СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Орфография"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Орфография"»

Орфография

Орфография

В начальных классах закладываются основы грамотного письма. Современное письмо состоит из трех частей, как бы надстроенных одна над другой, — это:  алфавит;  графика; орфография.  Данные части нужно рассматривать во взаимосвязи.

В начальных классах закладываются основы грамотного письма. Современное письмо состоит из трех частей, как бы надстроенных одна над другой, — это:

  • алфавит;
  • графика;
  • орфография.

Данные части нужно рассматривать во взаимосвязи.

Для овладения буквами, алфавитом необходимо: правильно дифференцировать звуки речи, безошибочно узнавать их в случаях отчетливого звучания (сильные позиции); правильно воспринимать, записывать все буквы; безошибочно соотносить их со звуками как при чтении, так и на письме. Овладение алфавитом обеспечивают все виды речевой деятельности школьника: восприятие звучащей речи (аудирование), чтение вслух и про себя, собственная устная речь, проговаривание, все виды письма, включая каллиграфию.

Для овладения буквами, алфавитом необходимо:

  • правильно дифференцировать звуки речи, безошибочно узнавать их в случаях отчетливого звучания (сильные позиции);
  • правильно воспринимать, записывать все буквы;
  • безошибочно соотносить их со звуками как при чтении, так и на письме.

Овладение алфавитом обеспечивают все виды речевой деятельности школьника: восприятие звучащей речи (аудирование), чтение вслух и про себя, собственная устная речь, проговаривание, все виды письма, включая каллиграфию.

Однако знание алфавита недостаточно, надо уметь им правильно пользоваться. Этим ведает графика, определяющая правила употребления букв, обозначения отдельных звуков буквами и особенно их сочетаний (слоговой или позиционный принцип русской графики). Слоговой принцип графики, заключается в том, что фонемное соответствие букве может быть установлено только с учетом ее окружения . Слоговой принцип связан с двумя особенностями русской графики: с обозначением на письме фонемы  и с обозначением твердости — мягкости согласных фонем. Основная проблема графики — соотношение состава фонем русского языка с составом алфавита. Было бы достаточно овладеть алфавитом для безошибочного письма, если бы в реальной, звучащей речи все звуки произносились отчетливо, если бы не было так называемых позиционных чередований звуков и если бы каждому звуку речи строго соответствовала одна и та же буква.

Однако знание алфавита недостаточно, надо уметь им правильно пользоваться. Этим ведает графика, определяющая правила употребления букв, обозначения отдельных звуков буквами и особенно их сочетаний (слоговой или позиционный принцип русской графики).

Слоговой принцип графики, заключается в том, что фонемное соответствие букве может быть установлено только с учетом ее окружения . Слоговой принцип связан с двумя особенностями русской графики: с обозначением на письме фонемы и с обозначением твердости — мягкости согласных фонем.

Основная проблема графики — соотношение состава фонем русского языка с составом алфавита.

Было бы достаточно овладеть алфавитом для безошибочного письма, если бы в реальной, звучащей речи все звуки произносились отчетливо, если бы не было так называемых позиционных чередований звуков и если бы каждому звуку речи строго соответствовала одна и та же буква.

Выбор написания из числа вариантов, допускаемых графикой, — это уже область орфографии, правила которой обеспечивают единообразие: написания родственных слов; обозначения грамматических форм; обозначения собственных имен и пр. Все написания, которые устанавливаются правилами, указаниями и запрещениями в системе орфографии, имеют обоснование, чаще всего связанное с морфемным составом слова, с его грамматической принадлежностью и формой.

Выбор написания из числа вариантов, допускаемых графикой, — это уже область орфографии, правила которой обеспечивают единообразие:

  • написания родственных слов;
  • обозначения грамматических форм;
  • обозначения собственных имен и пр.

Все написания, которые устанавливаются правилами, указаниями и запрещениями в системе орфографии, имеют обоснование, чаще всего связанное с морфемным составом слова, с его грамматической принадлежностью и формой.

В лингвистике различают пять основных разделов орфографии: передача буквами фонемного состава слов (морфем); слитные, раздельные и дефисные написания; употребление прописных и строчных букв; правила переноса слов со строки на строку; правила аббревиации, т.е. сокращения слов.

В лингвистике различают пять основных разделов орфографии:

  • передача буквами фонемного состава слов (морфем);
  • слитные, раздельные и дефисные написания;
  • употребление прописных и строчных букв;
  • правила переноса слов со строки на строку;
  • правила аббревиации, т.е. сокращения слов.
Сколько в русском правописании разных правил, каковы отношения между ними — ответ на эти вопросы зависит от того, как объясняется ведущий принцип русской орфографии . Именно этот принцип определяет наше понимание правописания в целом и отдельного правила в частности. В настоящее время существует две трактовки основного закона русской орфографии: морфологическая и фонематическая .

