СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по литературе 10 класса "Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по литературе 10 класса по биографии М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе 10 класса "Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина"»

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин Жизнь и творчество.   (10 класс)

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Жизнь и творчество.

(10 класс)

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826 – 1889) «Я писатель, в этом моё призвание»,- М.Е.Салтыков-Щедрин

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826 – 1889)

«Я писатель, в этом моё призвание»,- М.Е.Салтыков-Щедрин

Литературный критик Редактор журнала «Современник», «Отечественные записки» (вместе с Некрасовым) Писатель-сатирик     Я люблю Россию до боли сердечной…
  • Литературный критик
  • Редактор журнала «Современник», «Отечественные записки» (вместе с Некрасовым)
  • Писатель-сатирик

Я люблю Россию до боли сердечной…

Великие о Салтыкове-Щедрине «Живость боли и непрерывное её ощущение служили источником живых образов», - М.Е.Салтыков-Щедрин. «Писателя-сатирика волнует то, что большинству кажется привычным и даже нормальным, что успело войти в плоть и кровь человека, что составляет самую атмосферу его жизни», - И.М.Сеченов.

Великие о Салтыкове-Щедрине

«Живость боли и непрерывное её ощущение служили источником живых образов», - М.Е.Салтыков-Щедрин.

«Писателя-сатирика волнует то, что большинству кажется привычным и даже нормальным, что успело войти в плоть и кровь человека, что составляет самую атмосферу его жизни», - И.М.Сеченов.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826 – 1889) М.Е.Салтыков-Щедрин – это писатель большого поэтического диапазона. Творчество продолжает и углубляет сатирическое направление в русской литературе, начатое А.С.Грибоедовым и Н.В.Гоголем. Писатель-сатирик, публицист, критик, редактор охватывает многие сферы общественной жизни России. Наследие Салтыкова-Щедрина по праву называют классическим .

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826 – 1889)

М.Е.Салтыков-Щедрин – это писатель большого поэтического диапазона.

Творчество продолжает и углубляет сатирическое направление в русской литературе, начатое А.С.Грибоедовым и Н.В.Гоголем.

Писатель-сатирик, публицист, критик, редактор охватывает многие сферы общественной жизни России.

Наследие Салтыкова-Щедрина по праву называют классическим .

Детство писателя Родился 27 января 1826г . Родился в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии в семье помещика. Детство прошло в мрачной и суровой обстановке. «Я родился на лоне крепостного права, вскормлен молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками и, наконец, обучен грамоте крепостным грамотеем…», - вспоминал писатель.

Детство писателя

Родился 27 января 1826г .

Родился в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии в семье помещика.

Детство прошло в мрачной и суровой обстановке.

«Я родился на лоне крепостного права, вскормлен молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками и, наконец, обучен грамоте крепостным грамотеем…», - вспоминал писатель.

Родители писателя Ольга Михайловна и Евграф Васильевич – родители писателя

Родители писателя

Ольга Михайловна и Евграф Васильевич – родители писателя

Царскосельский лицей  Дворянский институт в Москве

Царскосельский

лицей

Дворянский институт в Москве

Годы учёбы Когда мальчику исполнилось 10 лет, он был определён в Московский дворянский институт, где сдал экзамен сразу в 3 класс.

Годы учёбы

Когда мальчику исполнилось 10 лет, он был определён в Московский дворянский институт, где сдал экзамен сразу в 3 класс.

Годы учёбы 1844г – выпущен из Лицея и направлен в канцелярию военного министерства.

Годы учёбы

1844г – выпущен из Лицея и направлен в канцелярию военного министерства.

Начало деятельности 1844г – примыкает к одному из кружков, заседания которого проходили на квартире Михаила Буташевича-Петрашевского. Благодаря способностям и трудолюбию Щедрин постоянно «повышается в должностях». 1847г и 1848г – друг за другом выходят две повести. Одна из них – «Запутанное дело» – появилась под псевдонимом «Н.Щедрин». Большое влияние на будущего писателя оказал В.Г.Белинский. «Он учил мыслить, наполняя сердца наши скорбью и негодованием и вместе с тем, указывая цель для наших стремлений», - М.Е.Салтыков-Щедрин.

Начало деятельности

1844г – примыкает к одному из кружков, заседания которого проходили на квартире Михаила Буташевича-Петрашевского.

Благодаря способностям и трудолюбию Щедрин постоянно «повышается в должностях».

1847г и 1848г – друг за другом выходят две повести. Одна из них – «Запутанное дело» – появилась под псевдонимом «Н.Щедрин».

Большое влияние на будущего писателя оказал В.Г.Белинский. «Он учил мыслить, наполняя сердца наши скорбью и негодованием и вместе с тем, указывая цель для наших стремлений», - М.Е.Салтыков-Щедрин.

Первые повести Салтыкова
  • Первые повести Салтыкова "Противоречия" (1847), "Запутанное дело" (1848) своей острой социальной проблематикой обратили на себя внимание властей, напуганных французской революцией 1848. Писатель был выслан в Вятку за "...вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю Западную Европу...".
«Вятский плен» «Вятский плен» был спасением: после разгрома кружка Петрашевского, Салтыков-Щедрин хотя и был привлечён к допросу по делу, наказания за участие в работе кружка не последовало. Дом в Вятке, в котором жил писатель В Вятке он встретил свою будущую жену Лизу Болтину.

«Вятский плен»

«Вятский плен» был спасением: после разгрома кружка Петрашевского, Салтыков-Щедрин хотя и был привлечён к допросу по делу, наказания за участие в работе кружка не последовало.

Дом в Вятке, в котором жил писатель

В Вятке он встретил свою будущую жену Лизу Болтину.

Служба 1855г – указом императора Александра II чиновнику Салтыкову было дозволено «проживать и служить, где пожелает». 1848 – 1856гг – перерыв в литературной деятельности. Служба в Министерстве иностранных дел, вице-губернатор в Рязани и Твери. «Я не дам в обиду мужика!» – эти слова писателя стали девизом всей деятельности на поприще службы царю и отечеству. 1862г – оставил должность, решив посвятить всё своё время литературному труду.

Служба

1855г – указом императора Александра II чиновнику Салтыкову было дозволено «проживать и служить, где пожелает».

1848 – 1856гг – перерыв в литературной деятельности.

Служба в Министерстве иностранных дел, вице-губернатор в Рязани и Твери.

«Я не дам в обиду мужика!» – эти слова писателя стали девизом всей деятельности на поприще службы царю и отечеству.

1862г – оставил должность, решив посвятить всё своё время литературному труду.

 В 1858 - 62 служил вице-губернатором в Рязани, затем в Твери. Всегда стремился окружать себя на месте своей службы людьми честными, молодыми и образованными, увольняя взяточников и воров. В 1862 выходит в отставку, переезжает в Петербург и по приглашению Некрасова входит в редакцию журнала
  • В 1858 - 62 служил вице-губернатором в Рязани, затем в Твери. Всегда стремился окружать себя на месте своей службы людьми честными, молодыми и образованными, увольняя взяточников и воров.
  • В 1862 выходит в отставку, переезжает в Петербург и по приглашению Некрасова входит в редакцию журнала "Современник"
Петербург По приезде в Петербург он вошёл в состав редакции журнала «Современник». 1864 – 1868гг – служба чиновником из-за материальных затруднений. 1868г – действительный статский советник уходит в отставку, на этот раз навсегда. 1868г  – член редакции и активный сотрудник журнала «Отечественные записки». 1877г – возглавляет журнал после смерти Н.А.Некрасова.

Петербург

По приезде в Петербург он вошёл в состав редакции журнала «Современник».

1864 – 1868гг – служба чиновником из-за материальных затруднений.

1868г – действительный статский советник уходит в отставку, на этот раз навсегда.

1868г – член редакции и активный сотрудник журнала «Отечественные записки».

1877г – возглавляет журнал после смерти Н.А.Некрасова.

В 1869 - 70 пишет
  • В 1869 - 70 пишет "Историю одного города", вершину своего сатирического искусства.
  • В 1875 - 76 лечился за границей, посещал страны Западной Европы в разные годы жизни. В Париже встречался с Тургеневым, Флобером, Золя.
  • В 1880-е сатира Салтыкова достигает кульминации в своем гневе и гротеске: "Современные идиллии" (1877 - 83); "Господа Головлевы" (1880); "Пошехонские рассказы" (1883 - 84).
Петербург 1884г – после неоднократных предупреждений журнал «Отечественные записки» был закрыт. Писатель признавался одному из современников: «До сих пор не могу опомниться, что меня лишили ежемесячной беседы с читателем». Несмотря ни на что интенсивная творческая деятельность продолжается, и писатель говорит с читателем со страниц «чужих» журналов.

