Лексический диктант
1. Плод дуба.
2. Линия, образованная стежками.
3. Глухой, тихий звук, лёгкий шум от движения, шуршание.
4. Цирковой артист, подбрасывающий и ловящий одновременно несколько предметов.
5. Плетёная сумка, корзина.
Ответы: 1. Жёлудь. 2. Шов. 3. Шорох. 4. Кошёлка.
Тема урока
Буквы О – Ё после шипящих и Ц в корне слова
Лексическая работа
Чащоба – - ы, ж. То же, что чаща в 1 значении
Чаща - - и, ж. Густой частый лес, заросль. (Лесная чаща. Продираться сквозь чащу).
Трущоба – - ы, ж. Труднопроходимое, густо заросшее место. (Лесные трущобы).
1. Лесной бурелом
2.Ветхое жилье
3.Неблагоустроенная часть города на окраине, где живёт беднота
АЛГОРИТМ «Буквы О-Ё после шипящих и Ц в корне слова»
- 1 . Выдели корень.
- 2. Подбери однокоренное слово, в котором есть буква Е. Получилось?
- 3.Смотрим, можно ли изменить звук о ?
Если можно – пишем ё ,
Если нельзя – пишем – о .
Слова-исключения
Шорник, шов, шофер, обжора,
Капюшон, жокей, мажор,
Шорох, чопорный, чащоба,
Шоколад, шоссе, крыжовник,
Шок, изжога, шомпол, чох,
Шомпол , трущоба .
В словах иноязычного происхождения пишется о после шипящих в безударном слоге:
жокéй, жонглёр, шокúровать, шоколáд, шоссé, шотлáндский, шофёр.
Образуйте слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и запишите их с прилагательными
Щека
Пчела
Шерсть
Жердь
Черта
Щ ё чка
Пч ё лка
Ш ё рстка
Ж ё рдочка
Ч ё рточка
Игра «Четвёртое лишнее»
- Ж..лтый, ч..рный, щ..тка, ш..в.
- Щ..ки, крыж..вник, ш..мпол, ш..рох.
- Ж..нглёр, реш..тка, ш..ссе, ш..колад.
Ответы: 1. Шов. 2. Щёки. 3. Решётка.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон, два – наклон,
Зашумел листвою клён.
Угадайте слова
Дети в лесу костёр разожгли, Посидели и пошли, А огонь не затушили. «Сам погаснет!» - так решили. Ветром пламя разметало, И вокруг, как в печке, стало. До небес огонь поднялся И за ними вслед погнался. Гибнет лес, пропали звери – Всех несчастий не измерить!
Зелёного друга надо беречь!
В лесу костры запрещается жечь!
Ож о г
Ож ё г
Ожёг или Ожог?
Глагол
Существительное
О или Ё ?
Преступник ночью лес подж…г,
Но, совершив такой подж…г,
Он руку вмиг себе обж…г.
Так, получив большой ож…г,
Он был наказан за подж…г.
Тест «Буквы О и Ё после шипящих и Ц в корне слова»
1 вариант 2 вариант
- 2 1) 4 3 2) 4 1 3) 4
- 2 1) 4
- 3 2) 4
- 1 3) 4
Составьте из предложений текст
Я отправился на прогулку в лес. Под ногами послышался шорох листьев. Жёлтая листва покрыла серые дорожки ярким ковром. Наступила поздняя осень. Передо мной открылась незабываемая картина. Я медленно побрел по дорожке, разглядывая упавшие на землю жёлуди. Еле видная тропинка повела дальше в чащобу. Незаметно для себя я вдруг очутился у пруда. На чёрной воде плавали жёлтые листья.
Прогулка по осеннему лесу
1. Наступила поздняя осень. 2. Я отправился на прогулку в лес. 3.Передо мной открылась незабываемая картина. 4. Жёлтая листва покрыла серые дорожки ярким ковром. 5. Под ногами послышался шорох листьев. 6. Я медленно побрел по дорожке, разглядывая упавшие на землю жёлуди . 7. Незаметно для себя я вдруг очутился у пруда. 8. На чёрной воде плавали жёлтые листья. 10. Еле видная тропинка повела меня дальше в чащобу.
Подведём итоги
- Что мы сегодня на уроке делали?
- Что запомнилось?
- Как вы работали?
- Оцените свою работу на уроке и поставьте оценку.
Домашнее задание
1) Выполнить упр. 151.
2) Составить карточку для одноклассников со словами, в которых есть орфограмма «Гласные О, Ё после шипящих и Ц в корне слова»
3) Написать сочинение «Прогулка по осеннему лесу», используя как можно больше слов на изученную орфограмму.