Сколько в русском правописании разных правил, каковы отношения между ними — ответ на эти вопросы зависит от того, как объясняется ведущий принцип русской орфографии . Именно этот принцип определяет наше понимание правописания в целом и отдельного правила в частности. В настоящее время существует две трактовки основного закона русской орфографии: морфологическая и фонематическая .

Морфологическая  трактовка формулирует главный принцип русского правописания так: «Ведущим принципом русской орфографии является морфологический. Он основан на одинаковом написании (независимо от произношения) морфем — значащих частей слова».  Фонематическая формулирует так: «Фонематическое письмо - это такое письмо, в котором одни и те же буквы алфавита обозначают фонему во всех ее видоизменениях, как бы она ни звучала в том ли ином фонетическом положении. В результате получается, что каждая морфема, коль скоро она содержит одни и те же фонемы, пишется всегда одинаково».
  • Морфологическая трактовка формулирует главный принцип русского правописания так: «Ведущим принципом русской орфографии является морфологический. Он основан на одинаковом написании (независимо от произношения) морфем — значащих частей слова».

  • Фонематическая формулирует так: «Фонематическое письмо - это такое письмо, в котором одни и те же буквы алфавита обозначают фонему во всех ее видоизменениях, как бы она ни звучала в том ли ином фонетическом положении. В результате получается, что каждая морфема, коль скоро она содержит одни и те же фонемы, пишется всегда одинаково».
Обе трактовки ведущего принципа правописания едины в том, что обе фиксируют одну и ту же особенность русского письма: постоянный буквенный состав каждой значимой части.  При этом они различны по глубине. Морфологический принцип лишь констатирует, что каждая морфема сохраняет единое написание, но не объясняет происхождение этого явления. Фонематический принцип  обосновывает единообразие буквенного «образа» каждой части слова тем, что на письме передается не звуковой, а фонемный состав морфем. Первая трактовка не дает возможности объяснить школьникам принцип правописания до тех пор, пока не будет изучен состав слова.  Фонематический принцип может быть отрыт на самой начальной ступени обучения, так как с фонетическими единицами учащиеся имеют дело уже в букварный период. Значит, еще до состава слова школьники могут научиться различать сильные и слабые позиции фонем и понять общий закон письма.

Обе трактовки ведущего принципа правописания едины в том, что обе фиксируют одну и ту же особенность русского письма: постоянный буквенный состав каждой значимой части. При этом они различны по глубине.

Морфологический принцип лишь констатирует, что каждая морфема сохраняет единое написание, но не объясняет происхождение этого явления. Фонематический принцип обосновывает единообразие буквенного «образа» каждой части слова тем, что на письме передается не звуковой, а фонемный состав морфем.

Первая трактовка не дает возможности объяснить школьникам принцип правописания до тех пор, пока не будет изучен состав слова.

Фонематический принцип может быть отрыт на самой начальной ступени обучения, так как с фонетическими единицами учащиеся имеют дело уже в букварный период. Значит, еще до состава слова школьники могут научиться различать сильные и слабые позиции фонем и понять общий закон письма.

Фонематический принцип базируется на понимании фонемы как функциональной единицы. Звуки, представляющие одну и  ту же фонему, акустически могут быть разными. Свое название и обозначение фонема получает по своему основному звучанию, т.е. по сильной позиции. Другими словами, в процессе письма мы идем от звучания морфемы к ее фонемному составу и только от него — к буквам. Звук в сильной позиции однозначно указывает на фонему, которой он принадлежит, поэтому, обозначая на письме звук в сильной позиции, пишущий сразу идет от уже известной фонемы к букве, действует по правилам графики. Например, ударный гласный звук [а] после твердого согласного обозначают буквой а, после мягкого согласного — буквой я. Другого варианта быть не может.

Фонематический принцип базируется на понимании фонемы как функциональной единицы. Звуки, представляющие одну и ту же фонему, акустически могут быть разными. Свое название и обозначение фонема получает по своему основному звучанию, т.е. по сильной позиции. Другими словами, в процессе письма мы идем от звучания морфемы к ее фонемному составу и только от него — к буквам.

Звук в сильной позиции однозначно указывает на фонему, которой он принадлежит, поэтому, обозначая на письме звук в сильной позиции, пишущий сразу идет от уже известной фонемы к букве, действует по правилам графики. Например, ударный гласный звук [а] после твердого согласного обозначают буквой а, после мягкого согласного — буквой я. Другого варианта быть не может.

