Просмотр содержимого документа
«Презентация "Особенности коммуникативно-речевой деятельности младших школьников с нарушением интеллекта"»
ОСОБЕННОСТИ
КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ
РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ
В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВТОРЫ :
Л.С. Выготский, С.Д. Забрамная, А.Р. Маллер, Л.М. Шипицина, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.В. Сильвестру, М.И. Запорожец, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин.
ЗАРУБЕЖНЫХ АВТОРЫ :
У. Кристен, Л. Нюканен, Х. Рюкле.
Речевая коммуникация – это общение между людьми, обмен информацией, процесс, который поддерживает функционирование общества и межличностные отношения.
Речевая коммуникация происходит тогда, когда человек, владеющий языком и имеющий коммуникативные намерения, вступает в речевое взаимодействие с собеседником.
Реч является одним из главных показателей развития речевой коммуникации является речь.
ФУНКЦИИ РЕЧИ:
- коммуникативная
- регулирующую
- программирующую.
Коммуникативная функция речи - осуществление общения между людьми с помощью языка.
В коммуникативной функции выделяют функцию сообщения и функцию побуждения к действию.
Регулирующая функция речи реализует себя в высших психических функциях - сознательных формах психической деятельности.
Программирующая функция речи выражается в построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений, в переходе от замысла к внешнему развернутому высказыванию.
Четыре вида речевой деятельности составляют основу процесса речевой коммуникации:
- говорение
- слушание
- письмо
- чтение
Различают устную и письменную формы речевой коммуникации.
Для каждой формы характерен ряд признаков, на основе которых определяются типы речевой коммуникации:
диалог, монолог, полилог, деловое общение, бытовое общение, информирование и другие.
ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- Свойственна сниженная направленность на речевое общение и взаимодействие с окружающими.
- Анемичное лицо, плохое понимание жеста, употребление лишь примитивных стандартных жестов. Свойственно выраженное отставание в развитии эмоций, недифференцированность и нестабильность чувств, ограничение диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.
- Им плохо удается взаимодействие со взрослыми и другими детьми, так как нарушены мыслительные операции, недостаточно понимают то, что говорят окружающие и, соответственно, ведут себя не так, как следовало бы.
- Их общение проходит в условиях ограниченных, житейских, многократно повторяющихся ситуаций. В речи используют в основном существительные и глаголы, реже прилагательные.
- Дети крайне редко бывают инициаторами диалога. Они не умеют в достаточной мере слушать то, о чем их спрашивают. Поэтому в одних случаях они молчат, в других отвечают невпопад или эхолалически повторяют часть заданного вопроса. Данной категории детей характерна сопряженная речь.