

Чеховский метод снимал различия и противоречия между

  • социальным и личным,
  • историческим и интимным
  • общим и частным
« Чехов создал новые, совершенно новые, по-моему, для всего мира формы писания, подобных которым я не встречал нигде... У Чехова своя особенная форма, как у импрессионистов». Л. Н. Толстой « Надо писать, чтобы читатель без пояснений автора, из хода рассказа, из разговоров действующих лиц, из их поступков понял, в чем дело». А.П. Чехов

« Чехов создал новые, совершенно новые, по-моему, для всего мира формы писания, подобных которым я не встречал нигде... У Чехова своя особенная форма, как у импрессионистов».

Л. Н. Толстой

« Надо писать, чтобы читатель без пояснений автора, из хода рассказа, из разговоров действующих лиц, из их поступков понял, в чем дело».

А.П. Чехов

«Рассказ открытия» « Герой, обыкновенный человек , погруженный в будничную жизнь, однажды получает какой-то толчок  – обычно какой-нибудь пустячный случай. Затем происходит главное событие  рассказа – само  открытие . В результате опровергается прежнее  – наивное, шаблонное или беспечное – представление о жизни . Жизнь предстает в новом свете, открывается ее «естественный» порядок: запутанный, сложный, враждебный. Развязка также однотипна во всех случаях: герой впервые задумывается ». В. Б. Катаев

«Рассказ открытия»

« Герой, обыкновенный человек , погруженный в будничную жизнь, однажды получает какой-то толчок – обычно какой-нибудь пустячный случай. Затем происходит главное событие рассказа само открытие . В результате опровергается прежнее – наивное, шаблонное или беспечное – представление о жизни . Жизнь предстает в новом свете, открывается ее «естественный» порядок: запутанный, сложный, враждебный. Развязка также однотипна во всех случаях: герой впервые задумывается ».

В. Б. Катаев

В композиционном строении рассказа случай выступает по отношению к основному художественному заданию в двойной функции: эксперимента и иллюстрации . Сложное перекрытие сюжетных моментов материалом бытовым, психологическим, характеристическим.

В композиционном строении рассказа случай выступает по отношению к основному художественному заданию в двойной функции: эксперимента и иллюстрации .

Сложное перекрытие сюжетных моментов материалом бытовым, психологическим, характеристическим.

Рассказ «Тапёр» Но в этом рассказе уже звучат серьезные нотки: Чехов сосредоточивает внимание именно на «психологии» героя, который сам рассказывает о случившемся своему приятелю. Ещё явно ощущается присущая раннему Чехову установка – смешить читателя.

Рассказ «Тапёр»

Но в этом рассказе уже звучат серьезные нотки: Чехов сосредоточивает внимание именно на «психологии» героя, который сам рассказывает о случившемся своему приятелю.

Ещё явно ощущается присущая раннему Чехову установка – смешить читателя.

Структурные элементы

Примеры

Экспозиция

Второй час ночи. Я сижу у себя в номере и пишу заказанный мне фельетон в стихах. Вдруг отворяется дверь, и в номер совсем неожиданно входит мой сожитель, бывший ученик м—ой консерватории Петр Рублев.

Герой ведёт шаблонную жизнь

« Я, брат, привык к таким происшествиям, не обижаюсь… Что я такое? Тапёр, прислуга… официант, умеющий играть!.. У купцов тыкают и на чай дают, и – нисколько не обидно!»

Толчок, «житейская мелочь»

«Наша барышня не может без того, чтоб характера своего не показать. Увидала около фортепьянов молодца и давай с ним балясы точить , словно с настоящим каким... ахи да смехи, а молодец-то этот, выходит, не гость, а тапер... из музыкантов. .. Вот тебе и поговорила!»