При выборе букв для обозначения звуков в слабых позициях пишущему приходится выбирать из нескольких, путем постановки звука в сильную позицию. Лишь от звука в сильной позиции есть прямой переход к букве . Фонематический принцип не только позволяет формировать орфографическое действие сразу же на основе всеобщего принципа письма, но и устанавливает связи между отдельными правилами правописания, вскрывает их единые основания.

При выборе букв для обозначения звуков в слабых позициях пишущему приходится выбирать из нескольких, путем постановки звука в сильную позицию. Лишь от звука в сильной позиции есть прямой переход к букве .

Фонематический принцип не только позволяет формировать орфографическое действие сразу же на основе всеобщего принципа письма, но и устанавливает связи между отдельными правилами правописания, вскрывает их единые основания.

Морфологический принцип опирается на учение о фонемах, использует в системе своих правил сопоставление сильных и слабых вариантов фонем. Проверка орфограмм, пишущихся по морфологическому принципу, включает: понимание значения проверяемого слова или словосочетания (предложения), без чего невозможно подобрать проверочный вариант; анализ морфологического состава слова, умение определить место орфограммы (в корне, в приставке и т.д.); фонетический анализ, определение слогового состава, места ударения, выделение гласных и согласных, уяснение слабых и сильных позиций фонем, позиционных чередований и их причин; грамматический анализ слова (словосочетания) — определение части речи, формы слова. Но в языке существуют еще и орфографические явления, которые подводятся под другие принципы: фонетический принцип, традиционный принцип, дифференцирующие написания.

Морфологический принцип опирается на учение о фонемах, использует в системе своих правил сопоставление сильных и слабых вариантов фонем.

Проверка орфограмм, пишущихся по морфологическому принципу, включает:

  • понимание значения проверяемого слова или словосочетания (предложения), без чего невозможно подобрать проверочный вариант;
  • анализ морфологического состава слова, умение определить место орфограммы (в корне, в приставке и т.д.);
  • фонетический анализ, определение слогового состава, места ударения, выделение гласных и согласных, уяснение слабых и сильных позиций фонем, позиционных чередований и их причин;
  • грамматический анализ слова (словосочетания) — определение части речи, формы слова.

Но в языке существуют еще и орфографические явления, которые подводятся под другие принципы: фонетический принцип, традиционный принцип, дифференцирующие написания.

  • Фонетический принцип. В большинстве случаев наряду с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами остальные звуки обозначаются буквами по фонетическому принципу, т.е. звук речи фиксируется так, как его слышит пишущий. Например, в слове малыш звук [а] безударный, проверяемый ударением (мал), но остальные буквы данного слова пишутся в соответствии со звучанием.

Традиционный (исторический) принцип. Согласно этому принципу многие слова пишутся по традиции, без проверки правилами, по преимуществу это заимствованные из других языков слова: ванна, арбуз, чемодан и т.д.

Многие написания, относимые к числу традиционных и непроверяемых, на самом деле могут быть проверены на основе языка-источника: картон — от латинского charta, костюм — от французского costume и т.д.

Иногда традиционное написание может быть проверено на основе знания истории, этимологии слов и исторических изменений: петух — от старорусского лети; корзина — от корзати («плести»).

В рамках традиционного принципа есть несколько случаев, противоречащих общей системе. Например, написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу противоречит общему правилу русской графики. Такие написания заучиваются.

Традиционные написания не проверяемы, но они сохраняют основной признак морфологического написания: единообразное написание морфем, например корня (машина, машинист, машинный и др.).

Дифференцирующие написания (идеографический принцип) применяются, когда пишущий хочет выразить средствами орфографии какую-то свою мысль, разграничить омонимы (омофоны): к омпания — «группа людей» и кампания — «совокупность мероприятий»; поджог — имя существительное и поджёг — глагол совершенного вида, прошедшего времени. В начальных классах дифференцирующие написания представлены правилом употребления заглавной буквы в именах собственных: чайка — птица и «Чайка» — марка автомобиля. Рассмотрение различных принципов орфографии приводит к выводу о необходимости дифференцированного подхода к усвоению каждого типа орфограмм .

Дифференцирующие написания (идеографический принцип) применяются, когда пишущий хочет выразить средствами орфографии какую-то свою мысль, разграничить омонимы (омофоны): к омпания — «группа людей» и кампания — «совокупность мероприятий»; поджог — имя существительное и поджёг — глагол совершенного вида, прошедшего времени.

