МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Тираспольский общеобразовательный теоретический лицей
Презентация к урокам по разделу программы НВП
По теме : « Особенности изучения раздела Военная топография »
Автор-составитель: С.В. Каримов,
руководитель НВП высшей квалификационной категории МОУ ТОТЛ
Тирасполь
2020
Аннотация . Курс уроков по военной топографии разработан в рамках примерной программы по учебному предмету «Начальная военная подготовка». Презентация может быть использована как для самостоятельного изучения раздела, так и руководителями НВП для организации занятий по военной топографии
В результате изучения военной топографии
обучающиеся должны знать :
- общие понятия об ориентирах и ориентировании на местности;
- устройство компаса Андрианова;
- понятие об азимутах;
- способы определения сторон горизонта по компасу;
- сущность движения по магнитному азимуту;
- назначение топографических карт;
- масштабы карт;
- условные обозначения;
- особенности движения на местности с помощью карты.
В результате изучения военной топографии
обучающиеся должны уметь :
- ориентироваться на местности;
- двигаться по магнитным азимутам;
- выполнять простейшие измерения по карте.
Полученные знания и умения позволят лучше оценивать обстановку, принимать более правильное решение, полнее использовать тактические и защитные свойства местности.
ТЕМА 1. ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ БЕЗ КАРТЫ
Организационно −методические указания
Занятие 1.1 теоретическое, проводится преимущественно в виде рассказа с использованием дидактического материала и технических средств обучения.
Занятие 1.2. практическое, проводится методом объяснения с показом и включает изучение и закрепление приемов работы с приборами.
Цели урока
Образовательные :
• ознакомить обучающихся с понятием ориентирования;
• изучить способы ориентирования на местности без карты.
Развивающие :
• развивать познавательную деятельность обучающихся, интерес к изучению раздела «Военная топография»;
• содействовать развитию умений ориентироваться на местности, применять полученные знания в типовых и нестандартных ситуациях;
• способствовать развитию скрупулезности и точности при работе с приборами.
Воспитательные:
• воспитывать у обучающихся патриотизм, чувство ответственности при выполнении воинского долга;
• воспитывать уверенность в себе при ориентировании на незнакомой местности.
Учебные вопросы
1. Понятие об ориентировании. Сущность ориентирования.
2 . Способы ориентирования на местности.
3. Устройство компаса Адрианова.
Ориентирование на местности
Умение ориентироваться на местности — это первое условие безопасного пребывания человека в природных условиях
Сущность ориентирования состоит из следующих основных моментов:
• определение сторон горизонта;
• определение своего местоположения относительно окружающих местных предметов и форм рельефа;
• отыскание нужного направления движения;
• выдерживание выбранного направления в пути.
В боевой обстановке ориентирование на местности включает также определение своего местоположения относительно своих войск и войск противника.
Определение сторон горизонта по компасу
С помощью компаса можно определить направление на стороны горизонта в любое время суток и в любую погоду.Чтобы убедиться в исправности компаса, надо проверить чувствительность его стрелки. Для этого компас устанавливают неподвижно в горизонтальное положение, к нему подносят металлический предмет, а затем убирают. Если после каждого смещения стрелка будет устанавливаться на прежнем отсчете, компас исправен и пригоден к работе. Для определения сторон горизонта по компасу надо отпустить арретир (тормоз) стрелки и установить компас горизонтально. Затем повернуть его так, чтобы северный конец магнитной стрелки совпал с нулевым делением шкалы. При таком положении компаса подписи на шкале С, Ю, В, 3 будут соответственно обращены на север, юг, восток, и запад.
Компас Адрианова
- Компас Адрианова позволяет определять стороны света, ориентировать карту, измерять азимуты на объекты, а также выбирать направление по известному азимуту
- Следует избегать работы с компасом: в местах магнитных аномалий, рядом с массивными металлическими предметами, вблизи работающих электроприборов и линий электропередач, в грозу.
