Просмотр содержимого документа
«Презентация "Основные виды передвижений для обучающихся 1-4 классы"»
Основные виды движений на занятиях по физической культуре
Основные виды движений
- Ходьба
- Бег
- Лазание
- Прыжки
- Метание
- Упражнения в равновесии
Основные движения подразделяются
- Циклические движения, для них характерно постоянное выполнение однообразных циклов, когда все его отдельные части возвращаются в исходное положение (ходьба, бег, ползание, лазание).
- Ациклические движения не имеют повторных циклов. Каждое такое движение состоит из двигательных фаз, следующих в определенной последовательности (метание и прыжки).
Основные виды движений развивают
- Ориентировки ( в пространстве, во времени, при движении).
- Нравственно-волевые качества (целеустремленность, настойчивость, смелость).
- Способствуют формированию правильной осанки.
- Физические качества (быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость).
Быстрота
Это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени
Способствует повышению работоспособности организма
- Упражнения с ускорением, на скорость,
с изменением темпа;
- Скоростно-силовые упражнения
(прыжки, метание);
- Бег из усложненных исходных
положений(и.п.);
Сила
Это способность преодолевать внешнее сопротивление за счет мышечного напряжения.
Способствует развитию крупных мышечных групп, повышению работоспособности сердечнососудистой системы.
- ОРУ с предметами;
- Упражнения с повышенной сопротивляемостью
(с набивными мячами,
в парных упражнениях);
- Бег на 30 м;
- Метание на дальность.
Ловкость
Это способность справляться с любой двигательной задачей правильно, быстро, рационально, находчиво.
Способствует развитию крупных мышечных групп, координации движений, ручной и телесной ловкости, формированию согласованных действий.
- Упражнения в ходьбе и беге между предметами, с преодолением препятствий.
- Упражнения с изменением скорости, темпа и направления движения;
- Упражнения в ходьбе по ограниченной поверхности и в парах;
- ОРУ с предметами различной формы, массы
и величины;
- Пальчиковая гимнастика, перестроение и подвижные игры.
Выносливость
Это способность организма выполнять мышечную работу небольшой и средней интенсивности в течении продолжительного времени.
Способствует укреплению сердечнососудистой и дыхательной систем, повышению работоспособности организма, формированию волевых качеств.
- Упражнения в ходьбе;
- Упражнения в беге в среднем и медленном темпе продолжительное время;
- Упражнения в лазании;
- Эстафеты и игровые
задания.
Гибкость
Это свойство опорно-двигательного аппарата, определяющее степень подвижности его звеньев.
Способствует эластичности мышц и связок.
- Упражнения с наклонами и поворотами туловища;
- Упражнения с большой амплитудой;
- Упражнения с возрастающей амплитудой;
- Упражнения с гимнастической
палкой;
- Упражнения на перекладине;
- Упражнения из разных
исходных положений
(стоя, сидя, лежа).
Основные принципы обучения ОВД
- Целенаправленно и последовательно.
- Исправление ошибок.
- Использование разнообразных методов и приемов.
- Учитывать уровень двигательных умений и навыков детей.
- Знать технику выполнения движений.
- Подбирать упражнения с учетом возраста.
Ходьба
Циклическое движение умеренной интенсивности.
- В ходьбе активно участвует опорно-двигательный аппарат (одновременно с работой до 56% мышц). Величина нагрузки при ходьбе зависит от условий выполнения и скорости передвижений.
- При ходьбе создаются благоприятные условия для улучшения дыхания, кровообращения, обмена веществ.
- Ходьба способствует развитию и укреплению мышц нижних конечностей.
- Спокойная ходьба успокаивает деятельность органов дыхания и кровообращения после большой нагрузки.
- Упражнения в ходьбе различными способами (на носках, на пятках и др.) способствуют развитию и укреплению мускулатуры стоп, предупреждают плоскостопие.
Важно!
- При обычной ходьбе передвигаемая вперед нога ставится с пятки, далее выполняется перекат на носок.
- Руки двигаются в направлении вперед-назад, способствуют сохранению равновесия.
- Координация движений рук согласована с движениями ног перекрестно.
- Голова и туловище держатся прямо, плечи слегка отведены назад.
Виды ходьбы
- Ходьба на носках (укрепляет мышцы и связки стопы, способствует профилактике плоскостопия).
- Ходьба на пятках (укрепляет мышцы спины, стопы).
- Ходьба на наружных сторонах стоп (тоже укрепляет мышцы стоп).
- Ходьба с высоким подниманием колена (укрепляет мышцы живота, спины, ног, связки и суставы).
- Ходьба перекатом с пятки на носок (укрепляет мышцы ног, стоп, способствует выработке правильной постановки ноги).
- Ходьба в полуприседе, приседе (укрепляет мышцы таза и стопы).
- Ходьба скрестным шагом (укрепляет мышцы таза, ног, улучшает отток венозной крови).
- Гимнастическая ходьба (укрепляет мышцы туловища, ног, стопы).
- Ходьба мелким и большим шагом (для формирования длины шага).
Бег
Циклическое движение, отличается от ходьбы наличием фазы полета
- Оказывает большую функциональную нагрузку на весь организм.
- Во время бега в работе принимает участие большое количество крупных групп мышц.
- Является хорошим средством тренировки органов дыхания и кровообращения.
- Способствует развитию выносливости организма.
Важно!
- Техника бега характеризуется следующим: туловище бегущего чуть наклонено вперед, голова и туловище держатся на одной линии.
- Толчковая нога, которая соприкасается с землей, должна ставиться на внешнюю сторону носковой части стопы, в момент отталкивания полностью выпрямляется.
- Маховая нога‚ которая уже оттолкнулась от земли, сгибается в коленном суставе, бедро движется вперед вверх, достигает наибольшей высоты в момент толчка другой ногой.
- Руки согнуты в локтях, двигаются в едином темпе с ногами, скрестно, пальцы полусогнуты, кисти напряжены.
Виды бега
- Бег с перешагиванием через препятствия высотой 10–15 см.
- Бег с забрасыванием голени назад.
- Бег с высоким подниманием коленей.
- Бег на носках (с 3-го года жизни).
- Бег широким шагом (с 5 лет).
- Бег подскоками.
- Бег в разном темпе.
- Челночный бег.
- Бег на скорость.
Виды лазания
- Подлезание под веревочку и дугу;
- Пролезание в обруч;
- Ползание под дугу или по гимнастической скамейке;
- Перелезание через бревно или гимнастическую скамейку;
- Лазание на наклонных лесенках-стремянках и гимнастических лестницах;
- Лазание по вертикальной гимнастической лестнице;
- Лазание по шесту или канату.
Упражнения - лазания требуют правильной организации детей и обязательной страховки со стороны воспитателя.
Прыжки
- Движения ациклического типа
- Оказывают положительное воздействие на весь организм.
- При прыжках усиливается кровообращение и дыхание.
- Развиваются мышцы ног, живота и всего туловища, укрепляются связки и суставы нижних конечностей.
- Совершенствуются координационные способности.
- Способствуют тренировке дыхание и развитию выносливости.
Важно!
Движения состоят их 4 фаз.
1-я фаза – подготовительная, заключающаяся в принятии исходного положения или выполнении разбега перед прыжком.
2-я фаза – основная, заключается в выполнении отталкивания.
3-я фаза – полета, ее назначение – пролететь после отталкивания как можно дальше.
4-я фаза – заключительная, мягкое приземление после прыжка.
Виды прыжков
- На двух ногах на месте;
- Попеременно на правой и левой ноге;
- Вокруг себя;
- С продвижением вперед;
- В высоту;
- В длину;
- Через скакалку.
Метание
- Это движение ациклического типа имеющее скоростно-силовой характер.
- Упражнения способствуют укреплению мышц ног, туловища и особенно рук и плечевого пояса.
- Совершенствуют координацию движений.
- Развивают глазомер.
- Воспитывают ловкость.
- Развиваются также гибкость, быстрота, равновесие.
Важно!
Метание выполняется на дальность и в цель, причем обучение метанию на дальность предшествует обучению метанию в цель.
Движения состоят их 3 фаз.
- Подготовительная, заключается в принятии исходного положения перед замахом, выполнении замаха, разбеге в метаниях с разбега. Подготовительная фаза создает благоприятные условия для выполнения броска.
- Основная, заключается в выполнении броска. В момент броска снаряду (предмету) передается определенное усилие, которое обеспечивает скорость и дальность полета. Бросок следует выполнять по дугообразной траектории.
- Заключительная , направлена на погашение усилия, затраченного на бросок и удержание равновесия.
Виды метания
- Броски мяча из разных положений (из-за головы, сверху, от груди, снизу, сидя на коленях, сидя на полу).
- Отбивание мяча о пол (двумя руками, попеременно правой и левой рукой, стоя на месте, в движении).
- Метание мешочков (в даль, в горизонтальную, вертикальную, движущуюся цели).
- Броски мяча в кольцо (одной или двумя руками, с места, с нескольких шагов, в движении).
- Прокатывание мяча (в даль, в цель, друг другу).
- Перебрасывание мяча через сетку.
Равновесие
- Успешное усвоение основных движений требует определенного уровня развития чувства равновесия.
- Развивается оно постепенно и связано с совершенствованием функций коры головного мозга, развития вестибулярного аппарата, своеобразного мышечного чувства, которое помогает ребенку определять положение тела в пространстве, а также изменение положения тела.
- У детей дошкольного возраста чувство равновесия развивается от возможности удерживать позу в статическом положении, до возможности сохранять равновесие в самых разнообразных движениях.
- Для развития равновесия используются специальные упражнения, выполняемые в основном на уменьшенной площади опоры.
- Эти упражнения предлагаются детям с раннего возраста. Наиболее интенсивно чувство равновесия развивается в пятилетнем возрасте.
Упражнения на равновесие
- Перешагивание через предметы (разной величины);
- Ходьба по канату, лежащему на полу (прямо, правым и левым боком);
- Ходьба по скамейке ,бревну, по узкой рейке (с приседаниями, с поворотами, с перешагиванием, с мячами, с мешочком на голове);
- Стойка попеременно на правой и левой ноге с закрытыми глазами.
- Ходьба спиной вперед;
- Ходьба по наклонной доске.
Спасибо за внимание!