Реакция героя

Главное событие – открытие: жизнь предстаёт в новом свете

«…ковыряет у меня что-то под сердцем! Точно сидит у меня под ложечкой мышь и казенные сухари грызет… Отчего мне грустно и гнусно, сам не пойму…»

«Пока ты свободен, учишься или без дела шатаешься, ты можешь с ним и выпить, и по животу его похлопать, и с дочкой его полюбезничать, но как только ты стал в мало-мальски подчиненные отношения, ты уже сверчок, который должен знать свой шесток.. ».

Развязка

«Кто напоил тапера? Кто смел дать ему водки?» … в шею…»

Открытие, сделанное тапером Петей Рублевым, что он «сверчок, который должен знать свой шесток» , касается не только разночинца, осознающего свое положение в мире сословного неравенства. Для Чехова это лишь частный случай, отдельное доказательство более универсального явления.

Открытие, сделанное тапером Петей Рублевым, что он «сверчок, который должен знать свой шесток» , касается не только разночинца, осознающего свое положение в мире сословного неравенства. Для Чехова это лишь частный случай, отдельное доказательство более универсального явления.

Художеств. приемы

Реминисценция

Примеры

«В цилиндре, в шубе нараспашку, он напоминает мне на первых порах Репетилова; потом же, когда я всматриваюсь в его бледное лицо и необыкновенно острые, словно воспаленные глаза, сходство с Репетиловым исчезает»

Антитеза

«Лицо у него испитое и поношенное, но во всей его внешности уцелело еще столько порядочности, барской изнеженности и приличия…»

Синонимы

Репетилов (персонаж комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») – пустозвон, копирующий чужую точку зрения. Автор подчеркивает глубину натуры Рублёва, его способности мыслить. Передается трагичность ситуации.

Роль в тексте

Нравственная чистота героя и преждевременная усталость, разочарование, отпечаток жизненных невзгод.

«Я, дуррак, болван…»;

Градация

«…молодое, зеленое дуется, мозгами шевелит»;

Передают нервное возбуждение героя с максимальной точностью и полнотой.

«А барышня горячится, спорит, раскраснелась вся…»;

Говорящие фамилии, комические словечки и обороты

«Всё это когда-то кипело, копошилось, парило в поднебесье…»

Помогает почувствовать накал эмоций.

«На Арбате живет некий Присвистов , отставной подполковник… выдает он дочку за купеческого сына Ескимосова ... Этот Ескимосов свинья в ермолке

Шутливый тон оттеняет трагичность ситуации

Рассказ «Житейская мелочь» Николай Ильич Беляев – «петербургский домовладелец, человек молодой, лет тридцати двух». Алёша , мальчик «лет восьми, стройный, выхоленный, одетый по картинке в бархатную курточку и длинные чёрные чулки». Алёша берет с человека взрослого некое «честное слово», в непоколебимую силу которого он страстно верит.

Рассказ «Житейская мелочь»

Николай Ильич Беляев«петербургский домовладелец, человек молодой, лет тридцати двух».

Алёша , мальчик «лет восьми, стройный, выхоленный, одетый по картинке в бархатную курточку и длинные чёрные чулки».

Алёша берет с человека взрослого некое «честное слово», в непоколебимую силу которого он страстно верит.

Структурные элементы

Примеры

Экспозиция

Николай Ильич Беляев, петербургский домовладелец, … как-то под вечер зашел к госпоже Ирниной, Ольге Ивановне, с которою… тянул скучный и длинный роман.

Герой – доверчивый ребенок

Не застав Ольги Ивановны дома, мой герой прилег в гостиной на кушетку и принялся ждать.

(наивная жизнь)

— Что? Живешь?

Толчок, «житейская мелочь»

—  Как вам сказать? Прежде жилось гораздо лучше,…мы с Соней занимались только музыкой и чтением, а теперь нам французские стихи задают. А вы недавно стриглись!

—  Говори, видаешь папу? Ну, по-дружески!

Реакция героя

Мальчик прижался к Беляеву и стал играть его цепочкой.

—  А вы не скажете маме? — спросил он. — Честное слово?