Ориентирование по Солнцу и часам
- При наличии механических часов стороны горизонта в безоблачную погоду по Солнцу можно определить в любое время дня. Для этого необходимо установить часы горизонтально и повернуть их так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце (рис.1), угол между часовой стрелкой и направлением из центра циферблата на цифру "1" разделить биссектрисой, которая будет указывать направление на юг. Зная направления на юг, легко определить и другие направления.
ТЕМА 2. ПОНЯТИЕ ОБ АЗИМУТАХ. МАГНИТНЫЙ АЗИМУТ
Занятие 2.1 «Движение по азимутам. Сущность движения по магнитному азимуту. Определение: магнитного азимута по компасу; азимутов на местные предметы и направления по заданному азимуту. Подготовка данных для движения по азимутам. Порядок движения по азимутам. Обход препятствий. Точность движения по азимутам».
Организационно-методические указания
Занятие проводится на заранее выбранном и подготовленном участке местности, который имеет хороший круговой обзор. Подготовка участка подразумевает наличие учебных точек, с которых руководителем заранее определен магнитный азимут по видимым местным предметам и известно расстояние до них. Отдельно надо сказать, готовя местность для движения по азимутам, руководитель занятия должен лично пройти по всем маршрутам и убедиться в их проходимости и безопасности.
Обучаемые должны заранее измерить индивидуальную длину пары шагов.
- В период подготовки к занятию следует назначить помощников руководителя занятий (по числу планируемых групп на маршруте). На инструкторско-методическом занятии с ними отработать вопросы определения магнитного азимута и направлений по известному азимуту, а также порядок движения по азимутам.
- Для повышения эффективности и интенсивности занятия следует провести его с полевой экипировкой (макеты оружия, противогазы, и т.д.) на тактическом фоне, например, вводная: вашей группе поручено выйти в назначенный пункт, обнаружить тайник с ценными документами и доставить их в штаб.
Цели учебного занятия
Образовательные :
• ознакомить обучающихся с понятием об азимутах;
• объяснить сущность движения по магнитному азимуту;
• изучить порядок определения азимутов на местные предметы и направлений по заданному азимуту;
• закрепить навыки работы с компасом Адрианова.
Развивающие :
• развивать познавательную деятельность интерес к изучению Военной топографии»;
• содействовать развитию умений ориентироваться на местности, применять полученные знания в типовых и нестандартных ситуациях.
• способствовать развитию скрупулезности и точности при работе с приборами.
Воспитательные:
• воспитывать у обучающихся патриотизм, чувство ответственности при выполнении воинского долга;
• воспитывать уверенность в себе при ориентировании на незнакомой местности
Учебные вопросы
1 . Понятие об азимутах. Магнитный азимут.
2. Определение азимутов на местные предметы и направлений по заданному азимуту.
3. Сущность и порядок движения по магнитному азимуту .
Чтобы определить азимут магнитный на ориентир надо:
- стать лицом в направлении ориентира, на который требуется определить азимут;
- ориентировать компас, то есть, подвести его нулевое деление (или букву «С») под затемненный конец стрелки компаса;
- вращая компасную крышку, направить на ориентир визирное приспособление;
- против указателя визирного приспособления, обращенного к ориентиру, прочесть величину азимута .
Сущность движения по азимутам
Заключается в умении выдерживать с помощью компаса нужное направление пути и точно выходить к намеченному пункту. Этот способ применяется главным образом при передвижении на незнакомой местности или на местности, бедной ориентирами, особенно ночью и в других условиях ограниченной видимости. В подобных условиях по азимутам производится движение подразделений специального назначения, разведчиков, выдерживается направление наступления, атаки.
Выбор маршрута для движения по азимутам
Зависит от характера местности, наличия ориентиров на ней и условий предстоящего движения. Главное − это выбрать маршрут, позволяющий быстрый и скрытный от противника выход к назначенному пункту (объекту). Маршрут выбирают с таким расчетом, чтобы он имел минимальное количество поворотов. Точки поворота маршрута намечают у ориентиров, которые можно легко опознать на местности (постройки башенного типа, перекрестки дорог, мосты, путепроводы, геодезические знаки). Расстояния между ориентирами при движении по маршруту днем пешим порядком не должны превышать 1–2 км. Для движения ночью ориентиры по маршруту намечаются чаще.
