Проект "Широкая Масленица…."
«Ничто не скрепляет народ, как традиции. Именно на них опирается культуросообразность. Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ и тем выше его национальная гордость и человеческое достоинство».
Г.Н. Волков
Данный проект рассчитан на полноценное погружение детей, родителей и сотрудников ДОУ в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели. При разработке проекта были учтены требования ФГОС. Данный проект построен на интеграции всех образовательных областей программы. В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми, тесному сотрудничеству с родителями.
Актуальность реализации проекта
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными с точки зрения государственной политики в области образования. Возрождение России, поддержание международного статуса связано сегодня не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием высоконравственной личности гражданина нашего Отечества, развитием его духовности, личностным принятием исторически сложившейся морали и нравственности.
В настоящее время актуальным стало социально – личностное развитие дошкольников, развитие нравственных ценностей, забота об эмоциональном благополучии детей.
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Русская народная культура оказывает огромное влияние на формирование духовного мира ребенка, развитие его интеллекта, эмоций, творческих способностей.
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица» и непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представление о нем, дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника.
Цель проекта: Формировать представление о народных традициях у детей дошкольного возраста путем погружения в атмосферу праздника Масленица, приобщать детей к традициям и обычаям русского народа, способствовать общему развитию детей и формированию национальной культуры детей и взрослых через воспитание любви и развитие интереса к настоящему и прошлому родной страны, родного края.
Задачи проекта:
дидактические:
формировать представление детей и их родителей о традиционной русской культуре, знакомить с историей и традициями русского народа на примере праздника Масленица;
познакомить с русским народным фольклором, связанным с празднованием Масленицы (песни, заклички, частушки, сказки, игры)
познакомить с традиционным русским укладом, традиционной национальной одеждой, изделиями народного промысла.
познакомить с блюдами традиционной русской кухни, историей появления блинов.
развивающие:
способствовать развитию интереса к истории родной страны, обычаям и традициям в жизни людей, к обрядовым русским праздникам;
развивать поисковую деятельность, творческую активность;
развивать интерес к русскому народному фольклору и желание принимать активное участие в проведении тематических развлечений, досугов, НОД;
развивать коммуникативные навыки, формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом,
формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей;
активизировать творческий потенциал родителей, привлечь их к активному сотрудничеству с ДОУ.
воспитывающие:
воспитывать нравственно-патриотические качества, основанные на знании русских традиций, гордость за свой народ;
воспитывать уважение к прошлому и культурно-историческим ценностям русского народа, желание сохранить и приумножить богатства своего народа;
воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать в игре-действии.
воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, толерантность к особенностям национальной культуры каждого ребенка;
ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к своей национальной культуре в семье, на воспитание у детей уважения и интереса к культурно-историческим ценностям родной страны и к культурным особенностям других наций.
Новизна проекта: Ежегодное проведение развлечения, посвященного празднику Масленица, стало в нашем детском саду уже хорошей и веселой традицией. Данный же проект рассчитан на полноценное погружение детей, родителей и сотрудников ДОУ в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели. Не одномоментное, а более долгосрочное соприкосновение с древнерусскими традициями способствует формированию более глубоких и эмоционально насыщенных представлений детей и их родителей о традиционной русской культуре, способствует более занимательному и продуктивному знакомству с историей и традициями русского народа. И, что немаловажно, данный проект способствует укреплению взаимопонимания и толерантности в жизненной среде нашего ДОУ, собравшего под свое теплое крыло деток разных национальностей. При разработке проекта были учтены требования ФГОС. Данный проект построен на интеграции всех образовательных областей программы. В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми.
Тип проекта:
по количеству детей – групповой;
по доминирующему методу – игровой, творческий;
по образовательным областям – интегрированный (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие)
по продолжительности – краткосрочный (12.02.2018 – 18.02.2018)
Обеспечение проекта:
Научно-методическое: подбор необходимой научно-методической литературы, изучение интернет-ресурсов, составление сценариев развлечений, конспектов НОД, консультаций для родителей, составление плана организации и проведения проекта, подбор аудиозаписи народных песен и мелодий, подбор библиотеки с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами художественной литературы русского народа, составление картотеки народных игр.
Материально-техническое: аудиосистема, теле- и видео-оборудование, ИКТ;
Наглядно-дидактическое: произведения декоративно – прикладного искусства и предметы народного быта с различными видами росписей, фотографии, репродукции картин и иллюстрации, мультимедийные презентации, мультфильмы;
Предметно-пространственная развивающая среда: актовый зал с соответствующей ППРС (музыкальный уголок, физкультурный уголок, ППРС для театрализованной деятельности), мини-музей «Русская изба», «Уголки ряженья» в групповых комнатах, соответствующее тематическое оформление книжных уголков, изо-уголков, уголков национальной культуры, родительских уголков, оформление территории ДОУ.
