СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация «Организация педагогического процесса по развитию речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой и фольклором»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование малых фольклорных жанров помогает развить речь ребенка, мышление, устанавливать межличностные взаимоотношения, создает доброжелательную атмосферу.

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Организация педагогического процесса по развитию речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой и фольклором»»

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 386 ГОРОДА ДОНЕЦКА» «Организация педагогического процесса по развитию речи младших дошкольников через ознакомление с художественной литературой и фольклором» Подготовила: Воспитатель 2 младшей группы Арсеньева З.И.

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 386 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

«Организация педагогического процесса по развитию речи младших дошкольников через ознакомление с художественной литературой и фольклором»

Подготовила:

Воспитатель 2 младшей группы

Арсеньева З.И.

«Язык – важнейшее средство общения друг с другом. Это оружие мысли и культуры».  Ф.М. Достоевский В младшем дошкольном возрасте ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а также непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений.

«Язык – важнейшее средство общения друг с другом.

Это оружие мысли и культуры».

Ф.М. Достоевский

В младшем дошкольном возрасте ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а также непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ Младший дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи ребенка. Основная задача развития речи ребенка - овладение нормами и правилами родного для него языка.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Младший дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи ребенка.

Основная задача развития речи ребенка - овладение нормами и правилами родного для него языка.

«Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». В.А. Сухомлинский Приобщение детей к художественной литературе в младшем возрасте необходимо начинать с рассказывания сказок, потешек, стихотворений. Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло. Произведения художественной литературы и устного народного творчества (пословицы, поговорки, потешки, скороговорки) являются важнейшим источником развития речи детей.

«Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

В.А. Сухомлинский

Приобщение детей к художественной литературе в младшем возрасте необходимо начинать с рассказывания сказок, потешек, стихотворений. Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло. Произведения художественной литературы и устного народного творчества (пословицы, поговорки, потешки, скороговорки) являются важнейшим источником развития речи детей.

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Обучение речи должно «забегать вперед» и вести за собой развитие. Детей следует обучать тому, что они не могут усвоить сами, без помощи взрослого. Роль сказки, художественных произведений в целом расширяют словарный запас детей, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной речи в целом. Сказки способствуют формированию характера ребенка, развитию его мышления, фантазии, художественного вкуса. Они учат его преодолевать трудности, призывают бороться со злом, воспитывают благородные чувства вызывают стремление быть добрым, храбрым, отзывчивым и т.д.

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Обучение речи должно «забегать вперед» и вести за собой развитие. Детей следует обучать тому, что они не могут усвоить сами, без помощи взрослого.

Роль сказки, художественных произведений в целом расширяют словарный запас детей, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной речи в целом.

Сказки способствуют формированию характера ребенка, развитию его мышления, фантазии, художественного вкуса. Они учат его преодолевать трудности, призывают бороться со злом, воспитывают благородные чувства вызывают стремление быть добрым, храбрым, отзывчивым и т.д.

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ Воспитатель привлекает внимание детей к образным средствам выразительности, звучности и мелодичности, уместности использования языковых средств и тем самым закладывает основы эстетического отношения к языку. Особое значение для эстетического развития имеют: художественное слово, словесное творчество и художественно-речевая деятельность самих детей.

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

Воспитатель привлекает внимание детей к образным средствам выразительности, звучности и мелодичности, уместности использования языковых средств и тем самым закладывает основы эстетического отношения к языку.

Особое значение для эстетического развития имеют: художественное слово, словесное творчество и художественно-речевая деятельность самих детей.

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ КНИЖНЫЙ УГОЛОК Мы поместили в книжный уголок разнообразную художественную литературу: от больших ярких книг, книг-игрушек до книг-малюток; сюжетные картинки к рассказам и стихам. В динамические полки поместили персонажей русских народных сказок и декорации к ним. Этот театр игрушек постоянно обновляется, после прочтения очередной сказки. Полки расположены в доступном для детей месте, где они обыгрывают ту или иную сказку, используя диалоги героев, часто развивая действие по придуманному ими сюжету.

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

КНИЖНЫЙ УГОЛОК

Мы поместили в книжный уголок разнообразную художественную литературу: от больших ярких книг, книг-игрушек до книг-малюток; сюжетные картинки к рассказам и стихам.

В динамические полки поместили персонажей русских народных сказок и декорации к ним. Этот театр игрушек постоянно обновляется, после прочтения очередной сказки. Полки расположены в доступном для детей месте, где они обыгрывают ту или иную сказку, используя диалоги героев, часто развивая действие по придуманному ими сюжету.

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ТЕАТРАЛЬНЫЙ УГОЛОК В театральном уголке помещены персонажи для различных видов театра: пальчиковый театр, театр деревянных ложек, куклы-рукавицы, теневой театр, где дети, обучаясь, ведут интонационно-выразительные диалоги персонажей.

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

ТЕАТРАЛЬНЫЙ УГОЛОК

В театральном уголке помещены персонажи для различных видов театра: пальчиковый театр, театр деревянных ложек, куклы-рукавицы, теневой театр, где дети, обучаясь, ведут интонационно-выразительные диалоги персонажей.

