Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в режиме дня
- «Технология» - от греческого это искусство, мастерство, умение, совокупность приёмов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов.
- Технология - специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата.
- Технология последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью педагога и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).
- Технология – это алгоритм
Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии
– это технологии, направленные на формирование у детей элементарных основ ЗОЖ и выполнение элементарных правил здоровьясбережения; оздоровление и сохранение здоровья детей.
Результатами данных технологий являются: сформированные элементарные навыки ЗОЖ и улучшение и сохранение соматических показателей здоровья детей.
Занятия по теме ЗОЖ
Беседы по ОБЖ
Игры по ЗОЖ
Здоровьеформирующие технологии
ЦЕЛЬ: Формирование предпосылок здорового образа жизни; правильного отношения к своему здоровью; умения и желания ухаживать за собой; овладения навыками здорового образа жизни.
ЗАДАЧИ:
- продолжать поддерживать и развивать потребность в здоровом образе жизни;
-закреплять у детей представление о здоровье как ценности, о которой необходимо постоянно заботиться;
- учить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, наносящих вред здоровью.
- закрепить знания о предметах личной гигиены (зубная щётка, паста, туалетное мыло, расчёска.
- и др.
Гимнастика (утренняя, «ленивая»)
Физкультминутки
Гимнастика (пальчиковая, глазная, дыхательная)
Подвижные и спортивные игры
Массаж Су-джок, точечный массаж
Обширное умывание
Массажные дорожки
Фитотерапия
Босохождение
Физкультурные занятия и досуги
Полоскание рта и горла
Двигательная деятельность на прогулке
(ОВД, катание на самокате, лыжах, мини-лыжах, с горки и др.)
Здоровьесберегающие технологии. Цель – оздоровление и сохранение здоровья
Утренняя гимнастика
- Создает у детей хорошее настроение.
- Поднимает мышечный тонус, готовит к занятию по физкультуре.
- Воспитывает в детях привычку к здоровому образу жизни.
- Способствует оздоровлению, укреплению организма, развитию двигательных и психических качеств ребенка.
Массаж Су-Джок
- Воздействовать на биологически активные точки по системе Су-Джок.
- Нормализовать мышечный тонус (что особенно важно для детей с различными двигательными расстройствами).
- Стимулировать речевые зоны головного мозга.
- Повысить энергетический уровень ребенка, развить тактильную чувствительность.
Физкультурные занятия
- ОВД
- Общеразвивающие упражнения
- Подвижные игры
Физкультминутки
- Физкультминутка - это один из обязательных, продуманных элементов на занятиях.
- Кратковременные физические упражнения — проводится в процессе занятий.
- Цель проведения физкультурной минутки - повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.
- Физкультминутка способствует смене позы и характера деятельности путем двигательной активности.
Дыхательная гимнастика
Гимнастика дыхательная (Б. Толкачева, А. Стрельниковой)
Дыхательные упражнения — являются неотъемлемой частью физической культуры, так как каждое упражнение, каждое движение человека сопровождается вдохом и выдохом.
Дыхание — это совокупность процессов, которые обеспечивают поступление в организм кислорода и выделение из него углекислого газа (внешнее дыхание) и использование кислорода тканями и клетками для окисления органических веществ с освобождением содержащейся в них энергии, необходимой для жизнедеятельности.
Задачи дыхательной гимнастики: 1. Повышение общего жизненного тонуса ребёнка и сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы. 2. Развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо- и кровообращения в лёгких, улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и кровообращения.
Правила выполнения упражнений на развитие дыхания по методу А. Н. Стрельниковой: - делать активный короткий вдох носом; - выдох должен уходить после каждого вдоха самостоятельно через рот; - вдох делать одновременно с движением; - все вдохи-движения выполнять в темпе марша; - считать мысленно, про себя (счёт в данной гимнастике идёт по 8, а не по 5 или 10, как в традиционной).