В начальных классах дифференцирующие написания представлены правилом употребления заглавной буквы в именах собственных: чайка — птица и «Чайка» — марка автомобиля.

Рассмотрение различных принципов орфографии приводит к выводу о необходимости дифференцированного подхода к усвоению каждого типа орфограмм .

Основной орфографической единицей, принятой в современной методике РЯ, является орфограмма. Орфограмма — это написание, которое не устанавливается на слух. Есть несколько определений орфограммы. Обобщая их, выделяют следующие признаки орфограммы: написание, требующее проверки (буква, сочетание букв, морфема, позиция между словами, стык морфем, место разделения слова при переносе); наличие не менее двух возможных вариантов написания, лишь один из которых правильный.

Основной орфографической единицей, принятой в современной методике РЯ, является орфограмма.

Орфограмма — это написание, которое не устанавливается на слух.

Есть несколько определений орфограммы. Обобщая их, выделяют следующие признаки орфограммы:

  • написание, требующее проверки (буква, сочетание букв, морфема, позиция между словами, стык морфем, место разделения слова при переносе);
  • наличие не менее двух возможных вариантов написания, лишь один из которых правильный.
Состав русских орфограмм следующий: 1)орфограммы, связанные с обозначением звуков буквами : на месте слабых позиций звуков; отдельные случаи обозначения звуков в сильных позициях; 2)орфограммы, не связанные с обозначением звукового состава морфем: прописная буква, слитно-раздельные написания, перенос, сокращения слов.

Состав русских орфограмм следующий:

1)орфограммы, связанные с обозначением звуков буквами :

  • на месте слабых позиций звуков;
  • отдельные случаи обозначения звуков в сильных позициях;

2)орфограммы, не связанные с обозначением звукового состава морфем:

  • прописная буква,
  • слитно-раздельные написания,
  • перенос,
  • сокращения слов.

Для совершения орфографического действия необходимо определенное пространство, называемое орфографическим полем. В пределах этого пространства осуществляется орфографическое действие, т.е. проверка орфограммы. Например:

  • для проверки буквы у в слове чужой достаточно сочетания чу, т.е. минимальное орфографическое поле — две буквы чу, которые являются традиционным написанием;
  • при проверке безударного гласного в корне слова весна минимальное пространство, необходимое для проверки (орфографическое поле), — это корень - весн- в слове весна и проверочном вёсны;
  • при проверке безударного гласного в личном окончании глагола тает в предложении: «Быстро тает снег» необходимое поле для проверки — словосочетание снег тает , которое позволяет определить лицо и число глагола и, опираясь на спряжение, установить окончание;
  • при проверке заглавной буквы в слове орёл необходимым орфографическим полем является все предложение: « Мы едем на экскурсию в Орёл» , так как без этого непонятно, о чем идет речь.

Термин «орфографическое поле» учащимся не сообщается, но в практической работе по проверке орфограмм школьники постоянно пользуются полем. Успеху проверки не способствует ни чрезмерное расширение орфографического поля, ни тем более его сужение.

При обучении правописанию большое значение имеют опознавательные признаки орфограмм , для каждого вида — свои. Общими  опознавательными признаками орфограмм являются: расхождение между звуком и буквой, между произношением и написанием;(смысл не в расхождении с произношением, а в характере фонетических условий, ставящих пишущего перед необходимостью в начале найти сильную позицию(фонему) или опереться на специальное правило (имя собственное), а потом уже писать. «опасные» звуки и звукосочетания (буквы и буквосочетания), их запоминание и постоянное внимание к ним; морфемы, их выделение, прогнозирование в них орфограмм и проверка.

При обучении правописанию большое значение имеют опознавательные признаки орфограмм , для каждого вида — свои.

Общими опознавательными признаками орфограмм являются:

  • расхождение между звуком и буквой, между произношением и написанием;(смысл не в расхождении с произношением, а в характере фонетических условий, ставящих пишущего перед необходимостью в начале найти сильную позицию(фонему) или опереться на специальное правило (имя собственное), а потом уже писать.
  • «опасные» звуки и звукосочетания (буквы и буквосочетания), их запоминание и постоянное внимание к ним;
  • морфемы, их выделение, прогнозирование в них орфограмм и проверка.
 звуки (звукосочетания, место звуков в словах, буквы, буквосочетания), дающие наибольшее количество несовпадений, «опасные» звуки (буквы): гласные о—а, и—е ; пары звонких и глухих согласных б—п, г—к, в—ф, т—д, з—с, ж—ш; сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу; сочетания ст, сн, здн, зн (непроизносимые согласные); сочетания нч, нщ; согласные буквы б, г, в, д, з, ж на конце слова, которые могут обозначать глухие согласные звуки [п],[к],[ф][т],[с],[ш]; буквы я, е, ю, ё , обозначающие два звука. В памяти детей накапливается набор тех звуков и звукосочетаний (букв и буквосочетаний), которые могут представлять собой орфограммы и привести к ошибке. Такие «опасные» сочетания запоминаются учащимися уже в период обучения грамоте.

