СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Прививание дошкольникам интереса к научно-исследовательской деятельности посредством экспериментирования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация включает в себя теоретическую и практическую части. В практической части представлены опыты с детьми.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Прививание дошкольникам интереса к научно-исследовательской деятельности посредством экспериментирования"»

«Прививание дошкольникам интереса к научно-исследовательской деятельности посредством экспериментирования» Выполнила воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад «Марьино»: Банникова Е.В.  2021 год

«Прививание дошкольникам интереса к научно-исследовательской деятельности посредством экспериментирования»

Выполнила воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад «Марьино»: Банникова Е.В.

2021 год

 Важной функцией воспитателя является умение развивать познавательно-исследовательские интересы детей посредством экспериментирования.  В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыт помогает развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяет наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Важной функцией воспитателя является умение развивать познавательно-исследовательские интересы детей посредством экспериментирования.

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыт помогает развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяет наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Классификация экспериментов По характеру объектов, используемых в эксперименте: - опыты с растениями; - опыты с предметами; - опыты с объектами неживой природы; - опыты с объектами живой природы. По месту проведения опытов:  - в групповой комнате; - на участке. По количеству детей: - индивидуальные (1-4 ребенка); - групповые (5-16 детей); - фронтальные или коллективные (вся группа). По причине их проведения: - случайные; - запланированные; - поставленные в ответ на вопрос ребенка.

Классификация экспериментов

По характеру объектов, используемых в эксперименте:

- опыты с растениями;

- опыты с предметами;

- опыты с объектами неживой природы;

- опыты с объектами живой природы.

По месту проведения опытов:

- в групповой комнате;

- на участке.

По количеству детей:

- индивидуальные (1-4 ребенка);

- групповые (5-16 детей);

- фронтальные или коллективные (вся группа).

По причине их проведения:

- случайные;

- запланированные;

- поставленные в ответ на вопрос ребенка.

Цели экспериментирования : 1. Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию. 2. Обогащать словарный запас детей, развивать память, внимание, речь и мышление. 3. Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира. 4. Углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.

Цели экспериментирования :

1. Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.

2. Обогащать словарный запас детей, развивать память, внимание, речь и мышление.

3. Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира.

4. Углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.

Образовательные задачи: 1. Знакомить детей со свойствами предмета исследования; 2. Формировать умения самим делать открытия и выводы; 3. Обучать соблюдать безопасность при проведении эксперимента. Развивающие задачи: 1. Развивать интерес к экспериментальной деятельности; 2. Развивать умение, высказывать своё мнение; 3. Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику; 4. Развивать внимание, мышление, память. Воспитательные задачи: 1. Воспитывать самостоятельность и активность; 2. Воспитывать умение слушать друг друга, помогать друг другу, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость; 3. Воспитывать аккуратность в проведении эксперимента.

Образовательные задачи:

1. Знакомить детей со свойствами предмета исследования;

2. Формировать умения самим делать открытия и выводы;

3. Обучать соблюдать безопасность при проведении эксперимента.

Развивающие задачи:

1. Развивать интерес к экспериментальной деятельности;

2. Развивать умение, высказывать своё мнение;

3. Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;

4. Развивать внимание, мышление, память.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать самостоятельность и активность;

2. Воспитывать умение слушать друг друга, помогать друг другу, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость;

3. Воспитывать аккуратность в проведении эксперимента.

Формы работы по экспериментальной деятельности - занятия, беседы; - изобразительные средства; - экспериментирование, научно-исследовательская деятельность; - дидактические и развивающие игры; - просматривание презентаций; - наблюдения за объектами и явлениями природы; - экологическая тропа, экскурсии и целевые прогулки; - проектная деятельность; - проблемные ситуации.  

Формы работы по экспериментальной деятельности

- занятия, беседы;

- изобразительные средства;

- экспериментирование, научно-исследовательская деятельность;

- дидактические и развивающие игры;

- просматривание презентаций;

- наблюдения за объектами и явлениями природы;

- экологическая тропа, экскурсии и целевые прогулки;

- проектная деятельность;

- проблемные ситуации.

 

Правила безопасности при проведении опытов: Перед началом работы надевать халаты, фартуки, нарукавники. Аккуратно пользоваться емкостью для воды; Своевременно поддерживать порядок на рабочем месте (вытирать разлитую на пол или стол воду); Нельзя брать в рот полученные в ходе опыта приготовленные растворы; Раствор из пипетки необходимо аккуратно капать в стаканчик, не разбрызгивать; После опыта убирать рабочее место.

