«О ты, поэзия мольберта»
Карл Павлович Брюллов (1799-1852)
Мастер исторической живописи, портрета, пейзажа, церковной росписи и театральной декорации,
виртуоз акварели и рисунка.
Васильевский остров
«Кому случалось гулять кругом Васильевского острова, тот, без сомнения заметил, что разные концы его мало похожи друг на друга. Возьмите южный берег, уставленный пышным рядом каменных огромных строений, и северную сторону, которая глядит на Петровский остров длинною косою в сонные воды залива…» - В Титов
Дом, где родился великий художник
Почти что в центре острова, на Среднем проспекте между 3-й и 4-й линиями, под номером 286 стоял небольшой домик, окруженный садом.
Осенью 1979 года сюда переселился академик Павел Иванович Брюлло, виртуозный мастер резьбы по дереву, отличный живописец серебром и золотом по стеклу…
23 декабря 1799 года в доме Павла Ивановича родился третий сын, Карл…
Карл был очень болезненным ребёнком, но несмотря на это отец рано приобщил его к рисованию. В свободное время растолковывал ему красоты старых мастеров по гравюрам.
Мальчик оказался способным, и вскоре унаследованная от отца талантливость его окрепла и укрепилось желание стать великим художником.
Девяти лет он из отцовской «академии» поступил в казённую и сразу поразил своих учителей необычайной подготовкой.
Первым доказательством юного таланта был его рисунок
«Гений искусства»
Большую золотую медаль Брюллов получил за
«Явление трёх Ангелов у дуба Мамврийского»
Путешествие за границу
В 1822 году Карл был вместе с братом Александром
отправлен за счёт общества поощрения художников
за границу.
Александр Брюллов
Карл Брюллов
Берлин
Дрезден
Романтические пейзажи Каспара Давида Фридриха
Мюнхен
Венеция
Полотна Тинторетто
Автопортрет
Рождение Иоанна Крестителя
Крещение Христа
Полотна Веронезе
Адонис и Афродита
Брак в Канне
Нахождение Моисея
Полотна Тициана
Автопортрет
Кающаяся Мария Магдалина
Наказание Марсия
Праздник Венеры
Флоренция
Творения Рафаэля
Автопортрет
Сикстинская мадонна
Дама с вуалью
Творения Леонардо
Автопортрет
Святое семейство
Мадонна в скалах
Джоконда
Церковь Санта - Кроче
Рим
… Они без устали ходят по улицам, переулкам, площадям вечного города.
«… В сём самом Риме, где каждый камень напоминает о чём-нибудь великом, славном, напоминающем перевороты судеб тиранов-счастливцев,падение добродетели и возвышение оной, словом, Рим, поклоняющийся 700 лет идолам, потом – вера христианская истребляет Перунов, - всё сие заставляет рассуждать … и душа истинно возвышается «
Город, с великим множеством куполов, обелисков, колоннад, покорял…
В Италии Карл Брюллов создаёт собственный живописный стиль, на многие годы определивший судьбу русского искусства…
… В Риме он написал множество сцен из жизни современной Италии. Эти полотна словно излучают тепло южного солнца; их золотистый колорит и очарование темноволосых красавиц привлекали публику, вызывая множество подражаний.
Итальянское утро
Первое время итальянская
жизнь представлялась Карлу
нескончаемым праздником.
Возникают Картины «Праздник
сбора винограда» и «Гулянье в Альбано».
Праздник сбора винограда
Брызжущая через край радость:
веселье,ликованье – хочет видеть
молодой русский художник, и не
только в праздничные дни…
Гулянье в Альбано
Итальянский полдень
Юлия Павловна Самойлова
Она вокруг себя взирает
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В её сияньи исчезает…
Одна из образованнейших
женщин Италии. Последняя
из рода графов Сакворских, связан-
ного узами родства с Екатериной I …
Портрет графини Ю.П. Самойловой с Дж. Паччини и арапчонком.
Портрет Ю.Самойловой, покидающей маскарад
Портрет графини Ю.П.Самойлова с Дж. Паччини и арапчонком
Всадница
… Неподдельное восхищение у подбежавшей к балкону маленькой девочки
с живым подвижным лицом.