Три главных правила гимнастики: 1. Вдох – громкий, короткий, активный (просто шумно на всю комнату как бы нюхая запах) 2. Выдох – абсолютно пассивный (уходит через рот или нос – кому как удобно, но лучше, если через нос). Воздух должен сам уходит через нос или через рот после каждого вдоха. Сначала это бывает сложно: воздух задерживается или, наоборот выталкивается. 3. Вдохи - выполняются одновременно с движениями: хватаем – нюхаем, наклоняемся – нюхаем, приседаем – нюхаем и т.д.
Как проводить гимнастику с дошкольниками: 1. Дыхательную гимнастику с детьми дошкольного возраста можно проводить дважды, в день в течение 10-20 минут, и делать это лучше не ранее, чем через час после приёма пищи. 2. Важно, чтобы занятия были проведены детям в интересной игровой форме. 3. Чтобы детям было интересно, упражнения можно называть по-детски. 4. Интересной будет дыхательная гимнастика с применением игрушек. 5. Полезно выполнять упражнения на улице в тёплое время года, на свежем воздухе. 6. Если занятия проводятся в помещении, то нужно предварительно проветривать его. 7. Заниматься нужно в лёгкой одежде и при температуре воздуха не выше 17. 8. Важно постоянно заниматься дыхательной гимнастикой с ребёнком, так как результаты занятий будут видны только после продолжительного курса. 9. Нагрузку можно увеличивать постепенно, увеличивая число повторений и усложняя упражнения.
Время и место дыхательной гимнастики в режиме дня дошкольников: • может проводиться в любом месте, в любое время (исключая 20 минут до еды); • на утренней гимнастике; • физкультурном занятие; • гимнастике после дневного сна; • на прогулке (температура – выше 10-12); На прогулке гимнастика особенно полезна: • свежий воздух; • есть возможность для индивидуальных занятий; • организованный выход на участок и возвращение с прогулки можно провести «шмыгая носиками» во время ходьбы. Чем хуже самочувствие, тем чаще повторяйте урок дыхательной гимнастики. Все упражнения делаются свободно и легко, без всяких усилий и напряжений.
«Задуй свечку». Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный вдох и слегка задержать дыхание. Сложить губы трубочкой. Выполнить три коротких редких выдоха, словно задувая горящую свечу: «Фу! Фу! Фу!». Во время упражнения туловище держать прямо. Упражнение «Дракон ». Предложите ребёнку представить себя драконом, дышащим поочерёдно через каждую ноздрю. Первую ноздрю ребёнок пусть зажмёт пальцем, а другой — глубоко будет вдыхать и выдыхать воздух. Мы сегодня так играем – Нюхать воздух начинаем. Чем же пахнет? Не понять – Нужно носиком вдыхать. Вдох-вдох-вдох-вдох. Гарью пахнет – ох-ох!
Глазная гимнастика
- Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма.
- Для проведения гимнастики для глаз не требуется специальных условий. Любая гимнастика для глаз проводится стоя.
- Цель: формировании у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья детей.
-предупреждение утомления,
-укрепление глазных мышц,
- снятие напряжения,
- общее оздоровление зрительного аппарата.
- Профилактический эффект от зрительной гимнастики достигается
при постоянном ее проведении!
Существует определенный базовый набор движений: -движения глаз вверх – вниз; -движения глаз влево – вправо; -круговые движения глазами; -зажмуривание глаз; -моргание и т.д.
Вот стоит большая елка,
Вот такой высоты.
Посмотреть снизу вверх.
У нее большие ветки.
Посмотреть слева направо.
Вот такой ширины.
Посмотреть вверх.
Есть на елке даже шишки,
Посмотреть вниз.
А внизу – берлога мишки.
Зиму спит там косолапый
Выполняют движения глазами.
И сосет в берлоге лапу.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.
Фитотерапия
- Отвар из шиповника смело можно назвать фитопрепаратом с выраженным противовоспалительным эффектом. Употребление правильно приготовленного напитка станет отличным источником витаминов и укрепит иммунную систему организма. Поможет при упадке сил и в период авитаминоза.