Правила безопасности при проведении опытов:

  • Перед началом работы надевать халаты, фартуки, нарукавники.
  • Аккуратно пользоваться емкостью для воды;
  • Своевременно поддерживать порядок на рабочем месте (вытирать разлитую на пол или стол воду);
  • Нельзя брать в рот полученные в ходе опыта приготовленные растворы;
  • Раствор из пипетки необходимо аккуратно капать в стаканчик, не разбрызгивать;
  • После опыта убирать рабочее место.
В зоне экспериментирования должны быть выделены: 1) место, где размещают различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.); 2) место для хранения приборов; 3) место для хранения материалов (природного, «бросового»); 4) место для проведения опытов; 5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, глина, камни и др.).

В зоне экспериментирования должны быть выделены:

1) место, где размещают различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);

2) место для хранения приборов;

3) место для хранения материалов (природного, «бросового»);

4) место для проведения опытов;

5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, глина, камни и др.).

Проведение научно-исследовательской деятельности: Подготовка объекта исследования. Прогнозирование результата. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов. Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя). Наблюдение результатов эксперимента. Фиксирование результатов эксперимента. Формулировка выводов самостоятельно в старшем дошкольном возрасте.

Проведение научно-исследовательской деятельности:

  • Подготовка объекта исследования.
  • Прогнозирование результата.
  • Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  • Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов.
  • Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).
  • Наблюдение результатов эксперимента.
  • Фиксирование результатов эксперимента.
  • Формулировка выводов самостоятельно в старшем дошкольном возрасте.
Материалы и приборы в уголке экспериментирования в старшем дошкольном возрасте:  

Материалы и приборы в уголке экспериментирования в старшем дошкольном возрасте:

 

Опыты с Кока-Колой: Опыт №1.

Опыты с Кока-Колой:

Опыт №1.

Опыт №2.

Опыт №2.

Опыт №3. Делаем мыльные пузыри

Опыт №3. Делаем мыльные пузыри

Опыт №4. Извержение вулкана.

Опыт №4. Извержение вулкана.

Опыт №5. Волшебные скрепка и монетка.

Опыт №5. Волшебные скрепка и монетка.

Опыт №6. Волшебная жвачка для рук.

Опыт №6. Волшебная жвачка для рук.

Опыт №7. Надувающиеся воздушные шары.

Опыт №7. Надувающиеся воздушные шары.

Опыт №8. Пугливый перец.

Опыт №8. Пугливый перец.

Опыт №9. Пена из бутылки .

Опыт №9. Пена из бутылки .

Опыт №10. Чудеса в молоке.

Опыт №10. Чудеса в молоке.

 Научно-исследовательская деятельность – одно из современных направлений в дошкольной педагогике, за которой стоит большое будущее. Она развивает мышление, логику, познавательные и творческие способности, способствует формированию у будущего школьника основ научного мировоззрения. В ходе проведения эксперимента дошкольник учится ставить перед собой определённую цель, задачи, выдвигать гипотезы, делать предположения, планировать свою деятельность для достижения поставленной цели, формулировать выводы, оценивать свою работу и работу сверстников, что немаловажно для подготовки к школьному образовательному процессу в условиях ФГОС.

Научно-исследовательская деятельность – одно из современных направлений в дошкольной педагогике, за которой стоит большое будущее. Она развивает мышление, логику, познавательные и творческие способности, способствует формированию у будущего школьника основ научного мировоззрения. В ходе проведения эксперимента дошкольник учится ставить перед собой определённую цель, задачи, выдвигать гипотезы, делать предположения, планировать свою деятельность для достижения поставленной цели, формулировать выводы, оценивать свою работу и работу сверстников, что немаловажно для подготовки к школьному образовательному процессу в условиях ФГОС.

Список использованной литературы: Лосева Е.В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. Рыжова Н. Лаборатория в детском саду. – М.: Линка-пресс, 2009. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. Аниашвили К.С., Вайткене Л.Д., Талер М.В. 250 лучших экспериментов. Увлекательная физика. – М.: издательство АСТ, 2021. Варыгина В.В., Горбач Т.В. Исследовательская деятельность в ДОУ: опыты, эксперименты, игры, вечера «сейчас узнаем». – Курск, 2010. Материалы из Интернет-сайтов.

Список использованной литературы:

  • Лосева Е.В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.
  • Рыжова Н. Лаборатория в детском саду. – М.: Линка-пресс, 2009.
  • Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
  • Аниашвили К.С., Вайткене Л.Д., Талер М.В. 250 лучших экспериментов. Увлекательная физика. – М.: издательство АСТ, 2021.
  • Варыгина В.В., Горбач Т.В. Исследовательская деятельность в ДОУ: опыты, эксперименты, игры, вечера «сейчас узнаем». – Курск, 2010.
  • Материалы из Интернет-сайтов.
 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!