СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация проекта «Чапсых чорых» (Увлекательное путешествие).

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширить знания детей о хакасских сказках и их видах.

Развивать речь, память, мышление, артистические способности.

Воспитывать уважение к родной земле и её истории.

Просмотр содержимого документа
«Презентация проекта «Чапсых чорых» (Увлекательное путешествие).»

Тема: Презентация проекта «Чапсых чорых» (Увлекательное путешествие).

Цель: Обобщить знания детей о Хакасии, расширить представления о традициях, духовных и нравственных ценностях  хакасского народа, его самобытной культуре.

Задачи: Расширить знания детей о хакасских сказках и их видах.

Развивать речь, память, мышление, артистические способности.

Воспитывать уважение к родной земле и её истории.

Материалы и оборудование: 

  • Выставка книг хакасских сказок;

  • Карточки с заданиями, с приветствиями на разных языках

  • Запись хакасской музыки.

Ход праздника

Ведущая 1: Утром рано, на заре,

В школе, в парке, во дворе

Собирайся, стар и млад,

кто так сказкам очень рад!

Ведущая 2: «Появился чудо-дом, ни трубы, ни окон в нём», что это?  (слайд 1)

Дети: Юрта!

Ведущая 1: Правильно, ребята, юрта.  

                  А попробуй, угадай-ка,

                  кто же в юрте той хозяйка?  

Дети: Мы не знаем…

Ведущая 2: Вот и я, ребята, пока не знаю, но мне кажется, Хозяйка сама сюда идёт…       

 Под хакасскую музыку появляется Хозяйка юрты – Сказочница Алтын Кӧк.

Ведущая 1 и дети: Здравствуйте, это Вы здесь хозяйка?

Хозяйка: (здоровается  на хакасском и русском языке)

                - Изеннер, палалар. Здравствуйте, дети!

                           Дети отвечают на хакасском и русском языке

Хозяйка: Я – Алтын Кӧк, что по-русски означает – «Сказочница». Я хозяйка этой юрты. А вы кто такие, зачем ко мне пожаловали?

Ведущая 2: Так это ребята нашей школы-интернат.

Ведущая 1: Познакомься,  Алтын Кӧк. Не сердись, мы в гости к тебе пришли, неужели ты гостям не рада?

Хозяйка: Ой, не знаю, не знаю.… Разочаровалась я в людях, не верю я в них. Какие-то скучные стали, не интересуются историей Хакасии, по-моему вообще не читают книги, а о хакасских сказках и не помышляют.

Ведущая 2: Нет, наши ребята любят свой край, берегут родную природу, и много о Хакасии знают! Вот и к тебе пришли не просто так, а за советом, да за мудрым словом.

Хозяйка: Сейчас проверю, правду ли мне говорите. Есть у меня старая Волшебная книга, в ней всё написано: Что было, что будет. Вот и про вас сейчас посмотрю и всё узнаю…

 Алтын Кӧк достает из сундука «Волшебную книгу», листает её, читает…

- Правда, всё так и есть, как рассказали. Хорошие у нас ребята! А что конкретно от меня-то вы хотите?

Ведущая 1: Хотим, чтобы ты, Алтын Кӧк поделилась с нами своей мудростью, рассказала что-нибудь интересное о нашей родной Хакасии, а особенно нас интересуют хакасские народные сказки. Нам очень хочется узнать о них.

Хозяйка: Да, уж немало знаю хакасских народных сказок …  

Загляну в Волшебную книгу и выберу для вас самые интересные, а вот они:

«Желтая нога» (Слайд 2)

«Сын алыпа-богатыря» (слайд 3)

«Чачах хыс» (слайд 4)

«Певец и чатхан» (слайд 5)

Ведущая 2: мы сейчас поделимся на команды и покажем, сказочницы всё то, что знаем про Хакасию, её народ и обычаи.

Задания для групп:

1гр. (1-3 кл.)- викторина про Хакасию (слайд6)

2гр.(4-5кл) – собрать пазлы из сказки (Слайд7)

3гр. (6-7кл.)- пантомима про животных

Хозяйка: А вы замечали, как часто человека сравнивают с каким-нибудь животным? Например, говорят: хитрый как лисица, злой как волк, упрямый как баран, трусливый как заяц. А, по-моему, не такие уж зайцы и трусливые, как о них говорят.

Ребята, вы знаете, кого хакасы называли «Хозяином тайги»?   (ответы детей)

Правильно, Медведя. Охотники побаивались и уважали лесного зверя, просили прощения, если приходилось его убить. А вы помните, как будет по-хакасски слово «медведь»?

                             Ответы детей

- Правильно, медведь по-хакасски – «Аба».

4гр (8-9кл.)- перевод с хакасского языка на русский животных.

Ведущая1: ребята все эти животные присутствуют в хакасских народных сказках с которыми вы познакомитесь в течении года.

Хозяйка: Молодцы, ребята, а кто напомнит, как называется национальное жилище у хакасов?                           Дети отвечают: Юрта!

Ведущая 2: Правильно, юрта! Сейчас мы поиграем в хакасскую игру: «Построй юрту». 

В каждой команде 5 человек. Победит та команда, которая будет играть дружно и быстро!

Команды двигаются по кругу под музыку, с окончанием четверо быстро поднимают платок за уголки, пятый игрок  забегает в центр платка и поднимает руки вверх (дымоход). Игра повторяется несколько раз.

Хозяйка: Молодцы, ребята, порадовали вы меня! Верно, в народе говорят:

«Если вдвоём поднимешь бревно – легче становится вдвое оно».

- Понравились вы мне. Да, не часто такие дружные, веселые ребята встречаются! Даже не знаю, чем же вас  наградить?

Ведущая 1: Алтын Кӧк, а покажи-ка ты ребятам интересную сказку!

Хозяйка: Сказку? Ладно, покажу вам хакасскую сказку

          После сказки Алтын Кӧк начинает собирать все свои вещи назад в сундук…

Ведущая: Алтын Кӧк, неужели пришла пора прощаться? Как  хорошо, как весело было с тобой! Правда,  ребята?                  Дети отвечают

Хозяйка: Понравились мне все ребята, рада бы поиграть ещё с вами, да дел много. Нужно проследить за порядком в наших степях, лесах. Может, помощь моя кому нужна? Но обещаю, что мы с вами ещё не раз встретимся в этом году!

Ведущая 2: Спасибо, Алтын Кӧк. Молодцы, ребята, дружно играли, а теперь давайте поблагодарим хозяйку за гостеприимство и попрощаемся.

Дети благодарят и прощаются с Алтын Кок на хакасском языке.

Ведущая 1: Ребята мы проводили Алтын Кок, но в течении всего года она нас будет посещать.

Ведущая 2: Так как у нас в школе будет реализовываться проект «Чапсых чорых» (Увлекательное путешествие) в котором будите вы принимать активное участие.

Ведущая 1: В течении года мы с вами прочитаем и инсценируем хакасские народные сказки, нарисуем сказку, изготовим кукол своими руками, оформим выставку прикладного искусства, создадим фотоальбом.

Ведущая 2: Мы надеемся, что вы примите активное участие в реализации нашего проекта.

Ведущая 1:Мы желаем вам успеха!

Мероприятие закончено.