«Прививание дошкольникам интереса к научно-исследовательской деятельности посредством экспериментирования»
Выполнила воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад «Марьино»: Банникова Е.В.
2021 год
Важной функцией воспитателя является умение развивать познавательно-исследовательские интересы детей посредством экспериментирования.
В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыт помогает развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяет наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Классификация экспериментов
По характеру объектов, используемых в эксперименте:
- опыты с растениями;
- опыты с предметами;
- опыты с объектами неживой природы;
- опыты с объектами живой природы.
По месту проведения опытов:
- в групповой комнате;
- на участке.
По количеству детей:
- индивидуальные (1-4 ребенка);
- групповые (5-16 детей);
- фронтальные или коллективные (вся группа).
По причине их проведения:
- случайные;
- запланированные;
- поставленные в ответ на вопрос ребенка.
Цели экспериментирования :
1. Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
2. Обогащать словарный запас детей, развивать память, внимание, речь и мышление.
3. Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира.
4. Углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.
Образовательные задачи:
1. Знакомить детей со свойствами предмета исследования;
2. Формировать умения самим делать открытия и выводы;
3. Обучать соблюдать безопасность при проведении эксперимента.
Развивающие задачи:
1. Развивать интерес к экспериментальной деятельности;
2. Развивать умение, высказывать своё мнение;
3. Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;
4. Развивать внимание, мышление, память.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать самостоятельность и активность;
2. Воспитывать умение слушать друг друга, помогать друг другу, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость;
3. Воспитывать аккуратность в проведении эксперимента.
Формы работы по экспериментальной деятельности
- занятия, беседы;
- изобразительные средства;
- экспериментирование, научно-исследовательская деятельность;
- дидактические и развивающие игры;
- просматривание презентаций;
- наблюдения за объектами и явлениями природы;
- экологическая тропа, экскурсии и целевые прогулки;
- проектная деятельность;
- проблемные ситуации.
Правила безопасности при проведении опытов:
- Перед началом работы надевать халаты, фартуки, нарукавники.
- Аккуратно пользоваться емкостью для воды;
- Своевременно поддерживать порядок на рабочем месте (вытирать разлитую на пол или стол воду);
- Нельзя брать в рот полученные в ходе опыта приготовленные растворы;
- Раствор из пипетки необходимо аккуратно капать в стаканчик, не разбрызгивать;
- После опыта убирать рабочее место.
В зоне экспериментирования должны быть выделены:
1) место, где размещают различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);
2) место для хранения приборов;
3) место для хранения материалов (природного, «бросового»);
4) место для проведения опытов;
5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, глина, камни и др.).
Проведение научно-исследовательской деятельности:
- Подготовка объекта исследования.
- Прогнозирование результата.
- Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
- Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов.
- Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).
- Наблюдение результатов эксперимента.
- Фиксирование результатов эксперимента.
- Формулировка выводов самостоятельно в старшем дошкольном возрасте.
Материалы и приборы в уголке экспериментирования в старшем дошкольном возрасте:
Опыты с Кока-Колой:
Опыт №1.
Опыт №2.
Опыт №3. Делаем мыльные пузыри
Опыт №4. Извержение вулкана.
Опыт №5. Волшебные скрепка и монетка.
Опыт №6. Волшебная жвачка для рук.
Опыт №7. Надувающиеся воздушные шары.
Опыт №8. Пугливый перец.
Опыт №9. Пена из бутылки .
Опыт №10. Чудеса в молоке.
Научно-исследовательская деятельность – одно из современных направлений в дошкольной педагогике, за которой стоит большое будущее. Она развивает мышление, логику, познавательные и творческие способности, способствует формированию у будущего школьника основ научного мировоззрения. В ходе проведения эксперимента дошкольник учится ставить перед собой определённую цель, задачи, выдвигать гипотезы, делать предположения, планировать свою деятельность для достижения поставленной цели, формулировать выводы, оценивать свою работу и работу сверстников, что немаловажно для подготовки к школьному образовательному процессу в условиях ФГОС.
Список использованной литературы:
- Лосева Е.В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
- Рыжова Н. Лаборатория в детском саду. – М.: Линка-пресс, 2009.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
- Аниашвили К.С., Вайткене Л.Д., Талер М.В. 250 лучших экспериментов. Увлекательная физика. – М.: издательство АСТ, 2021.
- Варыгина В.В., Горбач Т.В. Исследовательская деятельность в ДОУ: опыты, эксперименты, игры, вечера «сейчас узнаем». – Курск, 2010.
- Материалы из Интернет-сайтов.
Спасибо за внимание!