Всадница
Неаполь
С неаполитанской набережной
открывался вид на Везувий…
Зрелище Помпеи ошеломило…
Колеи на мостовой были так свежи,
что казались проложенными только что.
И вот сделан первый эскиз…
« Был уже первый час дня: день стоял сумрачный… Здания вокруг
тряслись…Огромное количество людей теснило нас и толкало
вперёд…В чёрной страшной грозовой туче вспыхивали
и перебегали огненные зигзаги, и она раскалывалась длинными полосами
пламени, похожими на молнии…»
« Мужчины, женщины и дети оглашали воздух воплями безнадёжности
и жалобами, причём кто звал отца, кто сына, кто отыскивал затеряв-
шуюся жену; тот оплакивал собственное несчастье, другой трепетал за
друзей и родных; нашлись люди, призывавшие на помощь смерть из
опасения умереть!Некоторые громко кощунствовали, утверждая,
что богов уже нет нигде, чтонастала последняя ночь для Вселенной!»
Брюллов много и упорно работает
над эскизами, рисует одного натур-
щика за другим; придерживаясь на-
писанныхэтюдов с натуры,
выстроил точный пейзаж.
Художник начал работу на
большом холсте в 1830 году-
к концу года все фигуры
были «поставлены на места».
Он работал в таком напряжении,
что его буквально на руках
выносили из мастерской в конце
дня.
1833 год. Наконец на мольберте
стоит почти готовое полотно.
Чёрный мрак навис над землёй , будто наступил конец света.
Среди смятенной толпы есть одна спокойная фигура. Это художник с этюдником на голове, ловящий все оттенки трагедии в лицах окружающих.
Последний день Помпеи
Долго, долго безмолвная толпа стояла в изумлении, ужасе,
не смея дать себе отчёта в множестве впечатлений…
Может быть ни одно из художественных произведений,
явившихся в области изящного на нашей памяти, не имеет
такого быстрого, всеобщего, можно сказать, народного успеха!»
- писал журналист.
С нетерпением ждала приезда Брюллова Россия.
Особенно гостеприимно приняла художника Москва.
Его встретили как героя, как победителя.
Принёс ты мирные трофеи
С собой в отеческую сень,
И стал «Последний день Помпеи»
Для русской кисти первый день
Е.А. Братынский
В Москве произошло короткое знакомство Брюллова
с А.С.Пушкиным
Везувий зев открыл – дым хлынул
клубом пламя
Широко развилось, как боевое
знамя.
Земля волнуется – с шатнувшихся
колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый
страхом,
Толпами, стар и млад,
под воспалённым прахом,
Под каменным дождём бежит
из града вон.
Поэт писал жене : « Он очень мне понравился… Мне очень хочется привезти Брюллова в Петербург. Он настоящий художник.»
Портрет скульптора Ивана Витали
Александровский театр
Михайловский дворец
Публичная библиотека
Здания Сената и Синода
Исаакиевский собор
На Сенатской площади Брюллов взял извозчика и отправился
на Васильевский остров к дому родных. Павел Иванович Брюлло
не дожил до счастливого часа. Встреча с родными была радостной –
Все они гордились славой Карла.
В Петербурге с одобрения Николая I Карл Брюллов берётся за русский
исторический сюжет. Он полностью отдаётся работе над картиной
«Осада Пскова»,
Посвящённой осаде поляками Пскова в 16 веке.
Осада Пскова
Портрет Н.В.Кукольника – писателя (1836 год)
Портрет баснописца И.А.Крылова (1839 год)
Портрет актрисы Е.С.Семёновой (1836 год)
Портрет графа В.А. Перовского (1837 год)
Портрет баронессы И.И. Клодт (1839 год)
Портрет князя А.Н. Голицына (1840 год)
Портрет певицы Виардо Гарсиа (1844 год)
В 1839 году Брюллов был приглашён на роспись
Исаакиевского собора.
В 1849 году Брюллов навсегда покидает Россию…
Карл Павлович Брюллов сочетал в себе ясную мысль
с пламенным темпераментом. Талант великого живописца
был огромен, и его влияние на развитие европейской,
прежде всего русской, живописи – неоспоримо.