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ КОРРЕКЦИОННЫЙ УГОЛОК В коррекционном уголке имеются пособия: всевозможные пазлы, мозаики по сюжетам любимых сказок, альбомы для раскрашивания. При работе ребёнок вступает в диалог, задаёт вопросы, вспоминает о содержании сказки, рассуждает, что также способствует речевому развитию, обогащает словарь. Созданы альбомы для детских рассказов описательного характера и пересказа сказок. Для составления небольших рассказов используем алгоритмы, которые облегчают ребёнку словесную передачу информации и последовательности сюжета.

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

КОРРЕКЦИОННЫЙ УГОЛОК

В коррекционном уголке имеются пособия: всевозможные пазлы, мозаики по сюжетам любимых сказок, альбомы для раскрашивания. При работе ребёнок вступает в диалог, задаёт вопросы, вспоминает о содержании сказки, рассуждает, что также способствует речевому развитию, обогащает словарь.

Созданы альбомы для детских рассказов описательного характера и пересказа сказок. Для составления небольших рассказов используем алгоритмы, которые облегчают ребёнку словесную передачу информации и последовательности сюжета.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ Жанры, которые используем в детском саду: сказки, потешки, загадки, рассказы. Детский фольклор наполнен словесными играми в рифмы. Игры в рифмы не просто занимательны, они помогают ребёнку прочно закрепить в уме словарь и строй общенародной речи, познать иной смысл и значение слов. Также в работе уделяется внимание и загадкам, они являются важным приёмом во всех видах занятий. Загадка – игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто – любима и интересна ребёнку. Положительные эмоции вызывают процесс отгадывания и загадывания загадок, формирует у ребёнка познавательный интерес к миру вещей и явлений.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Жанры, которые используем в детском саду: сказки, потешки, загадки, рассказы. Детский фольклор наполнен словесными играми в рифмы. Игры в рифмы не просто занимательны, они помогают ребёнку прочно закрепить в уме словарь и строй общенародной речи, познать иной смысл и значение слов.

Также в работе уделяется внимание и загадкам, они являются важным приёмом во всех видах занятий. Загадка – игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто – любима и интересна ребёнку. Положительные эмоции вызывают процесс отгадывания и загадывания загадок, формирует у ребёнка познавательный интерес к миру вещей и явлений.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ Для активного использования в речи детей образных слов и выражений используются следующие приёмы: совместного рассказывания сказки; продолжение детьми начатого воспитателем предложения; рассматривание иллюстраций к сказке и комментирование их словами из сказки.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Для активного использования в речи детей образных слов и выражений используются следующие приёмы:

  • совместного рассказывания сказки;
  • продолжение детьми начатого воспитателем предложения;
  • рассматривание иллюстраций к сказке и комментирование их словами из сказки.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ Для подержания эмоционального настроя к сказке используются следующие приёмы: выполнение аппликации или наклеивание иллюстраций героев сказки; лепка («Колобок», тарелочки к сказке «Три медведя»); драматизация эпизодов сказки; прослушивание сказки в аудиозаписи; выкладывание книг с данной сказкой в книжный уголок.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Для подержания эмоционального настроя к сказке используются следующие приёмы:

  • выполнение аппликации или наклеивание иллюстраций героев сказки;
  • лепка («Колобок», тарелочки к сказке «Три медведя»);
  • драматизация эпизодов сказки;
  • прослушивание сказки в аудиозаписи;
  • выкладывание книг с данной сказкой в книжный уголок.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ С помощью художественной литературы и фольклора у детей дошкольного возраста развивается: Эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним. Способность слушать текст и активно реагировать на его содержание. Слушать вместе с группой сверстников, когда воспитатель рассказывает. Способность выполнять игровые действия, в соответствии с текстом знакомых произведений, сказок. Способность повторять отдельные слова и выражения из сказок, рассказов, стихотворений, потешек. Интерес рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений и отвечать на вопросы по содержанию иллюстраций. Дети узнают произведения и их героев при многократном рассказывании. Учатся следить за развитием действия в коротких рассказах, сказках с наглядным сопровождением, а затем без него.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

С помощью художественной литературы и фольклора у детей дошкольного возраста развивается:

  • Эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним.
  • Способность слушать текст и активно реагировать на его содержание. Слушать вместе с группой сверстников, когда воспитатель рассказывает.
  • Способность выполнять игровые действия, в соответствии с текстом знакомых произведений, сказок.
  • Способность повторять отдельные слова и выражения из сказок, рассказов, стихотворений, потешек.
  • Интерес рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений и отвечать на вопросы по содержанию иллюстраций. Дети узнают произведения и их героев при многократном рассказывании. Учатся следить за развитием действия в коротких рассказах, сказках с наглядным сопровождением, а затем без него.
ВЫВОД Таким образом, можно отметить, что использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника.

ВЫВОД

Таким образом, можно отметить, что использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника.