Героика в былинном эпосе
Презентация к уроку музыки (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 3 класс). Тема урока : Истоки своеобразия героики в былинном эпосе
Подготовила: И.В. Мокшанова, учитель музыки МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза
Н.И. Бореева
г. Моршанска Тамбовской области
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
- Углубить знания детей о былинном эпосе;
- Различать и выявлять выражение в русской музыке специфических национальных черт характера;
- Узнавать по характерным чертам жанры многонационального российского творчества (песни, былины, попевки, инструментальные наигрыши и пр.).
- Разучивать и исполнять былинные напевы, народные песни разных жанров.
- Стараться выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно-мелодические особенности отечественного музыкального фольклора.
- Воспитывать духовно-нравственные и эстетические ценности человека через знакомство с произведениями разных видов искусств (музыка, литература, кино).
Играем и поём
1. Щ едрик-Петрик, дай вареник!
Ложечку кашки да колбаски.
Этого мало, дайте кусок сала.
Выносите скорей, не морозьте детей!
Припев: За привет, за угощенье
Вы примите поздравленье!
Жить вам вместе лет до двести!
Счастья да здоровья!
Наделил бы вас Господь
И житьём, и бытьём,
И дай Бог вам, господа, здоровья на года!
2. Д обрый вечер, щедрый вечер,
Добрым людям на здоровье!
С Новым годом со всем родом.
И дай Бог вам, господа, богатства на года!
Припев.
Прослушай, подумай, ответь
- П рослушай фрагмент аудиозаписи и ответь: жанр какой народной песни может исполняться на эту музыку?
- К ак ты догадался, о чём эта музыка? Что тебе подсказало?
- А как можно объяснить отсутствие в этой музыке «богатырских» интонаций?
Парадокс: «невозможное - возможно»
Знакомая «богатырская» музыка
Н.А. Римский-Корсаков. Сеча при Керженце
Знакомая «богатырская» музыка
С.С. Прокофьев. Хор «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский»
Знакомая «незнакомая» музыка
А.П. Бородин. «Богатырская» симфония. 1-я часть (Сбор богатырей)
Знакомая «незнакомая» музыка
М.П. Мусоргский. Богатырские ворота в Киеве
Традиции богатырства в русской музыке
Ю. Шапорин. Симфония-кантата «На поле Куликовом»
Ю. Шапорин. Симфония-кантата «На поле Куликовом»
- Колыбельная матери «Ой , баю-баю, дитя малое »
- Каватина невесты «Я живу в отдалённом скиту»
- Баллада Витязя «Опять с вековою тоскою» и Хор татар «Идут века»
4) Хор вестников победы «Ты ранен лежишь»
Лаборатория музыки
1. Р аз морозною зимой (весело, живо)
Вдоль опушки лесной
Шёл медведь к себе домой
В тёплой шубе меховой.
Шёл он, шёл к своей берлоге
По просёлочной дороге
И, шагая через мост ( немного замедлить),
Наступил лисе на хвост ( очень быстро).
«Почему медведь зимой спит» (муз. Н. Книппера, сл. А. Коваленкова)
Лаборатория музыки
Лаборатория музыки
2. П одняла лисица крик,
3. С той поры медведь решил,
Зашумел тёмный лес,
Что зимой нужно спать,
И медведь с испугу вмиг
По тропинкам не гулять,
На сосну большую влез.
На хвосты не наступать.
На сосне весёлый дятел
Он в берлоге безмятежно
Белке домик конопатил
Спит зимой под крышей снежной.
И промолвил: «Ты, медведь,
И доволен неспроста,
Должен под ноги смотреть!»
Что родился без хвоста.
Определи, в каких строчках нужно изменить темп, динамику, а значит, и характер исполнения.
Лаборатория музыки
Поём выразительно!
Вывод
Отсутствие в былинном музыкальном эпосе концентрированного отношения к героике в искусстве и есть само концентрированное выражение отношения к героике в жизни.
Я
Ничего не понял
Получил радость
Расставь стрелочки
Расстроился
Научился
Удивился
Узнал что-то новое
Используемые ресурсы
Литература:
- Григорович Б. Слово о музыке. – М.: Просвещение, 1990;
- Третьякова Л.С. Героика в русской музыке. – М.: Знание, 1985. – 128 с.
Интернет-ресурсы:
- http ://de-ussr.ru/category/literat/muzyka
- http://lukoshko.net/storyList/byliny.htm
- http://my-school2070.ru/
- http://www.belcanto.ru/kitezh.html
- http://www.belcanto.ru/oratorio.html
- http://www.karaoke.ru/
- https://youtu.be/aHF6BXE6B9o
- https://youtu.be/TPkEK9OHk0E
16