СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Новое осмысление военной темы в литературе 50-70-ых годов".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Новое осмысление военной темы в литературе 50-70-ых годов".»

 Война уже стала историей. Но так ли это?   Для меня ясно одно: главные участники истории — это Люди и Время. Не забывать Время — это значит не забывать Людей, не забывать Людей это значит не забывать Время. Быть историчным это быть современным. Количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, со скрупулезной точностью подсчитывают историки. Но они не смогут подслушать разговор в окопе перед танковой атакой, увидеть страдание и слезы в глазах восемнадцатилетней девушки -санинструктора, умирающей в полутьме полуразрушенного блиндажа, вокруг которого гудят прорвавшиеся немецкие танки, ощутить треск пулеметной очереди, убивающей жизнь.   В нашей крови пульсируют токи тех людей, что жили в Истории.

Война уже стала историей. Но так ли это? Для меня ясно одно: главные участники истории — это Люди и Время. Не забывать Время — это значит не забывать Людей, не забывать Людей это значит не забывать Время. Быть историчным это быть современным. Количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, со скрупулезной точностью подсчитывают историки. Но они не смогут подслушать разговор в окопе перед танковой атакой, увидеть страдание и слезы в глазах восемнадцатилетней девушки -санинструктора, умирающей в полутьме полуразрушенного блиндажа, вокруг которого гудят прорвавшиеся немецкие танки, ощутить треск пулеметной очереди, убивающей жизнь. В нашей крови пульсируют токи тех людей, что жили в Истории.

 Если горе имеет свой запах, то война пахнет огнем, пеплом и смертью.  Война - это горький пот и кровь, это после каждого боя уменьшающиеся списки у полкового писаря, это последний сухарь во взводе, разделенный на четырех оставшихся в живых, это котелок ржавой болотной воды и последняя цигарка, которую жадно докуривает, обжигая пальцы, наводчик, глядя на ползущие танки.  Война — это письма, которых ждут и  боятся получать; и это особая обнаженная любовь к добру и особая жгучая ненависть к злу и смерти; погибшие молодые жизни, непрожитые биографии, несбывшиеся надежды, ненаписанные книги, несовершившиеся открытия, невесты, не ставшие женами.

Если горе имеет свой запах, то война пахнет огнем, пеплом и смертью.

Война - это горький пот и кровь, это после каждого боя уменьшающиеся списки у полкового писаря, это последний сухарь во взводе, разделенный на четырех оставшихся в живых, это котелок ржавой болотной воды и последняя цигарка, которую жадно докуривает, обжигая пальцы, наводчик, глядя на ползущие танки.

Война — это письма, которых ждут и боятся получать; и это особая обнаженная любовь к добру и особая жгучая ненависть к злу и смерти; погибшие молодые жизни, непрожитые биографии, несбывшиеся надежды, ненаписанные книги, несовершившиеся открытия, невесты, не ставшие женами.

 В войну мое поколение научилось любить и верить, ненавидеть и отрицать, смеяться и плакать. Мы научились ценить то, что в силу привычки теряет цену в мирные дни, что становится обыденным: случайно увиденная на улице улыбка женщины, парной майский дождик в сумерках, дрожащий отблеск фонарей в лужах, смех ребенка, впервые сказанное слово «жена» и самостоятельное решение.  Мы научились ненавидеть фальшь, трусость, ложь, ускользающий взгляд подлеца, разговаривающего с вами с приятной улыбкой, равнодушие, от которого один шаг до предательства.  Наша память — это душевный и жизненный опыт, оплаченный дорогой ценой.  Ю.В. Бондарев

В войну мое поколение научилось любить и верить, ненавидеть и отрицать, смеяться и плакать. Мы научились ценить то, что в силу привычки теряет цену в мирные дни, что становится обыденным: случайно увиденная на улице улыбка женщины, парной майский дождик в сумерках, дрожащий отблеск фонарей в лужах, смех ребенка, впервые сказанное слово «жена» и самостоятельное решение.

Мы научились ненавидеть фальшь, трусость, ложь, ускользающий взгляд подлеца, разговаривающего с вами с приятной улыбкой, равнодушие, от которого один шаг до предательства.

