СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Причастие как особая форма глагола.Работа с текстом.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать умение различать причастия и прилагательные; способствовать усвоению и обогащению синтаксического строя речи учащихся путем использования причастий

Просмотр содержимого документа
«Причастие как особая форма глагола.Работа с текстом.»

Фрагмент урока по русскому языку "Причастие как особая форма глагола»


Цель урока:

1.познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия:

2.формировать умение различать причастия и прилагательные; способствовать усвоению и обогащению синтаксического строя речи учащихся путем использования причастий.

3. Научить работать с текстом научного стиля,

Ход урока


I. План.

  1. Причастие как особая форма глагола.

  2. Признаки прилагательного у причастия.

  3. Признаки глагола у причастия.

  4. Использование причастий в речи.

II. Лекция с элементами беседы.

 Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу.(М. В. Ломоносов)

Заполнить таблицу «Причастие с указанием признаков прилагательного и глагола. Признаки глагола и прилагательного у причастия»

Оформление алгоритма.

- Какие признаки глагола и прилагательного не указаны нами в алгоритме?

5. Использование причастий в речи.

Сравнить предложения, определить роль причастий в речи

Мы встретили старика, который жил в избе, которая стояла на опушке леса.

За столом сидят ученики и читают книгу.

Мы встретили старика, который жил в избе, стоящей на опушке леса

За столом сидят ученики, читающие книгу.

Вывод: Употребление причастий позволяет избегать повтора слов, делает речь более яркой, выразительной.

III. Составить связный рассказ о причастии по следующему плану: что такое причастие, что общего у прилагательного и причастия, чем они отличаются, какова роль причастия в предложении.


IV. Работа с текстом. (распечатанный текст на партах обучающихся) Прочитать текст, определить его тип и стиль.

Горение разных видов топлива обычно сопровождается появлением пламени. Чтобы изучить строение пламени, воспользуемся парафиновой свечой. Парафин представляет собой смесь соединений углерода с водородом.

Зажжем свечу и рассмотрим пламя. В нем обнаруживаются три части: внутренняя темная часть, прилегающая к фитилю, вокруг нее светящийся конус и снаружи едва заметная оболочка. Сам фитиль не горит (обгорает лишь загнутый конец его). Он служит для подвода расплавленного парафина в зону горения.

Состав внешнего конуса пламени- это конечные продукты горения парафина: водяной пар и углекислый газ. Пары, поднимающиеся от плавящегося парафина , вследствие высокой температуры разлагаются и образуют мельчайшие частички угля, водород и летучие соединения углерода с водородом. От теплоты горения раскаляются частички угля, поэтому пламя светится. Во внешней части пламени частички угля сгорают, образуется углекислый газ. Здесь температура пламени еще более возрастает по сравнению со средней частью, но свечение исчезает.

- Какая наука изучает описанные выше явления?

-Можно ли отнести этот текст к научно-популярному стилю?

-Какое явление описывается в этом отрывке?

-Найдите тему текста и ключевые слова , для понимания того процесса, который описывается.

-Что он должен знать, чтобы понимать данный текст?

-Какие части речи преобладают в данном тексте? С чем это связано?

-Подчеркните все причастия. Помните, что причастие – это признак предмета по действию. Можем ли мы по данному описанию восстановить, что с предметом делали, или в результате какого действия этот признак приобрел?



-Давайте выпишем все причастия и посмотрим, как они помогают организовать мысль и изложить ее точно и компактно.

Действительные причастия настоящего времени.

Страдательные причастия прошедшего времени.

Прилегающая

Светящийся

Поднимающийся

Плавящегося

Загнутый

Расплавленного

Показывают признак по действию, которое длится и производится самим предметом.

Показывает признак по действию, которое совершали с предметом и завершили до момента речи.