- Отвар поможет кровеносной системе правильно функционировать. Железо активно участвует в процессе кроветворения.
- Понижает артериальное давление.
- Употребление шиповника полезно для работы мочеполовой системы.
- Отвар имеет антимикробное действие. Является профилактикой
цистита и воспалений.
- Обладая противовоспалительным эффектом напиток полезен и
для полоскания. Процедура залечит мелкие раны и снимет воспаление десен.
- Лимонный и апельсиновый напиток – источники витамина С
Подвижные и спортивные игры (на прогулке)
Цели:
- эмоциональная и физическая разрядка растущего организма. Сброс накопившейся энергии (не всегда только положительной), напряжения, ожидания мамы-папы и т.д.
- воспитательная и развивающая. Правила игры определены, за ними надо сладить, их надо помнить и нежелательно нарушать
- развитие внимания, координации, ориентировки в пространстве, воображения и памяти детей .
Подвижные и спортивные игры (на прогулке)
Элементы спортивных игр (на прогулке)
ОВД (на прогулке)
- К основным движениям относятся ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, прыжки, метание. Они называются основными потому, что человек ими пользовался с давних времен как средством передвижения, добычи нищи и защиты от нападения.
- Основные движения укрепляют все группы мышц, связки, суставы, сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную системы, внутренние органы, способствуют развитию физических качеств.
Основные виды движения (ОВД) на прогулке
ХОДЬБА
БЕГ
1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы
ПОЛЗАНИЕ И ЛАЗАНИЕ
2. Ходьба широким шагом
1 . Бег на носках
1 . Ползать на четвереньках в прямом направлении, толкая головой мяч, на расстояние 7—8 м
3. Ходьба в полуприседе
2. Бег широким и мелким шагом
3. Бег высоко поднимая колени
2. Ползание на четвереньках («змейкой») между предметами, под дугами, между перекладинами поставленной на бок лестницы
4. Ходьба со сменой положения рук — вперед, вверх, с хлопками
5. Ходьба перекатом с пятки на носок
4. Бег с выполнением заданий
3. Проползание по скамейке на предплечьях и коленях
4. Ползать по скамейке стоя на коленях, подтягиваясь руками
6. Ходьба в колонне с перестроением в пары
5. Бег в сочетании с другими движениями
5. Ползать по скамейке лежа на животе, подтягиваясь руками
7. Ходьба «змейкой»
6. Бег в быстром темпе на 10 м (повторить 3—4 раза)
6. Ползание на четвереньках в сочетании с переползанием через скамейки или с подползанием под ними
7. Бег на скорость на расстояние 20—30 м
8. Ходьба в чередовании с другими движениями
7. Пролезание в обруч сверху, снизу, прямо и боком
8. Челночный бег (3 раза по 10 м)
9. Проходить с закрытыми глазами 3—4 м
9. Чередование ходьбы и бега на 2—3 отрезках пути, по 60—100 м в каждом
10. Продолжительная ходьба в спокойном темпе 35—40 мин
8. Влезание по наклонной лестнице, слезание по вертикалькой
9. Лазанье по гимнастической стенке чередующимся шагом
10. Бег в среднем темпе по пересеченной местности на расстояние до 150—200 м
10. Лазанье по гимнастической стенке в сочетании со спусканием по наклонной доске
11. Медленный бег в течение 1,5—2 мин
11. Лазать по гимнастической стенке, поднимаясь вверх по диагонали с пролета на пролет
12. Перелезание через верх стремянки, заборчика, гимнастической башни, через дерево
13. Лазанье по верёвочной лестнице
14. Попытаться лазать по канату
Основные виды движения (ОВД) на прогулке
РАВНОВЕСИЕ
КАТАНИЕ, БРОСАНИЕ И ЛОВЛЯ, МЕТАНИЕ
1. После бега присесть на носках руки в стороны
2. Ходьба по доске, скамейке (ширина 20—15 см, высота 30—35 см) на носках
1. Катание мяча, шарика с попаданием в предметы (кегли, бабки и др.), катание «змейкой» между предметами
3. Ходить по шнуру приставляя пятку одной ноги к носку другой.
2. Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками (не менее 10 раз подряд)
3. Бросание мяча вверх и ловля его одной рукой (не менее 4—6 раз подряд).
4. Ходьба по скамейке боком приставными шагами.
4. Бросание мяча друг другу с хлопком.
5. Ходить по скамейке перешагивая набивные мячи или кубы (высота 20 см).
5. Бросание мяча друг другу и ловля из положения сидя
6. Ходьба по скамейке с мешочком на голове, руки в стороны или за спиной.
7. Ходить по скамейке с наклонами, раскладывая или собирая кубики, мешочки с песком.
6. Бросание мяча друг другу и ловля с поворотом кругом
7. Бросание мяча друг другу и ловля с отскоком от земли
8. Ходить по скамейке прокатывая мяч двумя руками перед собой.
9. Ходьба по скамейке, на середине присесть, коснуться руками скамейки, выпрямиться, идти дальше.
8. Бросание мяча друг другу и ловля в движении
9. Отбивать мяч о землю двумя руками стоя на месте (не менее 10 раз подряд).
10. Ходьба по скамейке с поворотом кругом.
10. Отбивать мяч о землю двумя руками, продвигаясь вперёд шагом в прямом направлении на расстояние 5—б6м
11. Вбегать и сбегать по наклонной доске ( ширина 20-15 см), верхний конец поднят на высоту 35—40 см
11. Отбивать мяч о землю одной рукой (правой и левой), продвигаясь вперед
12. Ходьба по горизонтальному и наклонному бревну (высота 35—40см)
12. Отбивать мяч о стенку с хлопком, поворотом, отскоком от земли
13. Ходьба по скамейке на четвереньках.
13. Метание в горизонтальную цель снизу правой и левой рукой с расстояния 3—4 м.
14. Стоять на полу на одной ноге, вторая прямая поднята вперед, в сторону или назад («ласточка»)
14. Метание в вертикальную цель (центр которой на высоте 8 м от земли) правой и левой рукой.
15. Стоять на полу на одной ноге, вторая согнута, поднята вверх, на колене мешочек с песком
15. Метание вдаль предметов разного веса (мячи, мешочки, шишки, прутики и др.) правой и левой рукой.
16. Стоять на скамейке, подниматься на носки и опускаться на всю стопу (4—5 раз).
16. Забрасывание мяча в баскетбольную корзину
17. Стоять на гимнастической скамейке на одной ноге (считать до 3—5), чередовать правую и левую ногу
18. Ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки с поддержкой
17. Бросание двумя руками набивного мяча (вес до 1 кг) груди и из-за головы
19. Кружиться парами, держась за руки (5—10 с)
Основные виды движения (ОВД) на прогулке
ПРЫЖКИ
1. Подскоки на месте на двух ногах: одна нога вперед, другая — назад; ноги скрестно — ноги врозь; подскоки с ноги на ногу, с поворотом кругом
2. Подскоки на месте с хлопками перед собой, над головой, за спиной; ставить руки в стороны, на пояс, к плечам
3. Прыжки по узкой дорожке на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 3—4 м.
4. Прыжки на двух ногах боком (правым и левым), прыжки вперед-назад
5. Прыжки попеременно на одной и другой ноге
6. Прыгать на одной ноге, продвигаясь вперед прямо, по кругу
7. Прыжки (бег прыжками) последовательно через 5—6 предметов высотой 15—20 см, толкаясь одной ногой
8. Прыжки в длину с места (60—80 см)
9. Прыжки последовательно из обруча в обруч
10. Прыжок на возвышение высотой 20 см с места, с нескольких шагов.
11. Прыжок в глубину с высоты 30 см в обозначенное место.
12. Боковой галоп.
13. Прыжки через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся) на двух ногах, с ноги на ногу, стоя к ней лицом и боком.
14. Прыжки через качающуюся скакалку с небольшого разбега.
