СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация урока русского языка в 5 классе "Буквы О-Ё после шипящих и Ц"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация урока русского языка в 5 классе "Буквы О-Ё после шипящих и Ц"

Просмотр содержимого документа
«Презентация урока русского языка в 5 классе "Буквы О-Ё после шипящих и Ц"»

Лексический диктант 1. Плод дуба. 2. Линия, образованная стежками. 3. Глухой, тихий звук, лёгкий шум от движения, шуршание. 4. Цирковой артист, подбрасывающий и ловящий одновременно несколько предметов. 5. Плетёная сумка, корзина.     Ответы: 1. Жёлудь. 2. Шов. 3. Шорох. 4. Кошёлка.

Лексический диктант

1. Плод дуба.

2. Линия, образованная стежками.

3. Глухой, тихий звук, лёгкий шум от движения, шуршание.

4. Цирковой артист, подбрасывающий и ловящий одновременно несколько предметов.

5. Плетёная сумка, корзина.

Ответы: 1. Жёлудь. 2. Шов. 3. Шорох. 4. Кошёлка.

Тема урока  Буквы О – Ё после шипящих и Ц в корне слова

Тема урока

Буквы О – Ё после шипящих и Ц в корне слова

Лексическая работа Чащоба – - ы, ж. То же, что чаща в 1 значении Чаща - - и, ж. Густой частый лес, заросль. (Лесная чаща. Продираться сквозь чащу). Трущоба – - ы, ж. Труднопроходимое, густо заросшее место. (Лесные трущобы).  1. Лесной бурелом  2.Ветхое жилье  3.Неблагоустроенная часть города на окраине, где живёт беднота

Лексическая работа

Чащоба – - ы, ж. То же, что чаща в 1 значении

Чаща - - и, ж. Густой частый лес, заросль. (Лесная чаща. Продираться сквозь чащу).

Трущоба – - ы, ж. Труднопроходимое, густо заросшее место. (Лесные трущобы).

1. Лесной бурелом

2.Ветхое жилье

3.Неблагоустроенная часть города на окраине, где живёт беднота

 АЛГОРИТМ  «Буквы О-Ё после шипящих и Ц в корне слова» 1 . Выдели корень. 2. Подбери однокоренное слово, в котором есть буква Е. Получилось? 3.Смотрим, можно ли изменить звук о ?  Если можно – пишем ё ,  Если нельзя – пишем – о .

АЛГОРИТМ «Буквы О-Ё после шипящих и Ц в корне слова»

  • 1 . Выдели корень.
  • 2. Подбери однокоренное слово, в котором есть буква Е. Получилось?
  • 3.Смотрим, можно ли изменить звук о ?

Если можно – пишем ё ,

Если нельзя – пишем – о .

Слова-исключения    Шорник, шов, шофер, обжора,   Капюшон, жокей, мажор,   Шорох, чопорный, чащоба,   Шоколад, шоссе, крыжовник,   Шок, изжога, шомпол, чох,  Шомпол , трущоба .  В словах иноязычного происхождения пишется о после шипящих в безударном слоге:  жокéй, жонглёр, шокúровать, шоколáд, шоссé, шотлáндский, шофёр.

Слова-исключения

Шорник, шов, шофер, обжора,

Капюшон, жокей, мажор,

Шорох, чопорный, чащоба,

Шоколад, шоссе, крыжовник,

Шок, изжога, шомпол, чох,

Шомпол , трущоба .

В словах иноязычного происхождения пишется о после шипящих в безударном слоге:

жокéй, жонглёр, шокúровать, шоколáд, шоссé, шотлáндский, шофёр.

Образуйте слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и запишите их с прилагательными Щека Пчела Шерсть Жердь Черта   Щ ё чка Пч ё лка Ш ё рстка Ж ё рдочка Ч ё рточка

Образуйте слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и запишите их с прилагательными

Щека

Пчела

Шерсть

Жердь

Черта

Щ ё чка

Пч ё лка

Ш ё рстка

Ж ё рдочка

Ч ё рточка

Игра «Четвёртое лишнее» Ж..лтый, ч..рный, щ..тка, ш..в. Щ..ки, крыж..вник, ш..мпол, ш..рох. Ж..нглёр, реш..тка, ш..ссе, ш..колад. Ответы: 1. Шов. 2. Щёки. 3. Решётка.

Игра «Четвёртое лишнее»

  • Ж..лтый, ч..рный, щ..тка, ш..в.
  • Щ..ки, крыж..вник, ш..мпол, ш..рох.
  • Ж..нглёр, реш..тка, ш..ссе, ш..колад.

Ответы: 1. Шов. 2. Щёки. 3. Решётка.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Ветер тихо клён качает, Вправо, влево наклоняет. Раз – наклон, два – наклон, Зашумел листвою клён.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз – наклон, два – наклон,

Зашумел листвою клён.