Организация движения по азимутам
При организации движения по азимутам назначается направляющий, который определяет по компасу и выдерживает направления движения. Кроме того, назначаются два человека, которые ведут счет парам шагов. Рекомендуется после каждой сотни пары шагов отсчет начинать с нуля, а количество сотен пар шагов отмечать перекладыванием в другой карман обмундирования мелкого предмета (патрона, спички, камушка и др.). Это позволит избежать ошибок в подсчете пройденного расстояния.
Точность выхода к точкам поворота маршрута при движении по азимутам
Зависит от характера местности, условий видимости, ошибок в определении направлений, по компасу и измерении расстояний. Обычно отклонение от точки поворота, к которой надо было выйти, не превышает 1/10 пройденного расстояния, т. е. 100 м на каждый километр пройденного пути. Поэтому, если заданное расстояние пройдено, а намеченного ориентира не видно, его следует искать в пределах окружности, радиус которой равен 1/10 расстояния, пройденного от предыдущей точки поворота.
Выдерживание направление движения .
- Используют вспомогательные ориентиры. Такими ориентирами служат обычно небесные светила: Солнце, Луна и яркие звезды. При пользовании ими необходимо примерно через 15 мин проверять азимут направления движения, так как небесные светила (кроме Полярной звезды) перемещаются по небосводу. Если долго двигаться без контроля можно значительно уклониться от маршрута.
- Для выдерживания направлений движения используют также линейные ориентиры.
ТЕМА 3. ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
Занятие 3.1. Назначение топографических карт, условные обозначения .
Занятие 3.2. Особенности движения на местности с помощью карты .
Организационно-методические указания
Дидактический материал по теме «Топографические карты» изложен как одно гармоническое занятие. План-конспект допускается единый для всей темы. Следует тщательно подготовить учебно-материальную часть занятия. Учебные карты должны быть одной номенклатуры у обучаемых и руководителя занятия. При подготовке к занятию подготовить практические примеры (2-3) на карте по каждому учебному вопросу. При практическом решении задач чередовать между обучаемыми способы решения и имеющиеся инструменты, и приборы.
Цели учебного занятия
Образовательные :
• изучить назначение топографических карт, масштаб и условные обозначения на картах;
• показать способы «целеуказания» по карте;
• научить простейшим измерениям по карте;
• дать представление об особенностях движения на местности с помощью карты.
Развивающие :
• развивать познавательную деятельность обучающихся, интерес к изучению раздела «Военная топография»;
• содействовать развитию умений ориентироваться на местности, применять полученные знания в типовых и нестандартных ситуациях;
• способствовать развитию скрупулезности и точности при работе с картами и приборами.
Воспитательные:
• воспитывать у обучающихся патриотизм, чувство ответственности при выполнении воинского долга;
• воспитывать уверенность в себе при ориентировании на незнакомой местности.
Учебные вопросы
1. Назначение топографических карт. Масштаб.
2. Условные обозначения.
3. Измерения по карте. Подготовка данных для движения по азимутам .
4. Особенности движения на местности с помощью карты.
- Топографической картой называется уменьшенное, подробное и точное изображение участка местности на плоскости.
- По содержанию карты бывают общегеографические и тематические. Топографические карты служат основным источником информации о местности и используются для ее изучения, определения расстояний и площадей, координат различных объектов и решения других измерительных задач. Они широко применяются при управлении войсками,
- Советские и российские топографические карты являются общегосударственными, т.е. нет разделения на военные и гражданские.
Масштаб
- На карте местность показывается в уменьшенном виде. Отношение длины линии на карте к длине соответствующей линии на местности называется масштабом карты.
- Разнообразие задач, решаемых с помощью топографических карт, требует иметь карты различных масштабов: от 1:1000000 до 1:10000. Принятый масштабный ряд обеспечивает легкий переход от одного масштаба к другому.
