«Опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность воспитанников в системе дополнительного образования»
Кирносенко Кристина Сергеевна,
педагог дополнительного образования
"Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал". Сухомлинский В.А.
Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях и способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.
Эксперимент - опыт, любая попытка, проба осуществить что-либо каким - либо способом, один из основных методов познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы или общества. Любой эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки и сравнения.
Особенности простейших опытов, проводимых в условиях школы:
- В характере решаемых задач: они неизвестны только детям.
2. В процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.
3. Безопасность.
Структура детского экспериментирования:
- Постановка проблемы;
- Поиск путей решения проблемы;
- Проверка гипотез, предположений;
- Обсуждение увиденных, полученных результатов;
- Формулировка выводов.
Цель: создание условий для формирования у воспитанников способностей к научно- исследовательской (поисковой) деятельности направленной на познание окружающего мира .
Задачи:
- Поддерживать интерес воспитанников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
- Развить у воспитанников познавательные способности, любознательность и самостоятельность.
- Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
- Обучить детей обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их.
Методический теоретический материал:
- Методическая : «Опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность воспитанников студии «Лепка из глины».
- Консультация для родителей: «Чудеса глинотерапии…»
- Разработка открытого занятия: «Древнее искусство, как само человечество»
- Доклад: «Формирование познавательного интереса ребёнка через развитие научно - исследовательской (поисковой) деятельности».
Научно – исследовательская (поисковая) деятельность:
Глина — это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания.
По характеру:
По цвету
- белая;
- голубая;
- розовая;
- зеленая;
- желтая;
- красная;
- серая;
- коричневая;
- черная.
- Нахождение глиняных мест Житикаринского района.
Глина в естественных условиях: это могут быть карьеры, низменные места или крутой склон холма, отличающиеся повышенной влажностью, где растет мать и мачеха. Глину можно найти на обочинах дорог, по берегам болот или небольших водоемов.
- Способы очистки глины: Первый способ очистки глины – просеивание.
Второй способ очистки глины – отмучивание.
Готовая глина должна быть:
- пластичная;
- освобожденная от лишних тяжелых включений;
- пробитая, т.е. освобожденная от пузырьков;
- обернутая во влажную салфетку (тряпку) и упакована в плотный полиэтиленовый пакет во избежание засыхания.
- Определение качества и свойств глины:
• способность соединяться с водой, образуя тонкие взвеси и вязкое тесто;
• способность набухать в воде;
• способность в сыром виде принимать и сохранять форму после высыхания, т. е. пластичность материала;
• клейкость;
• связывающая способность;
• способность не пропускать влагу после насыщения определенным количеством воды.
Опыт № 1
Цель: познакомиться с таким свойством глины, как хрупкость.
Оборудование: сухая глина, деревянная доска, молоток.
Ход: положили глину на доску. Разбили глину молотком на кусочки, попробовали руками разломить кусочки расколотой глины на еще более мелкие кусочки.
Вывод: сухая глина легко ломается, потому что она хрупкая.
Опыт № 2
Цель: увидеть отличие сырой глины от сухой.
Оборудование: сухая глина, сосуд с водой.
Ход: один из кусков глины положил и в сосуд с водой. Сравнили сухую глину и глину, находящуюся в воде.
Вывод: сухая глина хрупкая, светлая по цвету; сырая глина вязкая, пластичная (из нее можно что-либо лепить, т.к. ее частички связаны друг с другом), цвет сырой глины более темный, чем у сухой глины.
Опыт № 3
Цель: познакомиться с особым свойством глины - не пропускать воду.
Оборудование: влажная глина, сосуд с водой.
Ход: слепили из глины миску. Затем налили в получившуюся глиняную посуду воду. Вода держится в сосуде.
Вывод: частички глины плотно скреплены друг с другом, поэтому вода сквозь них не проходит.
Опыт № 4
Цель: познакомиться со способностью глины выдерживать высокую температуру – огнеупорностью.
Оборудование: кусок глины или изделие, муфельная печь.
Ход: поместили глиняное изделие в печь. Изделие стало твердым и слегка уменьшилось в размерах. При очень высокой температуре глина плавится.
Вывод: при обжиге глина приобретает новые свойства — прочность, жесткость и полную неспособность присоединять влагу.
Опыт № 5
Цель: показать, что на обожженной (или высушенной) глине можно рисовать.
Оборудование: глиняная фигурка, краски, кисточки, стаканы с водой.
Ход: расписали фигурку из глины красками. Обратили внимание на то, что краска хорошо ложится на обожженную глину.
Вывод: обожженную глину можно расписать красками, чтобы глиняное изделие выглядело более красиво.
Сушка изделия сложный и длительный процесс.
Эти процессы придают изделиям прочность и
долговечность. Способствуют испарению воды,
Присутствующей в глине.
- ОБЖИГ
- СУШКА ПРИ КОМНАТНОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ (около 10 дней)
Муфельная печь.
В домашних условиях: духовка.
Мастерская маленьких исследователей. Художественное творчество детей: изготовление поделок из собственно добытой глины.
«Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл». К. А. Тимирязев