Петербург

1884г – после неоднократных предупреждений журнал «Отечественные записки» был закрыт.

Писатель признавался одному из современников: «До сих пор не могу опомниться, что меня лишили ежемесячной беседы с читателем».

Несмотря ни на что интенсивная творческая деятельность продолжается, и писатель говорит с читателем со страниц «чужих» журналов.

 В последние годы жизни создал свои шедевры:
  • В последние годы жизни создал свои шедевры: "Сказки" (1882 - 86); "Мелочи жизни" (1886 - 87); "Пошехонская старина" (1887 - 89). За несколько дней до смерти он написал первые страницы нового произведения "Забытые слова", где хотел напомнить "пестрым людям" 1880-х об утраченных ими словах: "совесть, отечество, человечество ...другие там еще...".
Последние годы жизни Подводя итог своей жизни, осенью 1887г Салтыков-Щедрин написал: «В 1868г совсем оставил службу и исключительно отдался литературе. Написал 22 названия книг…» Действительно, на одной литературе сосредоточились его помыслы и интересы, ради неё он пожертвовал очень многим, о ней как истинный писатель земли русской думал в последние минуты своей жизни. 1889г – умер в Петербурге

Последние годы жизни

Подводя итог своей жизни, осенью 1887г Салтыков-Щедрин написал: «В 1868г совсем оставил службу и исключительно отдался литературе. Написал 22 названия книг…»

Действительно, на одной литературе сосредоточились его помыслы и интересы, ради неё он пожертвовал очень многим, о ней как истинный писатель земли русской думал в последние минуты своей жизни.

1889г – умер в Петербурге

Кабинет писателя

Кабинет писателя

Могила писателя На Волковском кладбище в Санкт-Петербурге

Могила писателя

На Волковском кладбище в Санкт-Петербурге

Памятники писателю В Твери

Памятники писателю

В Твери

Памятники писателю В Рязани

Памятники писателю

В Рязани

Юмор – мягкий смех, усмешка.  Ирония – скрытая насмешка. Сатира – беспощадное осмеяние человеческих пороков. Сарказм – язвительная жестокая насмешка. Гипербола - сильное преувеличение тех или иных свойств изображаемого. Эзопов язык - (назван по имени древнегреческого баснописца Эзопа) речь, изобилующая иносказаниями, недомолвками, намёками и пр. для сокрытия прямого смысла.
  • Юмор – мягкий смех, усмешка.
  • Ирония – скрытая насмешка.
  • Сатира – беспощадное осмеяние человеческих пороков.
  • Сарказм – язвительная жестокая насмешка.
  • Гипербола - сильное преувеличение тех или иных свойств изображаемого.
  • Эзопов язык - (назван по имени древнегреческого баснописца Эзопа) речь, изобилующая иносказаниями, недомолвками, намёками и пр. для сокрытия прямого смысла.
«История одного города» Суть произведения – сатирическое изображение взаимоотношений народа и власти. Основная мысль – «градоначальники секут обывателей, а обыватели трепещут». Условный рассказчик – архивариус-летописец провинциальной эпохи конца XVIII - XIX века, которому многое известно, что происходило позднее. Композиция повести. Историческая монография: Предуведомление  общий очерк глуповской истории   главы-персоналии

«История одного города»

Суть произведения – сатирическое изображение взаимоотношений народа и власти.

Основная мысль – «градоначальники секут обывателей, а обыватели трепещут».

Условный рассказчик – архивариус-летописец провинциальной эпохи конца XVIII - XIX века, которому многое известно, что происходило позднее.

Композиция повести.

Историческая монография:

Предуведомление

общий очерк глуповской истории

главы-персоналии

Идея Салтыкова-Щедрина: разрушение общества начинается с разрушения семьи. В романе показана деградация и смерть целого рода Головлевых – Арина Петровна «цепенеет в апатии власти».    Роман «Господа Головлевы»

Идея Салтыкова-Щедрина: разрушение общества начинается с разрушения семьи.

В романе показана деградация и смерть целого рода Головлевых – Арина Петровна «цепенеет в апатии власти».

Роман «Господа Головлевы»

История создания Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин написал еще в 18 69 году.  К 1886 году их число увеличилось до тридцати двух. Некоторые замыслы (не менее шести сказок) остались нереализованными.