15. Прыжки через вращающуюся скакалку.
16. Прыгать через короткую скакалку на двух ногах, на одной ноге, с продвижением вперед.
17. Прыжок в высоту с разбега (высота 20—40 см).
18. Прыжок в длину с разбега (на расстояние не менее 100 см).
Другая двигательная деятельность на прогулке
Босохождение+ массажные дорожки на прогулке
- Ребристая поверхность раздражает хеморецепторы, вызывая расширение «игру», периферических сосудов стоп. Рефлекторно усиливается теплообразование, увеличивается прилив крови к нижним конечностям и стопам, длительное время сохраняется тепло. Механические действия возникают в результате раздражения биологических точек на подошве. Способствовали профилактике ОРВИ, ОРЗ и гриппа.
Пальчиковая гимнастика
- Развитие памяти, моторики рук, умение ориентироваться в пространстве, развитие речи и чувства ритма.
- Развивает речь ребёнка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного народного творчества
Полоскание рта и горла
Цель: Формировать представления детей о зубах их ролью в организме человека. Продолжать знакомить с правилами личной гигиены, способами ухода за зубами (чистка зубов, полоскание полости рта после еды,.
Полоскания условно делятся на:
- гигиенические;
- лечебно-профилактические.
Для полоскания горла (профилактика ангины, ОРВИ) можно использовать солевые растворы или отвар ромашки, календулы (но только с разрешения родителей!!!)
«Ленивая» гимнастика после сна
- Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Сохранить и укрепить здоровье детей.
- Гимнастика необходима для обеспечения детям плавного перехода от сна к бодрствованию, подготовке к активной деятельности. Проведение гимнастки желательно сопровождать плавной не громкой музыкой. Гимнастику начинают проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.
- Основные задачи, решаемые с помощью комплекса гимнастики после сна:
- устранить некоторые последствия сна (вялость, сонливость и др.);
- увеличить тонус нервной системы;
- усилить работу основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других);
Массажные дорожки
- Ребристая поверхность раздражает хеморецепторы, вызывая расширение «игру», периферических сосудов стоп. Рефлекторно усиливается теплообразование, увеличивается прилив крови к нижним конечностям и стопам, длительное время сохраняется тепло. Механические действия возникают в результате раздражения биологических точек на подошве. Способствовали профилактике ОРВИ, ОРЗ и гриппа.
По дорожке мы идём,
дружно вместе босиком.
Помассируем мы пятки,
будет все у нас в порядке!
«Ёжик» По сухой лесной дорожке – топ-топ-топ — топочут ножки. Ходит, бродит вдоль дорожек весь в иголках серый ёжик. Ищет ягодки, грибочки для сына и для дочки. «Медвежата» Медвежата в чаще жили головой они крутили, Вот так, вот так головой они крутили. Медвежата мед искали, дружно дерево качали, Вот так, вот так дружно дерево качали. Медвежата воду пили, друг за дружкою ходили, Вот так, вот так друг за другом все ходили. Медвежата танцевали, кверху лапы поднимали, Вот так, вот так кверху лапы поднимали.
Обширное умывание
- Настоящий метод используется нами в группах для детей в возрасте от 4 до 7 лет.
- Обтирание производится смоченной в воде рукавичкой, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать.
- После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легкими массирующими движениями, а массаж всегда делают от периферии к центру, в следующей последовательности:
-на счет "1" - растираем грудь круговыми движениями по часовой стрелке;
-на счет "2" - кисти рук обтираем до плеча снизу вверх;
-на "4" - одновременно обеими руками обтираем шею
в направлении от затылка к подбородку;
- на счет "5" - обтираем лицо и уши.
- По окончании влажного обтирания
тело ребенка растирается сухим полотенцем до легкого покраснения.
- В начале обучения данной закаливающей процедуре
детям помогают взрослые (воспитатель, помощник воспитателя, медсестра). Далее все этапы дети выполняют самостоятельно .
Двигательная деятельность во второй половине дня