звуки (звукосочетания, место звуков в словах, буквы, буквосочетания), дающие наибольшее количество несовпадений, «опасные» звуки (буквы):

  • гласные о—а, и—е ;
  • пары звонких и глухих согласных б—п, г—к, в—ф, т—д, з—с, ж—ш;
  • сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу;
  • сочетания ст, сн, здн, зн (непроизносимые согласные);
  • сочетания нч, нщ;
  • согласные буквы б, г, в, д, з, ж на конце слова, которые могут обозначать глухие согласные звуки [п],[к],[ф][т],[с],[ш];
  • буквы я, е, ю, ё , обозначающие два звука.

В памяти детей накапливается набор тех звуков и звукосочетаний (букв и буквосочетаний), которые могут представлять собой орфограммы и привести к ошибке. Такие «опасные» сочетания запоминаются учащимися уже в период обучения грамоте.

 морфемы в словах , сочетания морфем. Обнаруживая в слове морфему, учащийся целенаправленно ищет орфограмму, ибо уже знает, какие орфограммы могут встретиться в приставке, какие — в корне, какие — в окончании или на стыке морфем. Так, школьник знает из практики, что в приставке под- вообще ничего проверять не нужно, достаточно только убедиться, что это приставка (например, в словах подставка, подвёз ), так как приставки пад - или пот- в русском языке нет
  • морфемы в словах , сочетания морфем.
  • Обнаруживая в слове морфему, учащийся целенаправленно ищет орфограмму, ибо уже знает, какие орфограммы могут встретиться в приставке, какие — в корне, какие — в окончании или на стыке морфем.
  • Так, школьник знает из практики, что в приставке под- вообще ничего проверять не нужно, достаточно только убедиться, что это приставка (например, в словах подставка, подвёз ), так как приставки пад - или пот- в русском языке нет
Работа над первой группой — это фонетический уровень орфографической подготовки , направленной на развитие языкового чутья, речевого слуха. Работа над второй группой в большей степени направлена на запоминание. В процессе этой работы у детей развивается внимание, своего рода бдительность в отношении орфограмм. Работая над третьей группой , учащиеся подготавливаются к использованию грамматической основы в проверке орфограмм, т.е. в решении орфографических задач.
  • Работа над первой группой — это фонетический уровень орфографической подготовки , направленной на развитие языкового чутья, речевого слуха.
  • Работа над второй группой в большей степени направлена на запоминание. В процессе этой работы у детей развивается внимание, своего рода бдительность в отношении орфограмм.
  • Работая над третьей группой , учащиеся подготавливаются к использованию грамматической основы в проверке орфограмм, т.е. в решении орфографических задач.
Описанные три группы опознавательных признаков можно считать общими для большинства орфограмм. Но кроме общих опознавательных признаков каждый тип орфограмм имеет еще и частные признаки, присущие только одному типу, иногда — группе сходных орфограмм. Для успешного освоения способа проверки орфограммы определенного типа надо знать: природу данного орфографического явления, т.е. принцип, которому оно подчиняется; орфографическое поле, необходимое для проверки; опознавательные признаки данной орфограммы; умения, необходимые для проверки орфограммы данного типа.
  • Описанные три группы опознавательных признаков можно считать общими для большинства орфограмм. Но кроме общих опознавательных признаков каждый тип орфограмм имеет еще и частные признаки, присущие только одному типу, иногда — группе сходных орфограмм.