История создания

Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин написал еще в 18 69 году.

К 1886 году их число увеличилось до тридцати двух. Некоторые замыслы (не менее шести сказок) остались нереализованными.

Жанровое своеобразие В жанровом отношении сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной сказкой.  Они аллегоричны, в них действуют герои-животные, использованы традиционные сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы. Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует их. Кроме того, важную роль в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни.  Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

Жанровое своеобразие

  • В жанровом отношении сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной сказкой. Они аллегоричны, в них действуют герои-животные, использованы традиционные сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы. Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует их.
  • Кроме того, важную роль в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни.

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

Основные темы Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы. Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и др.) Тема интеллигенции («Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц» и др.) Тема народа («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» и др.) Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь»)  Орел-меценат

Основные темы

  • Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы.
  • Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и др.)
  • Тема интеллигенции («Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц» и др.)
  • Тема народа («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» и др.)
  • Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь»)

Орел-меценат

Проблематика Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина отражают то « особенное патологическое состояние », в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века. Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм).  Премудрый пискарь

Проблематика

  • Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина отражают то « особенное патологическое состояние », в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века. Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм).

Премудрый пискарь

Художественные особенности Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина являются ирония,  гипербола  и гротеск . Большую роль в сказках играет также прием антитезы  и философские рассуждения (например, сказка «Медведь на воеводстве» начинается с предисловия: «Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими в качестве таковых заносятся на скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными и не только Историю в заблуждение не водят, но и от современников не получают похвалы» ).

Художественные особенности

  • Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина являются ирония, гипербола и гротеск . Большую роль в сказках играет также прием антитезы и философские рассуждения (например, сказка «Медведь на воеводстве» начинается с предисловия: «Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими в качестве таковых заносятся на скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными и не только Историю в заблуждение не водят, но и от современников не получают похвалы» ).
Ирония –  тонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пискарь»: « какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще премудрого ?») Гипербола – преувеличение (например, в сказке «Дикий помещик»: « Думает каких он коров разведет, что ни кожи ни мяса, а все одно молоко, все молоко!» ) Гротеск - комическое, основанное на резких контрастах и преувеличениях (например, в сказке «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»: «Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить ») Антитеза – противопоставление, противоположность (многие из них построены на взаимоотношениях героев-антагонистов: мужик – генерал, заяц – волк, карась – щука )

Ирония – тонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пискарь»: « какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще премудрого ?»)

Гипербола – преувеличение (например, в сказке «Дикий помещик»: « Думает каких он коров разведет, что ни кожи ни мяса, а все одно молоко, все молоко!» )

Гротеск - комическое, основанное на резких контрастах и преувеличениях (например, в сказке «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»: «Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить »)

Антитеза – противопоставление, противоположность (многие из них построены на взаимоотношениях героев-антагонистов: мужик – генерал, заяц – волк, карась – щука )

Заключение Главная особенность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина заключается в том, что фольклорный жанр в них используется для создания «эзоповского» повествования о жизни русского общества в 1880-е годы. Отсюда их основная тематика (власть, интеллигенция, народ) и проблематика (взаимоотношения народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения). Заимствуя из русских народных сказок образы (прежде всего животных) и приемы (зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы), М.Е.Салтыков-Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. При этом ирония, гипербола, гротеск, а также другие художественные приемы служат писателю для обличения не только социальных, но и общечеловеческих пороков. Именно поэтому сказки М.Е.Салтыков-Щедрин уже много десятилетий пользуются популярностью у российского читателя.

Заключение

Главная особенность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина заключается в том, что фольклорный жанр в них используется для создания «эзоповского» повествования о жизни русского общества в 1880-е годы. Отсюда их основная тематика (власть, интеллигенция, народ) и проблематика (взаимоотношения народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения). Заимствуя из русских народных сказок образы (прежде всего животных) и приемы (зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы), М.Е.Салтыков-Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. При этом ирония, гипербола, гротеск, а также другие художественные приемы служат писателю для обличения не только социальных, но и общечеловеческих пороков. Именно поэтому сказки М.Е.Салтыков-Щедрин уже много десятилетий пользуются популярностью у российского читателя.

