Практические занятия на модульной основе
по получению первичных производственных навыков
по теме: «Предремонтные испытания, проведение замеров узлов и деталей электрических двигателей, диагностика повреждений пускорегулирующей аппаратуры»
Преподаватель: Ксёнз Татьяна Дмитриевна
Наименование модуля: Техническое обслуживание и ремонт электрических машин и аппаратов различных типов и систем до 1кВ.
Задача модуля: После завершения изучения данного модуля обучающиеся будут уметь выполнять разборку и диагностику электрических машин и аппаратов различных типов и систем напряжением до 1кВ, а также производить мелкий ремонт отдельных узлов.
Руководство по модулю:
Предварительная оценка знаний.
1.Как классифицируются электрические машины?
2.Назвать способы охлаждения электрических машин.
3.Как обозначается тип асинхронного двигателя?
4.Чем отличаются двигатели с фазным ротором и короткозамкнутым?
5.Перечислить типовые работы при ремонте двигателя.
6.В каком порядке разбирают асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором?
7.Как подразделяются изоляционные материалы по классам нагревостойкости?
8.Какова технология сборки асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором?
9.Как подразделяются электрические аппараты по назначению?
10.Каким образом выполняется контактная система мощных автоматических выключателей?
11.Как и из чего изготавливаются плавкие вставки предохранителей?
12.Вчём заключается ремонт контакторов?
Вводная беседа:
-- Интегрирование в практические задания теории по теме: «Эксплуатация электрооборудования».
-- Демонстрация приёмов работы по разборке, диагностике, ремонту. Сборке и послеремонтных испытаниях электрических машин и аппаратов.
-- Самостоятельное изучение ПТЭ и ПТБ.
-- Выполнение практических заданий и упражнений по разборке, диагностике, сборке и послеремонтных испытаний электрических машин и аппаратов.
Алгоритм реализации модуля.
Занятие №1.Предремонтные электрические испытания и замеры узлов и деталей.
Цель: изучить методику предремонтных электрических испытаний и замеров узлов и деталей и научиться проводить это на практике.
Методы:
1.Просмотр электронной презентации по теме.
2.Работа в малых группах по предремонтным электрическим испытаниям и замерам узлов и деталей.
Содержание:
1.Составление ведомости предремонтных испытаний.
2.Подготовка двигателей и приспособлений для проведения работ.
3.Изучение ПТБ при проведении испытаний.
Занятие №2.Разборка и дефектация электрических машин.
Цель: Научиться выполнять разборку и дефектацию электрических машин.
Методы:
1.Просмотр видеоматериалов по разборке и дефектации электрических машин.
2.Работа в малых группах.
3.Изучение технической документации по электрическим машинам.
Содержание:
1.Изучение технических паспортов на двигатели, подлежащие разборке.
2.Повторение ПТЭ и ПТБ при ремонте электрических машин.
3.Изучение видов и назначения приборов, инструментов и приспособлений, необходимых при разборке электрических машин.
Занятие №3. Диагностика повреждений пускорегулирующей аппаратуры.
Цель: Научиться выполнять диагностику повреждений
Пускорегулирующей аппаратуры.
Методы:
1.Просмотр видеоматериалов по устройству и диагностике ПРА.
2.Работа в малых группах по выполнению диагностики повреждений ПРА.
3.Изучение видов и назначения приборов, инструментов и приспособлений, необходимых , при разборке и дефектации ПРА.
Домашнее задание: Повторить изученный теоретический материал по учебнику Н.А. Акимова «Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования» стр.169-172; 279-282
Оценка модуля.
Общая характеристика оценки модуля:
Для оценки компетенций обучающегося по модулю преподаватель собирает и документировано фиксирует доказательства по каждому действию и отдельным компетенциям модуля. Виды и способы оценки включают в себя: наблюдения, устный или письменный опрос, практические задания. Итоговая оценка носит комплексный характер.
По данному модулю преподаватель для оценки действия:
--Предремонтные электрические испытания и замеры узлов и деталей – требует заполнения ведомости основных технологических операций ремонта, задаёт пять устных вопросов и использует метод наблюдения за практической деятельностью обучающихся. Удовлетворительным считается результат: наличие заполненной ведомости, три правильных ответа на заданные вопросы и демонстрация обучающимся последовательности действий по предремонтным электрическим испытаниям и замерам узлов и деталей.