Наша память — это душевный и жизненный опыт, оплаченный дорогой ценой.

Ю.В. Бондарев

  Юрий Васильевич Бондарев родился в 1924 году в г. Орске на Урале. Когда началась Великая Отечественная война, ему было немногим более семнадцати лет. В огне Сталинградской битвы произошло боевое крещение будущего писателя. В боях он прошел длинный путь от Сталинграда до Чехословакии.

Юрий Васильевич Бондарев родился в 1924 году в г. Орске на Урале.

Когда началась Великая Отечественная война, ему было немногим более семнадцати лет. В огне Сталинградской битвы произошло боевое крещение будущего писателя. В боях он прошел длинный путь от Сталинграда до Чехословакии.

С 1946 по 1951 год Юрий Бондарев учился в Литературном институте имени Горького. Еще будучи студентом, напечатал в 1949 году свой первый рассказ « В пути». Четыре года спустя вышла первая книга рассказов « На большой реке», затем повесть «Юность командиров » (1956), посвященная быту курсантов артиллерийского училища. Следующие две повести, написанные о войне, - «Батальоны просят огня» (1957)  и «Последние залпы» (1959), - принесли автору широкую известность.

С 1946 по 1951 год Юрий Бондарев учился в Литературном институте имени Горького. Еще будучи студентом, напечатал в 1949 году свой первый рассказ « В пути». Четыре года спустя вышла первая книга рассказов « На большой реке», затем повесть «Юность командиров » (1956), посвященная быту курсантов артиллерийского училища. Следующие две повести, написанные о войне, - «Батальоны просят огня» (1957) и «Последние залпы» (1959), - принесли автору широкую известность.

О кровопролитных боях, развернувшихся юго-западнее Сталинграда в тревожную зиму 1942 года повествует роман « Горячий снег»(1969).

О кровопролитных боях, развернувшихся юго-западнее Сталинграда в тревожную зиму 1942 года повествует роман « Горячий снег»(1969).

Юрий Бондарев - лауреат Ленинской и Государственных премий СССР и РСФСР. Произведения его переведены на многие иностранные языки.

Юрий Бондарев - лауреат Ленинской и Государственных премий СССР и РСФСР. Произведения его переведены на многие иностранные языки.

Когда-то молодой Пушкин задавал себе вопрос, что такое война: «праздник мести», «слепая славы страсть», «жажда гибели» или «свирепый жар героев»? И то, и другое, и третье, отвечает Астафьев, и ещё кровь, кровь и кровь.

Когда-то молодой Пушкин задавал себе вопрос, что такое война: «праздник мести», «слепая славы страсть», «жажда гибели» или «свирепый жар героев»? И то, и другое, и третье, отвечает Астафьев, и ещё кровь, кровь и кровь.

Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в крестьянской семье в селе Овсянка Красноярского края. Он рано, в семь лет, потерял мать, она утонула в Енисее в 1931 году, и воспитывался в семье дедушки и бабушки. До коллективизации дед имел немалое, зажиточное хозяйство, мельницу. И самое важное — громадный авторитет, созданный жизненным опытом, гордостью труженика, «энциклопедизмом» познаний в мире именно всех трудов на земле, в тайге, опытом противостояния соблазнам легкой жизни! От могучей «яблони» откатывалось «яблочко» — талант будущего писателя...

Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в крестьянской семье в селе Овсянка Красноярского края. Он рано, в семь лет, потерял мать, она утонула в Енисее в 1931 году, и воспитывался в семье дедушки и бабушки. До коллективизации дед имел немалое, зажиточное хозяйство, мельницу. И самое важное — громадный авторитет, созданный жизненным опытом, гордостью труженика, «энциклопедизмом» познаний в мире именно всех трудов на земле, в тайге, опытом противостояния соблазнам легкой жизни! От могучей «яблони» откатывалось «яблочко» — талант будущего писателя...

В годы великих переломов («перемолов»), переселения сотен тысяч людей в Сибирь, а сибиряков — на Крайний Север, будущий писатель попал в Игарку, в детдом.