— А вот послушай сего юного сеньора! — сказал Беляев и указал на Алешу.

Главное событие – открытие: жизнь предстаёт в новом свете

—  Честное слово.

Мальчик покраснел, потом вдруг побледнел, и всё лицо его перекосило от испуга.

… Алеша уселся в угол и с ужасом рассказывал Соне, как его обманули. Он дрожал, заикался, плакал; это он первый раз в жизни лицом к лицу так грубо столкнулся с ложью; ранее же он не знал, что на этом свете, кроме сладких груш, пирожков и дорогих часов, существует еще и многое другое, чему нет названия на детском языке.

— Николай Ильич! — простонал Алеша. — Ведь вы дали честное слово!

В произведениях Чехова второй половины 80-х годов бытовое, конкретное и детализованное, включая в себя психологические темы, перерастает в социальное. Социальное Бытовое

В произведениях Чехова второй половины 80-х годов бытовое, конкретное и детализованное, включая в себя психологические темы, перерастает в социальное.

Социальное

Бытовое

Рассказ «Кошмар»  ветхая и серая церковь;  стариковатые лица молодых крестьян;  скудность обстановки в доме священника; полная лишений жизнь деревенской интеллигенции. Правда Кунина: вера начинается со службы, а не наоборот.

Рассказ «Кошмар»

  • ветхая и серая церковь;
  • стариковатые лица молодых крестьян;
  • скудность обстановки в доме священника;
  • полная лишений жизнь деревенской интеллигенции.

Правда Кунина: вера начинается со службы, а не наоборот.

«Это воспоминание наполнило всю его душу чувством гнетущего стыда перед самим собой и перед невидимой правдой»

«Это воспоминание наполнило всю его душу чувством гнетущего стыда перед самим собой и перед невидимой правдой»

Заключение Всё это - рассказы о новом видении жизни, об отказе от прежнего к ней подхода, о «внутреннем» человеке. Это общий художественный метод писателя. Композиция психологических рассказов Чехова  наблюдение  «случай», порожденный экспериментом  возвращение к исходному положению с внутренним наращением.

Заключение

Всё это - рассказы о новом видении жизни, об отказе от прежнего к ней подхода, о «внутреннем» человеке. Это общий художественный метод писателя.

Композиция психологических рассказов Чехова

  • наблюдение
  • «случай», порожденный экспериментом
  • возвращение к исходному положению с внутренним наращением.
Список литературы:  1. А. П. Чехов Избранные сочинения в двух томах // Изд-во «художественная литература» 1986 // по изданию полн. собр. соч и писем в тридцати томах. Сочинения, т. 1-8. 2. http://www.chekhoved.ru/index.php/library/chekbov-books/114-kataev Катаев В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. 3. Балухатый С.Д. РАННИЙ ЧЕХОВ // Балухатый С.Д. Вопросы поэтики. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. С.84-160 4. Эйхенбаум Б. О Чехове // Эйхенбаум Б. О прозе: Сб. ст. / Сост. и подгот. текста И. Ямпольского; Вступ. ст. Г. Бялого. — Л.: Худож. лит. Ленингр. отд-ние, 1969. — С. 357—370.

Список литературы:

1. А. П. Чехов Избранные сочинения в двух томах // Изд-во «художественная литература» 1986 // по изданию полн. собр. соч и писем в тридцати томах. Сочинения, т. 1-8.

2. http://www.chekhoved.ru/index.php/library/chekbov-books/114-kataev Катаев В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации.

3. Балухатый С.Д. РАННИЙ ЧЕХОВ // Балухатый С.Д. Вопросы поэтики. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. С.84-160

4. Эйхенбаум Б. О Чехове // Эйхенбаум Б. О прозе: Сб. ст. / Сост. и подгот. текста И. Ямпольского; Вступ. ст. Г. Бялого. — Л.: Худож. лит. Ленингр. отд-ние, 1969. — С. 357—370.