Тема: Презентация проекта «Чапсых чорых» (Увлекательное путешествие).
Цель: Обобщить знания детей о Хакасии, расширить представления о традициях, духовных и нравственных ценностях хакасского народа, его самобытной культуре.
Задачи: Расширить знания детей о хакасских сказках и их видах.
Развивать речь, память, мышление, артистические способности.
Воспитывать уважение к родной земле и её истории.
Материалы и оборудование:
Ход праздника
Ведущая 1: Утром рано, на заре,
В школе, в парке, во дворе
Собирайся, стар и млад,
кто так сказкам очень рад!
Ведущая 2: «Появился чудо-дом, ни трубы, ни окон в нём», что это? (слайд 1)
Дети: Юрта!
Ведущая 1: Правильно, ребята, юрта.
А попробуй, угадай-ка,
кто же в юрте той хозяйка?
Дети: Мы не знаем…
Ведущая 2: Вот и я, ребята, пока не знаю, но мне кажется, Хозяйка сама сюда идёт…
Под хакасскую музыку появляется Хозяйка юрты – Сказочница Алтын Кӧк.
Ведущая 1 и дети: Здравствуйте, это Вы здесь хозяйка?
Хозяйка: (здоровается на хакасском и русском языке)
- Изеннер, палалар. Здравствуйте, дети!
Дети отвечают на хакасском и русском языке
Хозяйка: Я – Алтын Кӧк, что по-русски означает – «Сказочница». Я хозяйка этой юрты. А вы кто такие, зачем ко мне пожаловали?
Ведущая 2: Так это ребята нашей школы-интернат.
Ведущая 1: Познакомься, Алтын Кӧк. Не сердись, мы в гости к тебе пришли, неужели ты гостям не рада?
Хозяйка: Ой, не знаю, не знаю.… Разочаровалась я в людях, не верю я в них. Какие-то скучные стали, не интересуются историей Хакасии, по-моему вообще не читают книги, а о хакасских сказках и не помышляют.
Ведущая 2: Нет, наши ребята любят свой край, берегут родную природу, и много о Хакасии знают! Вот и к тебе пришли не просто так, а за советом, да за мудрым словом.
Хозяйка: Сейчас проверю, правду ли мне говорите. Есть у меня старая Волшебная книга, в ней всё написано: Что было, что будет. Вот и про вас сейчас посмотрю и всё узнаю…
Алтын Кӧк достает из сундука «Волшебную книгу», листает её, читает…
- Правда, всё так и есть, как рассказали. Хорошие у нас ребята! А что конкретно от меня-то вы хотите?
Ведущая 1: Хотим, чтобы ты, Алтын Кӧк поделилась с нами своей мудростью, рассказала что-нибудь интересное о нашей родной Хакасии, а особенно нас интересуют хакасские народные сказки. Нам очень хочется узнать о них.
Хозяйка: Да, уж немало знаю хакасских народных сказок …
Загляну в Волшебную книгу и выберу для вас самые интересные, а вот они:
«Желтая нога» (Слайд 2)
«Сын алыпа-богатыря» (слайд 3)
«Чачах хыс» (слайд 4)
«Певец и чатхан» (слайд 5)
Ведущая 2: мы сейчас поделимся на команды и покажем, сказочницы всё то, что знаем про Хакасию, её народ и обычаи.
Задания для групп:
1гр. (1-3 кл.)- викторина про Хакасию (слайд6)
2гр.(4-5кл) – собрать пазлы из сказки (Слайд7)
3гр. (6-7кл.)- пантомима про животных
Хозяйка: А вы замечали, как часто человека сравнивают с каким-нибудь животным? Например, говорят: хитрый как лисица, злой как волк, упрямый как баран, трусливый как заяц. А, по-моему, не такие уж зайцы и трусливые, как о них говорят.
Ребята, вы знаете, кого хакасы называли «Хозяином тайги»? (ответы детей)
Правильно, Медведя. Охотники побаивались и уважали лесного зверя, просили прощения, если приходилось его убить. А вы помните, как будет по-хакасски слово «медведь»?
Ответы детей
- Правильно, медведь по-хакасски – «Аба».
4гр (8-9кл.)- перевод с хакасского языка на русский животных.
Ведущая1: ребята все эти животные присутствуют в хакасских народных сказках с которыми вы познакомитесь в течении года.
Хозяйка: Молодцы, ребята, а кто напомнит, как называется национальное жилище у хакасов? Дети отвечают: Юрта!
Ведущая 2: Правильно, юрта! Сейчас мы поиграем в хакасскую игру: «Построй юрту».
В каждой команде 5 человек. Победит та команда, которая будет играть дружно и быстро!
Команды двигаются по кругу под музыку, с окончанием четверо быстро поднимают платок за уголки, пятый игрок забегает в центр платка и поднимает руки вверх (дымоход). Игра повторяется несколько раз.
Хозяйка: Молодцы, ребята, порадовали вы меня! Верно, в народе говорят:
«Если вдвоём поднимешь бревно – легче становится вдвое оно».
- Понравились вы мне. Да, не часто такие дружные, веселые ребята встречаются! Даже не знаю, чем же вас наградить?
Ведущая 1: Алтын Кӧк, а покажи-ка ты ребятам интересную сказку!
Хозяйка: Сказку? Ладно, покажу вам хакасскую сказку
После сказки Алтын Кӧк начинает собирать все свои вещи назад в сундук…
Ведущая: Алтын Кӧк, неужели пришла пора прощаться? Как хорошо, как весело было с тобой! Правда, ребята? Дети отвечают
Хозяйка: Понравились мне все ребята, рада бы поиграть ещё с вами, да дел много. Нужно проследить за порядком в наших степях, лесах. Может, помощь моя кому нужна? Но обещаю, что мы с вами ещё не раз встретимся в этом году!
Ведущая 2: Спасибо, Алтын Кӧк. Молодцы, ребята, дружно играли, а теперь давайте поблагодарим хозяйку за гостеприимство и попрощаемся.
Дети благодарят и прощаются с Алтын Кок на хакасском языке.
Ведущая 1: Ребята мы проводили Алтын Кок, но в течении всего года она нас будет посещать.
Ведущая 2: Так как у нас в школе будет реализовываться проект «Чапсых чорых» (Увлекательное путешествие) в котором будите вы принимать активное участие.
Ведущая 1: В течении года мы с вами прочитаем и инсценируем хакасские народные сказки, нарисуем сказку, изготовим кукол своими руками, оформим выставку прикладного искусства, создадим фотоальбом.
Ведущая 2: Мы надеемся, что вы примите активное участие в реализации нашего проекта.
Ведущая 1:Мы желаем вам успеха!
Мероприятие закончено.