Подробности сиротского бытия среди беспризорников, блатарей («вольных людей») из домов-времянок, преображенные особым страдающим сознанием писателя, необычным сращением страдания и озорного изумления перед творящей силой жизни, даже перед голью, что «на выдумку хитра», отразились в повестях «Перевал», «Кража», во множестве новелл «Последнего поклона», «Царь-рыбы».

Осенью 1942 года Астафьев ушёл на фронт добровольцем. В армии он был шофером, артразведчиком, связистом. Видимо, пребывание чаще всего в пехоте («царица полей»), суровый прозаизм окопной войны, ночёвки на земле, в траншеях, под дождем, обусловили стойкую жизненную и творческую позицию писателя относительно «правды о войне». «Мы дрогли в военных окопах, а затем боролись с разрухой и нуждой», — скажет он о себе и о целом поколении в его представлении истинных вояк (вышедших не из редакций газет!), «прорвавших сопротивление окопавшегося в лакировочной литературе “противника”.

 С 1958г. Астафьев член Союза писателей, художник, которого критика относила то к «деревенской», то к «военной» прозе, член редколлегий журналов «Наш современник» и «Новый мир», лауреат Государственной премии СССР 1978 года за книгу «Царь-рыба».  Умер писатель в 2001 году в родном селе Овсянка под Красноярском, куда он вернулся в 1980 году после недолгого проживания в Вологде.

С 1958г. Астафьев член Союза писателей, художник, которого критика относила то к «деревенской», то к «военной» прозе, член редколлегий журналов «Наш современник» и «Новый мир», лауреат Государственной премии СССР 1978 года за книгу «Царь-рыба».

Умер писатель в 2001 году в родном селе Овсянка под Красноярском, куда он вернулся в 1980 году после недолгого проживания в Вологде.

Имя Вячеслава Кондратьева стало широко известно после публикации повести «Сашка».

Имя Вячеслава Кондратьева стало широко известно после публикации повести «Сашка».

 В сборник «Сороковые…» вошли рассказы и повести. Главный герой рассказов «На станции Свободной», «Дорога в Бородухино» и повести «Селижаровский тракт» - Андрей Шергин. Писатель даёт характер героя в развитии. В повести «Селижаровский тракт» Андрей Шергин проявляет себя как подлинный герой.  Рассказы «Женька» и «Не самый тяжкий день» - о сложной судьбе девушек на фронте.  Военная Москва 1942-го и победоносного 1945-го описывается в повестях «Отпуск по ранению» и «Встречи на Сретенке».

В сборник «Сороковые…» вошли рассказы и повести. Главный герой рассказов «На станции Свободной», «Дорога в Бородухино» и повести «Селижаровский тракт» - Андрей Шергин. Писатель даёт характер героя в развитии. В повести «Селижаровский тракт» Андрей Шергин проявляет себя как подлинный герой.

Рассказы «Женька» и «Не самый тяжкий день» - о сложной судьбе девушек на фронте.

Военная Москва 1942-го и победоносного 1945-го описывается в повестях «Отпуск по ранению» и «Встречи на Сретенке».

В сборник писателя-фронтовика Константина Воробьёва вошли широко известные повести «Убиты под Москвой», «Крик», «Это мы, Господи!», и рассказы «Дорога в отчий дом» и «Уха без соли»

В сборник писателя-фронтовика Константина Воробьёва вошли широко известные повести «Убиты под Москвой», «Крик», «Это мы, Господи!», и рассказы «Дорога в отчий дом» и «Уха без соли»

Домашнее задание: написать сочинение на одну из тем: Что такое героизм? (По произведениям 1-2 писателей) Правда о войне в современной отечественной прозе. (По произведениям одного из писателей). Человек на войне. (По 1-2 произведениям одного из писателей).

Домашнее задание: написать сочинение на одну из тем:

Что такое героизм? (По произведениям 1-2 писателей)

Правда о войне в современной отечественной прозе. (По произведениям одного из писателей).

Человек на войне. (По 1-2 произведениям одного из писателей).