Формы организации
1. Беседа, общение.
2. Игры: дидактические, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные.
3. Моделирование.
4. Развлечение.
5. Слушание и разучивание фольклорных произведений.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап:
определение цели и задач проекта;
подбор и изучение материала, пособий, литературы по теме;
определение основных направлений работы над проектом;
составление плана основного этапа проектирования;
подбор и изготовление наглядно-дидактического материала;
создание предметно-пространственной развивающей среды, связанной с тематикой проекта.
составление сценариев развлечений, конспектов НОД, консультаций для родителей;
подбор аудиозаписи народных песен и мелодий, нотного материала;
подбор библиотеки с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами художественной литературы русского народа.
информирование родителей о предстоящем мероприятии;
индивидуальные консультации родителей по участию в ходе реализации проекта и заключительном праздничном мероприятии.
2. Основной этап.
Пояснительная записка:
Основной этап проекта должен быть реализован в ходе самой Масленичной недели.
МАСЛЕНИЧНАЯ НЕДЕЛЯ (12.02.2018 – 18.02.2018)
День недели | Содержание работы | Работа с детьми | Работа с родителями |
Понедельник 12.02.18 «ВСТРЕЧА!» | Познакомить детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. | - беседа «Что за праздник Масленица?» - презентация «История Масленицы» - поговорки про масленицу - заучивание стихотворения «Масленица» - загадки о зиме и весне | Создание папки передвижки на тему «Широкая Масленица» |
Вторник 13.02.18. «ЗАИГРЫШ!» | Продолжать знакомить детей с русским народным календарным празднеством Масленицей, посвящённым концу зимы. Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен. | - музыкальный мультфильм «Масленица!» - видеоклип «Русская Масленица» - разучивание подвижных игр - разучивание хороводных игр - разучивание масленичных закличек. | ) |
Среда 14.02.18 «ЛАКОМКА!» | Формировать представления о быте русского народа, воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа. | - презентация «Русская изба» - презентация «Народные промыслы России» | Организация чаепития |
Четверг 15.02.18 «РАЗГУЛЯЙ!» | Познакомить с историей русского костюма; обогащать лексику словами, обозначающими названия одежды и головных уборов Воспитание уважительного отношения к народным традициям. | Развлечение | Изготовление СОЛШЫШЕК |
Пятница 16.02.18 «ТЕЩИНЫ ВЕЧЕРКИ» «Мы гостей встречаем, вкусно угощаем!» | Создать радостную атмосферу праздника. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Воспитание уважительного отношения к народным традициям. | «Традиционная русская кухня» | Мастер-класс по изготовлению куклы МАСЛЕНИЦЫ |
3. Завершающий этап:
Оформление материалов проекта;
Составление картотеки народных игр;
Составление сборника стихов, закличек, песен, сказок, посвященных Масленице;
Составление «Блинной Книги ДОУ» по семейным рецептам, предоставленным родителями и сотрудниками ДОУ;
Подготовка презентации проекта.
Планируемые результаты проекта
Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для успешной социализации ребенка и формирования устойчивого интереса к народной культуре, ее материальным и духовным ценностям.
Приобщение детей к традиции проведения народного праздника Масленица даст им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
Повышение познавательного интереса к родной истории.
Дети знают и с удовольствием поют народные песни, частушки, узнают народные мелодии, рассказывают потешки, сказки.
Дети умеют играть в подвижные народные игры, с удовольствием участвуют в тематических развлечениях, НОД, используют полученные знания в самостоятельной и совместной деятельности.
Дети имеют представление о народном быте, традиционной одежде, народной кухне.
Дети и родители с удовольствием согласны дальше работать в данном направлении.
Практическая значимость
Данный проект доступен к реализации и может использоваться в работе с детьми педагогами ДОУ, родителями. Также могут быть использованы в педагогической практике и отдельные составляющие данного проекта (подвижные игры, дыхательные упражнения, пальчиковые игры, презентации и другие материалы).
Перспективы дальнейшего развития проекта
Планируется использовать данный проект как основу для ежегодного проведения Масленичной недели, а также как образец для создания подобных проектов, основанных на изучении истории традиций и обрядов как нашей страны, так и нашего родного края (с учетом национально-регионального компонента и национального состава детского коллектива ДОУ).
6