Управление конфликтами и стрессами.
1.Понятия, виды и причины конфликтов.
2.Методы решения конфликтов.
3.Стрессы и управления ими.
1
Конфликт – это столкновение взглядов, интересов, отсутствие согласия между сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами.
Конфликт развивается по схеме:
Появление причины
I
Выражение неудовлетворения
I
Предложение по устранению причины
I
Невыполнения предложения
I
Конфликт
Виды конфликтов:
1.По столкновению интересов:
«+» - «+»-столкновение позитивных интересов.
+ и «–»- столкновение позитивных интересов с негативными
«–» и «–» столкновение негативных интересов
2.По направлению:
- Деловые конфликты (имеют позитивный характер, направленные на преодоление рутины, развитие и усовершенствование дел)
- конфликты – «интриги» – имеют негативный характер, они разрушают коллектив, снижают эффективность работы.
3.По уровню управления:
Производственные - связаны с производственным фактором.
Личные - связаны с деятельностью и поведением отдельных лиц.
Причины:
1.Производственного характера (организация и оплата труда, условия труда, оборудование рабочих мест, режим труда и т.д.)
2.Причины связанные с недостатками стиля руководства (методы поведения с людьми, характер принятия решения, механизм контроля и т.д.)
3.Причины социально-психологического характера (хамство, грубость, несдержанность).
Последствия конфликтов могут быть: • положительными (при конструктивных конфликтах). Функциональные (позитивные) последствия конфликта стимулируют развитие организации, способствуют предотвращению застоя, вскрывают источник разногласия и позволяют его устранить, сплачивают людей перед лицом внешних проблем и трудностей, позволяют приобрести опыт сотрудничества при решении спорных вопросов, снимают синдром покорности у подчиненных и другое. • Отрицательными (при деструктивных конфликтах).
Дисфункциональные (негативные) последствия: снижение дисциплины, ухудшение морально- психологического климата, увлечение конфликтом в ущерб работе, снижение производительности труда, ликвидация сотрудничества между членами коллектива, рост текучести кадров, неудовлетворенность работой, увеличение враждебности между сторонами и другое.
2
Уклонение. Этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта. Его позиция - не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда не придется приходить в возбужденное состояние, пусть даже и занимаясь решением проблемы.
Сглаживание. При таком стиле человек убежден, что не стоит сердиться , потому, что «мы все- одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку». Такой «сглаживатель» старается не выпустить наружу признаки конфликта, апеллируя к потребности в солидарности. Но при этом можно забыть о проблеме, лежащей в основе конфликта. В результате может наступить мир и покой, но проблема останется, что в конечном итоге произойдет «взрыв».
Принуждение . В рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением других, обычно ведет себя агрессивно, для влияния на других пользуется властью путем принуждения.
Компромисс . Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность, что часто дает возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон.
Решение проблемы . Данный стиль - признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто использует такой стиль, не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения. Данный стиль является наиболее эффективным в решении проблем организации.
3
Стресс (от англ. stress - напряжение) - это состояние напряжения, нервной системы, которое характеризуется негативным психологическим и физиологическим состоянием человека.
К психологическим признакам относят: рассеянность депрессия, угнетение, подавленность раздражительность, потерю аппетита, и т.д.
К физиологическим признакам стресса относятся язвы, гипертония, боль в спине, астма и боли в сердце, мигрень, сахарный диабет, артрит и т.д.
Причины стресса. Основной причиной стресса являются перемены, нововведения, частота которых в современных условиях резко возросла. Любая перемена, даже позитивная, например, повышение статуса работника, нарушает баланс нашего окружения, к поддержанию которого мы стремимся.
Если менеджер ощущает наличие частых стрессов, он должен стремиться к устранению факторов, которые делают стресс чрезмерным. При этом необходимо четкое представление симптомов стресса.
Симптомы стресса:
1. Проблемы здоровья.
2. Проблемы со сном.
3. Нервозность и напряжение.
4. Хроническое переживание.
5. Неспособность к отдыху.
6. Чувство неспособности справиться с чем-либо.
7. Эмоциональная неустойчивость.
8. Впечатлительность и легкая ранимость и т.д.
Выделяют две группы факторов, вызывающих стресс: организационные и личностные.
Домашнее задание:
Подготовка реферата, доклада, сообщения по теме: Формы производственных конфликтов: интрига, забастовка, саботаж.
Литература: Интернет-ресурсы
ОИ-3 с.210-242