-- Разборка и дефектация электрических машин – задаётся три устных вопроса и проводятся наблюдения за практической деятельностью обучающихся при выполнении разборки и дефектации электрических машин, заполняется дефектационная ведомость для конкретного двигателя. Удовлетворительным считается результат при трёх правильных ответах и правильном выполнении разборки и дефектации электрической машины.
--Диагностика повреждений пускорегулирующей аппаратуры – преподаватель задаёт пять устных вопросов и использует метод наблюдения за деятельностью обучающихся при проведении диагностики повреждений пускорегулирующей аппаратуры. Удовлетворительным считается результат при трёх правильных ответах и двукратной демонстрации обучающимся последовательности действий при диагностики повреждений пускорегулирующей аппаратуры.
При выведении комплексной оценки по данному модулю учитывается соблюдение техники безопасности при проведении всех видов работ.
Контрольная ведомость обучающегося по модулю
Ф.И.О. обучающегося
Сценарий занятий
Модуль: Выполнять разборку и производить диагностику электрических машин и
аппаратов различных типов и систем напряжением до 1кВ.
Занятие №1.
Тема: «Предремонтные электрические испытания и замеры узлов и деталей»
Цель: Изучить методику предремонтных электрических испытаний и замеров узлов
и деталей.
Материалы: изучаемое электрооборудование, плакаты, раздаточный материал,
доска, цветные маркеры.
Содержание урока:
Преподаватель на доске расписывает план занятия, предлагает для просмотра видеофильм по данной теме с последующим обсуждением и ответами на вопросы, если они возникнут. Обучающиеся формируют три команды по 4 человека, командам раздаётся необходимый материал и предлагается задание по предремонтным электрическим испытаниям и замерам узлов и деталей. Команды обсуждают и составляют перечень испытаний и замеров, схемы испытаний и замеров, перечень приборов, необходимых при выполнении этих работ. По окончании преподаватель подводит итоги, отмечает успехи, обращает внимание на ошибки, допущенные в процессе работы.
Продолжительность занятия: 4 часа
Домашнее задание: оформить письменный отчёт о проделанной работе.
Занятие №2.
Тема: «Разборка и дефектация электрических машин»
Цель: Научиться выполнять разборку и дефектацию электрических двигателей
Методы реализации:
1.Демонстрация приёмов работы по разборке и дефектации электрических
двигателей с использованием различных инструментов, приспособлений и
приборов.
2.Просмотр видеоматериалов по данной теме с дальнейшим обсуждением.
3.Работа в малых группах по выполнению разборки и дефектации электрического
двигателя с использованием необходимых инструментов, приспособлений и
приборов.
Материалы: Электрические двигатели, приспособления, инструмент, приборы,
методический материал, видеофильм.
Содержание урока:
Обучающиеся формируют три команды по 4 человека в каждой. Командам
Предлагается задание: произвести разборку и дефектацию конкретного
электрического двигателя. После завершения работы представитель команды
докладывает о результатах проведённой работы.
Продолжительность занятия: 4 часа.
Домашнее задание: оформить письменный отчёт.
Занятие №3.
Тема: «Диагностика повреждений пускорегулирующей аппаратуры»
Цель: Научиться выполнять диагностику повреждений пускорегулирующей
аппаратуры.
Методы:
1.Демонстрация приёмов по диагностике повреждений пускорегулирующей
аппаратуры.
2.Самостоятельное повторение ранее изученного теоретического материала.
3.Работы в малых группах по диагностике повреждений пускорегулирующей
Аппаратуры с последующим обсуждением.
Материалы: различные пускорегулирующие аппараты, технические паспорта на
пускорегулирующие аппараты, приборы, для проведения диагностики.
Содержание урока:
Обучающиеся формируют четыре команды по три человека в каждой. Им
предлагается практическое задание по диагностике повреждений конкретных
аппаратов. Для выполнения задания команды повторяют теоретический материал по
теме: «Виды и причины повреждений пускорегулирующей аппаратуры». После
выполнения задания составляется письменный отчёт о результатах проведённой
диагностики повреждений пускорегулирующей аппаратуры.
Представители команд передают свой отчёт соседним группам для анализа. Затем
проводится обсуждение и вносятся дополнения, если таковые появятся.
Продолжительность занятия: 4 часа.
Домашнее задание: оформить письменный отчёт.