Рабочая программа как нормативный документ в педагогической практике учителя Основы проектирования
Закон Российской Федерации «Об образовании» ст. 32, п.2.7
2. К компетенции образовательного учреждения относятся: …
7) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);…
Профессиональная компетентность учителя:
знать и руководствоваться нормативными актами в образовании, школьными образовательными технологиями и методиками и эффективно их использовать при организации процесса обучения .
Куррикулум
учебный план, учебная программа и рекомендации к их использованию,
а так же материалы по самостоятельной работе учащихся.
Программа
(греч., programma - объявление, распоряжение) означает содержание, план деятельности, работ; изложение содержания и цели деятельности; краткое изложение содержания учебного предмета; описание алгоритма решения задач (СЭС, Ожегов).
Образовательная программа
это документ, определяющий содержание образования определенного уровня и направленности.
В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:
1. общеобразовательные
(основные и дополнительные)
2. профессиональные
(основные и дополнительные).
Общеобразовательная программа
- направлена на решение задач
формирования общей культуры личности,
- адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
Учебная программа
нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основ мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.
Она определяет общую научную духовно - ценностную направленность преподавания предмета, оценок, теорий, событий, фактов.
Учебная программа включает в себя:
- цели изучения дисциплины;
- содержание, обозначенное в темах, разделах;
- продолжительность и последовательность изучения тем и разделов;
- требование к изучению материала
Примерная (типовая) программа
определяет базовые знания, умения, навыки и отражает систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомендации методического характера. На основе примерных программ создаются рабочие программы.
Схема категориальной иерархии образовательных программ
Основные положения программы
- тип программы
- соответствие нормативным требованиям
- рассматриваемые аспекты (методический, алгоритмический, содержательный и др.)
- компоненты и структура
Рабочая учебная программа
это документ, созданный на основе примерной программы Министерства Образования РФ, с учетом национально - региональных условий, типа образовательного учреждения, средств обучения, особенностей контингента учащихся и отражающий пути реализации содержания через авторский проект.
2. Структура рабочей программы:
- 1. Титульный лист
- 2. Пояснительная записка.
- 3. Содержание учебного предмета (основные блоки, модули).
- 4. Учебно-тематическое планирование.
- 5. Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.
- 6. Обеспеченность учебно-методическими комплектами и методическими пособиями.
- 7. Организация текущего и промежуточного контроля знаний.
- 8. Список литературы (основной и дополнительной) для обучающихся и учителя.