Преподаватель-организатор ОБЖ
МБОУ СОШ № 87
г. Хабаровска
МАЛАХОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА
«Педагогическая мастерская»
ЧЕЛОВЕК ТВОРЧЕСКИЙ
Человек XXI века не только человек разумный, но и человек
т в о р ч е с к и й ,
находится в постоянном поиске,
готов к самосовершенствованию.
В мастерской каждый ученик проявляет индивидуальный стиль исследовательской, творческой деятельности, строит свой путь к знаниям.
Педагог консультирует учащихся, помогает им в организации учебной работы и осмыслении осваиваемых способов деятельности.
В отличие от проблемного обучения в мастерских проблема не определяется для детей педагогом.
Он создает условия для того, чтобы ученики сами ее увидели и осознали, поставили необходимые для разрешения вопросы и попытались найти на них ответы.
Педагог - не руководитель, а «проводник» ученика по дороге познания.
«Педагогическая мастерская» предполагает последовательную реализацию семи технологических этапов:
I. Индукция (поведение)
Создание эмоционального настроя. Это может быть, слово, образ, фраза, текст, предмет, звук, рисунок, чувство - все, что может, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний вопросов.
II. Деконструкция
Работа с материалом (текстом, красками, моделями, веществами) и превращение его в хаос- смешения слов, явлений, событий, тот первобытный хаос, из которого когда-то родились свет и тьма.
III. Реконструкция
Воссоздание из хаоса своего мира, текста, рисунка, гипотезы, проекта, решения
IV. Социализация
Соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных. Работа в парах, малых группах выливается в представление всем промежуточного, потом и окончательного результата своего труда. Задачи- не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию.
V. Афиширование.
Представление текстов, рисунков, схем, проектов, решений всей аудитории. Участники мастерской знакомятся с ними и обсуждают их.
VI. Разрыв
Внутреннее осознание неполноты своих знаний, побуждающее к поиску ответов. Появляется информационный запрос, потребность обращения к словарям, справочникам, учебнику, компьютеру.
VII. Рефлексия
Размышление, самоанализ процесса, свершившегося в мастерской.
Педагогическая мастерская предполагает:
- актуализацию личностного опыта (задания, активизирующие воспоминания, воображение, интуицию);
- стимуляцию учащихся к постановке как можно большего количества вопросов;
- обращение к образу (задания по воспроизведению предметов, событий, явлений с использованием различных выразительных средств);
- обращение к чувственной сфере личности (через использование аудио-, видеопродукции, сенсорно-тактильных ощущений);
- обращение к ассоциативному мышлению (задание на построение ассоциативных рядов: по смыслу, образу, времени, месту действия, событиям и др.);
- социализация (афиширование, вербализация, театрализация, ролевая игра, предъявление группового продукта).
Главное действующее лицо на занятии –
ученик,
важны его идеи, чувства, ощущения, эмоции