 Угадайте слова

Угадайте слова

Дети в лесу костёр разожгли,  Посидели и пошли,  А огонь не затушили.  «Сам погаснет!» - так решили.  Ветром пламя разметало,  И вокруг, как в печке, стало.  До небес огонь поднялся  И за ними вслед погнался.  Гибнет лес, пропали звери –  Всех несчастий не измерить! Зелёного друга надо беречь! В лесу костры запрещается жечь!

Дети в лесу костёр разожгли, Посидели и пошли, А огонь не затушили. «Сам погаснет!» - так решили. Ветром пламя разметало, И вокруг, как в печке, стало. До небес огонь поднялся И за ними вслед погнался. Гибнет лес, пропали звери – Всех несчастий не измерить!

Зелёного друга надо беречь!

В лесу костры запрещается жечь!

Ож о г Ож ё г Ожёг или Ожог?            Глагол Существительное

Ож о г

Ож ё г

Ожёг или Ожог?

Глагол

Существительное

О или Ё ? Преступник ночью лес подж…г, Но, совершив такой подж…г, Он руку вмиг себе обж…г. Так, получив большой ож…г, Он был наказан за подж…г.

О или Ё ?

Преступник ночью лес подж…г,

Но, совершив такой подж…г,

Он руку вмиг себе обж…г.

Так, получив большой ож…г,

Он был наказан за подж…г.

Тест «Буквы О и Ё  после шипящих и Ц в корне слова»   1 вариант    2 вариант 2     1) 4 3     2) 4 1     3) 4 2     1) 4 3     2) 4 1     3) 4

Тест «Буквы О и Ё после шипящих и Ц в корне слова»

1 вариант 2 вариант

  • 2 1) 4 3 2) 4 1 3) 4
  • 2 1) 4
  • 3 2) 4
  • 1 3) 4
Составьте из предложений текст  Я отправился на прогулку в лес. Под ногами послышался шорох листьев. Жёлтая листва покрыла серые дорожки ярким ковром. Наступила поздняя осень. Передо мной открылась незабываемая картина. Я медленно побрел по дорожке, разглядывая упавшие на землю жёлуди. Еле видная тропинка повела дальше в чащобу. Незаметно для себя я вдруг очутился у пруда. На чёрной воде плавали жёлтые листья.

Составьте из предложений текст

Я отправился на прогулку в лес. Под ногами послышался шорох листьев. Жёлтая листва покрыла серые дорожки ярким ковром. Наступила поздняя осень. Передо мной открылась незабываемая картина. Я медленно побрел по дорожке, разглядывая упавшие на землю жёлуди. Еле видная тропинка повела дальше в чащобу. Незаметно для себя я вдруг очутился у пруда. На чёрной воде плавали жёлтые листья.

Прогулка по осеннему лесу  1. Наступила поздняя осень. 2. Я отправился на прогулку в лес. 3.Передо мной открылась незабываемая картина. 4. Жёлтая листва покрыла серые дорожки ярким ковром. 5. Под ногами послышался шорох листьев. 6. Я медленно побрел по дорожке, разглядывая упавшие на землю жёлуди . 7. Незаметно для себя я вдруг очутился у пруда. 8. На чёрной воде плавали жёлтые листья. 10. Еле видная тропинка повела меня дальше в чащобу.

Прогулка по осеннему лесу

1. Наступила поздняя осень. 2. Я отправился на прогулку в лес. 3.Передо мной открылась незабываемая картина. 4. Жёлтая листва покрыла серые дорожки ярким ковром. 5. Под ногами послышался шорох листьев. 6. Я медленно побрел по дорожке, разглядывая упавшие на землю жёлуди . 7. Незаметно для себя я вдруг очутился у пруда. 8. На чёрной воде плавали жёлтые листья. 10. Еле видная тропинка повела меня дальше в чащобу.

Подведём итоги Что мы сегодня на уроке делали? Что запомнилось? Как вы работали? Оцените свою работу на уроке и поставьте оценку.

Подведём итоги

  • Что мы сегодня на уроке делали?
  • Что запомнилось?
  • Как вы работали?
  • Оцените свою работу на уроке и поставьте оценку.
Домашнее задание   1) Выполнить упр. 151.   2) Составить карточку для одноклассников со словами, в которых есть орфограмма «Гласные О, Ё после шипящих и Ц в корне слова»      3) Написать сочинение «Прогулка по осеннему лесу», используя как можно больше слов на изученную орфограмму.

Домашнее задание

1) Выполнить упр. 151.

2) Составить карточку для одноклассников со словами, в которых есть орфограмма «Гласные О, Ё после шипящих и Ц в корне слова»

 

3) Написать сочинение «Прогулка по осеннему лесу», используя как можно больше слов на изученную орфограмму.