Домашнее задание.  Письменный анализ самостоятельно выбранной сказки:  План анализа 1. Основная тема сказки (о чем?). 2. Главная мысль сказки (зачем?). 3. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц рас­крывается основная мысль сказки? Особенности образов сказки:  а) образы-символы;  б) своеобразие животных;  в) близость к народным сказкам. 4. Сатирические приемы, использованные автором. 5. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж,  портрет, интерьер. 6. Соединение фольклорного, фантастического и реального.

Домашнее задание.

  • Письменный анализ самостоятельно выбранной сказки:
  • План анализа
  • 1. Основная тема сказки (о чем?).
  • 2. Главная мысль сказки (зачем?).
  • 3. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц рас­крывается основная мысль сказки? Особенности образов сказки:
  • а) образы-символы;
  • б) своеобразие животных;
  • в) близость к народным сказкам.
  • 4. Сатирические приемы, использованные автором.
  • 5. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер.
  • 6. Соединение фольклорного, фантастического и реального.
Использованные ресурсы: 1. http://orelsh.ru/wp-content/uploads/2015/02/%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB-%D0%95%D0%B2%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87-%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D1%82%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D0%B2.gif  2.  https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3c/Kramskoj_-_saltykov-schedrin.jpg/250px-Kramskoj_-_saltykov-schedrin.jpg  3. http://lirika.biz/statyi/saltykov.jpg  4. http://russkiymir.ru/export/sites/default/russkiymir/ru/magazines/archive/2011/04/graphic/52_4.jpg  5.  http://biograpedia.ru/sites/default/files/images/Saltykov-Shedrin_06.jpg  6.  https://www.litmir.co/BookBinary/273009/1449388139/_10.jpg  7. http://www.litrossia.ru/img/articles/2366_10.jpg  8. http://photos.geni.com/p13/25/e4/17/9d/5344483c81f2c9fb/hek99jev_large.jpg  9. http://img11.nnm.me/9/5/7/d/d/5849aef8b5eb83daeb51658882a.jpg  10. http://900igr.net/datai/literatura/Tvorchestvo-SCHedrina/0009-011-S-janvarja-1868-goda-Otechestvennye-zapiski-izmenili-sostav-svoikh.jpg  11. http://thankyou.ru/upload/client/cad07b77fbe30847fa1ccfcbdce2b827.jpg  12. http://images.aif.ru/004/719/528b269ffa94389f18efbfc2910fb60d.jpg  13. http://epitafii.ru/wp-content/uploads/2015/01/saltykov-schedrin4-590x393.jpg  14. https://img-fotki.yandex.ru/get/9762/311695.434/0_936bf_d3f0a4c7_orig.jpg  15. http://www.wise-travel.ru/image_r/12998-610x610.jpg

Использованные ресурсы:

1. http://orelsh.ru/wp-content/uploads/2015/02/%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB-%D0%95%D0%B2%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87-%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D1%82%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D0%B2.gif

2. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3c/Kramskoj_-_saltykov-schedrin.jpg/250px-Kramskoj_-_saltykov-schedrin.jpg

3. http://lirika.biz/statyi/saltykov.jpg

4. http://russkiymir.ru/export/sites/default/russkiymir/ru/magazines/archive/2011/04/graphic/52_4.jpg

5. http://biograpedia.ru/sites/default/files/images/Saltykov-Shedrin_06.jpg

6. https://www.litmir.co/BookBinary/273009/1449388139/_10.jpg

7. http://www.litrossia.ru/img/articles/2366_10.jpg

8. http://photos.geni.com/p13/25/e4/17/9d/5344483c81f2c9fb/hek99jev_large.jpg

9. http://img11.nnm.me/9/5/7/d/d/5849aef8b5eb83daeb51658882a.jpg

10. http://900igr.net/datai/literatura/Tvorchestvo-SCHedrina/0009-011-S-janvarja-1868-goda-Otechestvennye-zapiski-izmenili-sostav-svoikh.jpg

11. http://thankyou.ru/upload/client/cad07b77fbe30847fa1ccfcbdce2b827.jpg

12. http://images.aif.ru/004/719/528b269ffa94389f18efbfc2910fb60d.jpg

13. http://epitafii.ru/wp-content/uploads/2015/01/saltykov-schedrin4-590x393.jpg

14. https://img-fotki.yandex.ru/get/9762/311695.434/0_936bf_d3f0a4c7_orig.jpg

15. http://www.wise-travel.ru/image_r/12998-610x610.jpg