Для успешного освоения способа проверки орфограммы определенного типа надо знать:

  • природу данного орфографического явления, т.е. принцип, которому оно подчиняется;
  • орфографическое поле, необходимое для проверки;
  • опознавательные признаки данной орфограммы;
  • умения, необходимые для проверки орфограммы данного типа.
Орфографический навык принадлежит ко второму типу навыков и на этом основании может рассматриваться как автоматизированный компонент сознательной речевой деятельности человека (имеется в виду письменная речь С учетом характера орфограммы орфографические навыки можно разделить на две крупные группы: навыки, формируемые на фонетико-словообразовательной основе (правописание корней, приставок и суффиксов); навыки, формируемые на морфолого-синтаксической основе. Орфографический навык формируется в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких, как: навык письма; умение анализировать слово с фонетической стороны; умение устанавливать морфемный состав слова; умение вычленять из слова орфограмму, требующую проверки; умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило; умение подобрать проверочные слова и др. Каждое из указанных умений само по себе создает только предпосылку для формирования орфографического навыка. Важно взаимодействие между ними.
  • Орфографический навык принадлежит ко второму типу навыков и на этом основании может рассматриваться как автоматизированный компонент сознательной речевой деятельности человека (имеется в виду письменная речь

С учетом характера орфограммы орфографические навыки можно разделить на две крупные группы:

  • навыки, формируемые на фонетико-словообразовательной основе (правописание корней, приставок и суффиксов);
  • навыки, формируемые на морфолого-синтаксической основе.

Орфографический навык формируется в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких, как:

  • навык письма;
  • умение анализировать слово с фонетической стороны;
  • умение устанавливать морфемный состав слова;
  • умение вычленять из слова орфограмму, требующую проверки;
  • умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило;
  • умение подобрать проверочные слова и др.

Каждое из указанных умений само по себе создает только предпосылку для формирования орфографического навыка. Важно взаимодействие между ними.

Процесс формирования орфографического навыка проходит несколько ступеней. 1. Создание учебной ситуации, вызывающей потребность проверить орфограмму. Школьник ставит перед собой цель, осознает задачу. 2. Поиск способа выполнения действия: опора на знания, на правило, на указание, на прошлый опыт. 3. Составление алгоритма выполнения действия по правилу, планирование действия по этапам. 4.  Выполнение действия по алгоритму, по правилу, по намеченному плану — поэтапно. 5.  Повторное, многократное выполнение действия по плану, по алгоритму — в изменяющихся условиях и в вариантах, с постепенным «свертыванием» алгоритма. 6.  Появление автоматизма безошибочного письма. Постепенный отказ от правила.

Процесс формирования орфографического навыка проходит несколько ступеней.

1. Создание учебной ситуации, вызывающей потребность проверить орфограмму. Школьник ставит перед собой цель, осознает задачу.

2. Поиск способа выполнения действия: опора на знания, на правило, на указание, на прошлый опыт.

3. Составление алгоритма выполнения действия по правилу, планирование действия по этапам.

4. Выполнение действия по алгоритму, по правилу, по намеченному плану — поэтапно.

5. Повторное, многократное выполнение действия по плану, по алгоритму — в изменяющихся условиях и в вариантах, с постепенным «свертыванием» алгоритма.

6. Появление автоматизма безошибочного письма. Постепенный отказ от правила.

Для успешного формирования орфографического навыка необходимы определенные условия: развитие речевого (фонематического) слуха; развитие орфографической зоркости; понимание языковых значений; овладение умениями и простыми навыками, на которых основывается орфографический навык; умение выбрать способ выполнения орфографического действия и составить алгоритм его выполнения; выполнение достаточного количества практических упражнений; систематическая работа над ошибками

Для успешного формирования орфографического навыка необходимы определенные условия:

  • развитие речевого (фонематического) слуха;
  • развитие орфографической зоркости;
  • понимание языковых значений;
  • овладение умениями и простыми навыками, на которых основывается орфографический навык;
  • умение выбрать способ выполнения орфографического действия и составить алгоритм его выполнения;
  • выполнение достаточного количества практических упражнений;
  • систематическая работа над ошибками
Фонематический слух — это «способность человека к анализу и синтезу речевых звуков». С начала орфографической работы в школе в механизме фонематического слуха появляются новый аспект и новая функция: способность «слышать» в слове фонему в слабой позиции, и сразу проверять ее на основе аналогии , т.е. в родственных словах. Фонематический слух возникает в процессе речевой деятельности (аудирования и говорения), в процессе речевых упражнений, таких, как: аналитические упражнения на фонетическом, словообразовательном, лексическом и морфологическом уровнях; синтетические упражнения на этих же уровнях; работа над артикулированием звуков, развитие дикции, упражнения по усвоению интонации; усвоение орфоэпии; специальные упражнения в словоизменении: пил, пила, пили; специальные упражнения в словообразовании: садовый, садовник; выразительное чтение, декламация; специальные упражнения в проговаривании; общее речевое развитие: обогащение словаря, развитие механизмов образования морфологических форм, построение синтаксических конструкций и т.п.

