«Волшебная палочка дирижера»
Вспомним правила поведения в театре, в концертном зале:
- Нельзя опаздывать на концерт. Лучше прийти на 15 - 20 минут и настроиться на встречу с искусством. В случае опоздания следует дождаться перерыва между исполняемыми произведениями.
- Входить в зал во время исполнения запрещается.
- Непременным условием, без которого невозможно воспринимать музыку, является абсолютная тишина в зале. Недопустимы любые разговоры, шепот, обмен мнениями, шелест страницами. Все это отвлекает самого слушателя, мешает окружающим и исполнителям.
- Аплодисменты, вызов на сцену в заключение концерта - лучшая награда артистам.
Симфонический оркестр появился в ХVIIвеке. Основателем стал Й.Гайдн – австрийский композитор
Медные духовые инструменты
ТРОМБОН
ТРУБА
ТУБА
ВАЛТОРНА
Деревянные духовые инструменты
ФЛЕЙТА
ГОБОЙ
ФАГОТ
КЛАРНЕТ
Струнные смычковые инструменты
КОНТРАБАС
АЛЬТ
ВИОЛОНЧЕЛЬ
СКРИПКА
История появления дирижерской палочки.
В 18 веке в опере дирижера называли «дровосеком» потому, что в руках у него была палка из дерева длинной 1 метр 80 см, называли ее «баттута». Баттутой громко ударяли по полу в ритм мелодии. Такое дирижирование называлось «громким».
Стук батуты очень мешал восприятию музыки.
Баттута ( от итал. battuta — «ударять») — специальная палочка, служившая в XV—XVIII веках для отбивания такта. Считается одной из предшественниц современной дирижёрской палочки .
В своём развитии дирижирование прошло несколько этапов, одним из которых было управление ритмической стороной исполнения с помощью стука Для этой цели и использовалась баттута, чаще всего представлявшая собой массивную трость из металла или дерева. Этой тростью руководитель музыкального коллектива отбивал такт, стремясь в первую очередь обеспечить ритмически ровное исполнение.
Впервые баттуту использовал в 1564 году итальянский композитор Джованни да Палестрина . В эпоху Возрождения тактирование баттутой применялось исключительно широко: к нему прибегали не только светские музыканты, но и церковные регенты
В 19 веке появился первый скрипач оркестра, который отложил скрипку и стал дирижером. С развитием оркестровой игры появилась необходимость в более четкой ритмической организации оркестра. Возникло «тихое дирижирование» жестами рук. Чтобы сделать руки дирижера более заметными, использовали различные предметы. Чаще всего использовали скрипичный смычок (показ смычка) или нотные листки, свернутые в рулон, некоторые использовали обыкновенную ветку с дерева. Дирижеры стояли лицом к публике - показывать ей спину считалось неприличным.
Небольшую деревянную палочку для дирижера впервые применил композитор и дирижер
Людвиг Шпор.
Первым, кто повернул дирижера к оркестру, стал немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер.
В переводе с французского Дирижер - направлять, управлять, руководить . Дирижер направляет и управляет оркестром.
Великие дирижеры России
Евгений
Светланов - советский российский дирижёр, композитор и пианист. Народный артист СССР.
Владимир Федосеев
Советский и российский дирижёр, баянист, педагог. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Художественный руководитель и главный дирижёр Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского с 1974 года.
Вероника
Дударова -
советский и российский дирижёр, педагог. Первая женщина-дирижер. Народная артистка СССР.
Михаил Плетнев
Советский и российский пианист, композитор и дирижёр. Народный артист РСФСР. Четырежды лауреат Государственных премий РФ. Премия «Грэмми» за лучшее исполнение камерной музыки
Владимир Спиваков — советский и российский дирижер, скрипач, педагог. Художественный руководитель и главный дирижёр Национального филармонического оркестра России и Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы, президент Московского международного Дома музыки.
Юрий Башмет
Советский и российский альтист, дирижёр, педагог, общественный деятель. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии СССР и четырёх Государственных премий Российской Федерации. Премия Грэмми.
Валерий Гергиев советский и российский дирижёр. Художественный руководитель Мариинского театра (с 1988 года), главный дирижёр Лондонского симфонического оркестра. Народный артист России и Украины.
Концертный зал Мариинского театра
Попробуйте продолжить фразы:
Я сегодня узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я научился…
Мне захотелось…
Благодарю за
внимание!