- Карты масштаба 1:25000 – 1:50000 – наиболее часто применяемые, предназначены для детального изучения и оценки отдельных небольших участков местности. Они используется также для точных измерений и расчетов при планировании боевых действий
• Целеуказание заключается в быстром и точном указании цели или местного предмета лицу, принимающему целеуказание. В бою мало найти цель — нужно еще указать, где она находится и на каком расстоянии.
• Целеуказание должно быть простым, понятным, четким и кратким. Тогда оно обеспечит на поле боя полное взаимопонимание дающего и принимающего целеуказание, от результата которого зависит своевременное выполнение поставленных боевых задач.
Условные знаки - это графические обозначения, показывающие положение какого-либо объекта на местности и передающие его качественную и количественную характеристику. • Главные требования, к условным знакам:
• удобство и простота; • опознаваемость; • компактность; • передавать точное местоположение объекта.
.
Простейшие измерения по карте
К простейшим измерениям по карте относят:
- измерение расстояний между точками;
- измерение длины маршрута по извилистым линиям;
- определение магнитного азимута для составления схемы движения.
- Расстояние между точками на топографической карте можно измерить и отложить с помощью численного или линейного масштабов.
- Извилистые и ломаные линии измеряют курвиметром или циркулем-измерителем, при отсутствии и того и другого можно использовать тонкую проволоку или нитку.
- Дирекционные углы на карте измеряют транспортиром.
Особенности движения на местности с помощью карты
- Карта – основное средство ориентирования на незнакомой местности. С помощью карты можно быстро и точно определить свое местоположение, указать обнаруженные цели, уверенно выдержать заданный или намеченный маршрут движения.
- Ориентирование на местности по карте включает ориентирование карты, сличение ее с местностью и определение своего местоположения (точки стояния).
- Чтобы уверенно двигаться по намеченному пути и точно выйти к конечному пункту, необходимо перед выходом подготовить карту, нанести маршрут движения, выбрать ориентиры. Карту во время движения нужно держать перед собой всегда в ориентированном положении. Если движение ведется вне дороги, то карту ориентируют по дальним ориентирам.
- Быстрое и точное ориентирование на местности в движении – залог успеха подразделения в выполнении поставленной боевой задачи .
Заключение
Действия подразделений и частей при выполнении поставленных задач всегда связаны с природной средой. Местность является одним из постоянно действующих факторов, влияющих на боевую деятельность. Свойства местности, оказывающие влияние на подготовку, организацию и ведение боевых действий, применение технических средств, принято называть тактическими. К ним относятся: проходимость; условия ориентирования; условия наблюдения; условия ведения огня; маскирующие и защитные свойства. Умелое использование тактических свойств местности обеспечивает наиболее эффективное применение оружия и технических средств, скрытность маневра и т.д. Каждый военнослужащий должен уметь грамотно использовать тактические свойства местности. Этому учит специальная военная дисциплина - военная топография, основы которой необходимы в практической деятельности.
Литература
1. Боевой устав по подготовке и ведению общевойскового боя – М.: Военное издательство 2005. – 202с.
2. Н.П. Кантемиров. Начальная военная подготовка учебник для 10 и 11 классов образовательных учреждений ПМР – Тирасполь. 2004. – 255с.
3. В.В. Марков. Основы безопасности жизнедеятельности 11класс. – М.: Дрофа 2013. – 304с.
4. А.А. Псарев. Справочник офицера по топографическим и специальным картам. – М.: Военное издательство 2003. – 150с.
5. Л.С. Шульдешов. Военная топография / В.А. Родионов, В.В. Углянский – М.: Кнорус, 2019. – 164с.
6. В.Н. Филатов. Военная топография. – М.: Военное издательство 2008 – 518с.
7. Учебно-методическое пособие «Особенности изучения раздела Военная топография», ИРОиПК, Тирасполь, 2020:
- http://schoolpmr.3dn.ru/MetodRec/Metod_Voennaia_Topograf.pdf