Фонематический слух — это «способность человека к анализу и синтезу речевых звуков». С начала орфографической работы в школе в механизме фонематического слуха появляются новый аспект и новая функция: способность «слышать» в слове фонему в слабой позиции, и сразу проверять ее на основе аналогии , т.е. в родственных словах. Фонематический слух возникает в процессе речевой деятельности (аудирования и говорения), в процессе речевых упражнений, таких, как:

  • аналитические упражнения на фонетическом, словообразовательном, лексическом и морфологическом уровнях;
  • синтетические упражнения на этих же уровнях;
  • работа над артикулированием звуков, развитие дикции, упражнения по усвоению интонации; усвоение орфоэпии;
  • специальные упражнения в словоизменении: пил, пила, пили;
  • специальные упражнения в словообразовании: садовый, садовник;
  • выразительное чтение, декламация;
  • специальные упражнения в проговаривании;
  • общее речевое развитие: обогащение словаря, развитие механизмов образования морфологических форм, построение синтаксических конструкций и т.п.
Проговаривание — это упражнение, которое положительно сказывается на развитии фонематического слуха. Проговаривание может быть орфоэпическим  (литературное произношение) и орфографическим (буквенное произношение). Чтобы орфоэпия и орфография не противоречили друг другу, необходимо практиковать перед письмом слова его двоякое прочтение, произношение: вначале орфоэпическое, а затем орфографическое. Проговаривание с ясным произнесением букв ( ммм-ооо-ррр-ооо-ззз) , с особенным выделением орфограмм. Это вырабатывает у детей внимание к буквенному составу слова, умение замечать несовпадения произношения и написания, не подчиняться слепо произношению при письме. Развивающийся фонематический слух способствует возникновению и развитию орфографической зоркости . Она, как и речевой слух, является одним из обязательных условий овладения орфографическими умениями и навыками.

Проговаривание — это упражнение, которое положительно сказывается на развитии фонематического слуха. Проговаривание может быть орфоэпическим (литературное произношение) и орфографическим (буквенное произношение). Чтобы орфоэпия и орфография не противоречили друг другу, необходимо практиковать перед письмом слова его двоякое прочтение, произношение: вначале орфоэпическое, а затем орфографическое. Проговаривание с ясным произнесением букв ( ммм-ооо-ррр-ооо-ззз) , с особенным выделением орфограмм. Это вырабатывает у детей внимание к буквенному составу слова, умение замечать несовпадения произношения и написания, не подчиняться слепо произношению при письме.

Развивающийся фонематический слух способствует возникновению и развитию орфографической зоркости . Она, как и речевой слух, является одним из обязательных условий овладения орфографическими умениями и навыками.

Сознательный подход к усвоению орфографии учащимися обеспечивает понимание языковых значений. В данном случае под языковыми значениями понимается содержание целых высказываний, смысл отдельных предложений, оборотов речи, словосочетаний, значения слов и фразеологических единиц, значения отдельных морфем в составе слова, а также грамматическое значение слов, словоформ и морфем. Точное и ясное понимание значения слова необходимо для выделения в нем корня и других морфем, для подбора проверочных  родственных слов, для определения части речи и формы слова, для ясного понимания его связей в предложении. А понимание значения словосочетаний и предложений нужно для более точного уяснения значения слов и для характеристики форм частей речи.

Сознательный подход к усвоению орфографии учащимися обеспечивает понимание языковых значений. В данном случае под языковыми значениями понимается содержание целых высказываний, смысл отдельных предложений, оборотов речи, словосочетаний, значения слов и фразеологических единиц, значения отдельных морфем в составе слова, а также грамматическое значение слов, словоформ и морфем.

Точное и ясное понимание значения слова необходимо для выделения в нем корня и других морфем, для подбора проверочных родственных слов, для определения части речи и формы слова, для ясного понимания его связей в предложении. А понимание значения словосочетаний и предложений нужно для более точного уяснения значения слов и для характеристики форм частей речи.

В современной методике обучения правописанию главным, решающим фактором признается фактор сознательной работы  учащихся, осознанного подхода к орфографическому явлению, при этом учитываются: 1) значение текста, предложения, словосочетания, слова, морфемы; 2) грамматическое значение слова, его грамматические связи в словосочетании и предложении; 3) словообразовательная структура слова, его морфемный состав, словообразовательная модель, словообразовательное гнездо; 4) законы фонетики и графики; 5) правила орфографии и традиция в написании

В современной методике обучения правописанию главным, решающим фактором признается фактор сознательной работы учащихся, осознанного подхода к орфографическому явлению, при этом учитываются:

  • 1) значение текста, предложения, словосочетания, слова, морфемы;
  • 2) грамматическое значение слова, его грамматические связи в словосочетании и предложении;
  • 3) словообразовательная структура слова, его морфемный состав, словообразовательная модель, словообразовательное гнездо;
  • 4) законы фонетики и графики;
  • 5) правила орфографии и традиция в написании
Помимо фактора сознательного усвоения орфографии значительную роль играет зрительный фактор в обучении . Зрительному запоминанию помогает применение плакатов с трудными словами, с цветным выделением орфограмм, схемы, модели. Рекомендуется много писать: списывание — один из важных видов упражнения, но списывание надо подкреплять аналитико-синтетическими заданиями (подчеркнуть, выделить графически, изменить формы, проверить орфограммы, найти и исправить ошибки).

Помимо фактора сознательного усвоения орфографии значительную роль играет зрительный фактор в обучении . Зрительному запоминанию помогает применение плакатов с трудными словами, с цветным выделением орфограмм, схемы, модели.

Рекомендуется много писать: списывание — один из важных видов упражнения, но списывание надо подкреплять аналитико-синтетическими заданиями (подчеркнуть, выделить графически, изменить формы, проверить орфограммы, найти и исправить ошибки).

К зрительному фактору усвоения правописания тесно примыкает рукодвигательный фактор : навык держания ручки, определение положения тела, тетради, умение придерживаться строки, соблюдать поля, выдерживать размер и пропорции букв и т.д. Усвоение грамотного письма зависит также от каллиграфии : аккуратно, четко написанные буквы лучше воспринимаются и запоминаются. Плохое написание приводит иногда к ошибкам даже в тех случаях, когда нет орфограммы (так называемые «описки»).

К зрительному фактору усвоения правописания тесно примыкает рукодвигательный фактор : навык держания ручки, определение положения тела, тетради, умение придерживаться строки, соблюдать поля, выдерживать размер и пропорции букв и т.д.

Усвоение грамотного письма зависит также от каллиграфии : аккуратно, четко написанные буквы лучше воспринимаются и запоминаются. Плохое написание приводит иногда к ошибкам даже в тех случаях, когда нет орфограммы (так называемые «описки»).

Определенную роль в формировании орфографического навыка играет и слуховой фактор, т.е. слуховые восприятия собственной и чужой речи и ощущений , связанных с движениями органов речи в процессе говорения. Практикуется орфоэпическое и вслед за ним орфографическое (буквенное) проговаривание, что приучает школьников во время письма анализировать звукобуквенный состав слов. Причем орфографическим целям служит не только буквенное проговаривание, но и оба варианта вместе, так как двойное произнесение вырабатывает речевой слух. Проговаривание должно происходить не только вслух, но и мысленно, про себя, что приближает ученика к естественным условиям письма. Уделяя внимание всем перечисленным факторам, отметим еще раз важность осознанности всей деятельности учащихся, объяснения несовпадений звучания и письма, способов проверки орфограмм, словообразовательного анализа.

Определенную роль в формировании орфографического навыка играет и слуховой фактор, т.е. слуховые восприятия собственной и чужой речи и ощущений , связанных с движениями органов речи в процессе говорения.

Практикуется орфоэпическое и вслед за ним орфографическое (буквенное) проговаривание, что приучает школьников во время письма анализировать звукобуквенный состав слов. Причем орфографическим целям служит не только буквенное проговаривание, но и оба варианта вместе, так как двойное произнесение вырабатывает речевой слух. Проговаривание должно происходить не только вслух, но и мысленно, про себя, что приближает ученика к естественным условиям письма.

Уделяя внимание всем перечисленным факторам, отметим еще раз важность осознанности всей деятельности учащихся, объяснения несовпадений звучания и письма, способов проверки орфограмм, словообразовательного анализа.

Методика обучения правописанию предусматривает применение: метода языкового анализа и синтеза; метода запоминания, заучивания, или имитативного метода; метода решения грамматико-орфографических задач. Выбор метода и приема зависит: от особенностей орфографического материала, от типа орфограммы; от психолого-физиологических факторов усвоения материала; от возрастных особенностей и возможностей детей и языковой основы, уже изученного языкового материала.

Методика обучения правописанию предусматривает применение:

  • метода языкового анализа и синтеза;
  • метода запоминания, заучивания, или имитативного метода;
  • метода решения грамматико-орфографических задач.

Выбор метода и приема зависит:

  • от особенностей орфографического материала, от типа орфограммы;
  • от психолого-физиологических факторов усвоения материала;
  • от возрастных особенностей и возможностей детей и языковой основы, уже изученного языкового материала.