Музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию.
Просмотр содержимого документа
«Предметно развивающая среда ДОУ, модуль "музыка"»
Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ
Музыкальный руководитель МБДОУ №23 «Гномик», г. Южно-Сахалинск
Музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию.
Созданная среда способствует пониманию детьми прекрасного, воспитанию у них художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему, развитию творческих способностей.
При создании музыкальных модулей в ДОУ учитывалось:
Целесообразность размещения модуля, доступность оборудования для детей, хранение.
Разнообразие оборудования.
Возрастные особенности детей.
Эстетическое оформление музыкального модуля и пособий, находящихся там.
Возможность переноса оборудования в другие места.
Классификация оборудования для музыкальных модулей:
Материал для творческих сюжетно-ролевых игр – мягкие игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т.п. (Бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами).
Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования:
С хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино, металлофон, флейта, и др.)
С фиксированной мелодией (шарманки, органчики).
С одним фиксированным звуком (дудки).
Шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.).
Музыкально-дидактические игры и пособия: нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного обозначения частей произведения и др. Эти пособия используются для развития сенсорных музыкальных способностей, знакомства с элементами нотной грамоты (чаще всего по пособию Н.А.Ветлугиной «Музыкальный букварь»).
Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио и видео кассеты, видеодиски).
Примерное наполнение музыкальных модулей по возрастным группам.
Перечень материалов для детей от 2,5 до 4 лет (1 и 2-я младшие группы)
Куклы-неваляшки;
Игрушки – инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;
Музыкально-дидактические игры: «Матрешка учит танцевать», «Где мои детки?», «Птицы и птенчики», «Угадай на чем играю» и др.;
Набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т.п.)
Атрибуты к музыкальным подвижным играм: «Догони нас, мишка», «Кошка и котята», «Паровоз», «Мячи» и т.д.;
Флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т.п. для детского танцевального творчества (по сезонам);
Магнитофон и набор программных аудиозаписей.
Перечень материалов для детей 4-5 лет (средней группы детского сада)
К музыкальному модулю для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше), а также дополнительно к этому:
Металлофон;
Шумовые инструменты для детского оркестра;
Музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «Наш оркестр», и др.;
Атрибуты к музыкальным подвижным играм: «Курочка и петушок», «Зайцы и медведь», и др.;
Ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т.п. (атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону);
Магнитофон и набор программных аудиозаписей.
Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшей группы детского сада)
Погремушки, бубны, барабаны. Треугольники и др.;
Музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);
Иллюстрации по теме «Времена года»;
Музыкальные игрушки-самоделки (шумовой оркестр);
Портреты композиторов;
Ширма: настольная и ширма по росту детей;
Магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.
Перечень материалов для детей 6-7 лет (подготовительной группы детского сада)
Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:
Музыкальные инструменты: маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.;
Портреты композиторов;
Иллюстрации по теме «Времена года»;
Альбомы «Мы рисуем песенку» с рисунками детей;
Графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;
Альбомы для рассматривания: «Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т.п.;
Набор самодельных инструментов для шумового оркестра;
Музыкально-дидактические игры: «Назови композитора музыки»;
Атрибуты к подвижным играм;
Разноцветные перчатки, султанчики, разноцветные ленточки;
Магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.