СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы подготовки к ВПР в 11 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

«ВПР – это новая форма оценочных процедур в области иностранного языка, но она концептуально близка к ЕГЭ. Различие состоит в том, что ЕГЭ – многоуровневый экзамен, охватывает 3 уровня общеевропейских компетенций владения иностранным языком (от А2+ до В2) и выполняет функцию вступительного экзамена в высшие учебные заведения, а ВПР предназначена для итоговой оценки учебной подготовки выпускников, изучавших школьный курс иностранного языка (английский язык) на базовом уровне».

     Вербицкая М.В. (доктор филологических наук, профессор,

      ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ФИПИ», руководитель

      Федеральной комиссии по разработке КИМ для ГИА по иностранным

      языкам).

 

Просмотр содержимого документа
«Приемы подготовки к ВПР в 11 классе»

Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей естественных наук»









Обобщение педагогического опыта по теме:

« Приемы подготовки к ВПР в 11 классе.
Задание 19 (чтение текста) »

































Питиримова Т.В.,

учитель английского языка,

высшая квалификационная категория



Киров

2019



Содержание

1.Устная часть ВПР как новый вид оценочных работ.

2. Требования к уровню подготовки выпускников к устной части.

3. Анализ задания 19 устной части ВПР на примере обучающихся.

  • критерии оценивания

  • анализ ошибок

  • рекомендации для обучающихся

4.Особенности и приемы обучения смысловому чтению.

5.Вывод.

6.Литература.





















Как известно в основе ВПР по английскому языку лежат компетентностный и деятельностный подходы, они подразумевают конкретные умения во всех четырех видах речевой деятельности. Большое внимание уделено, естественно, языковым знаниям и навыкам. Поскольку в поле зрения данной работы лежит опыт проведения устной части ВПР по английскому языку, в этой статье проанализированы и рассмотрены основные особенности и приемы подготовки к заданию 19.

Актуальность данной темы в том, что ВПР является совершенно новым видом оценочных работ и идейно связана с ЕГЭ, а также выполняет функцию итоговой оценки подготовки обучающихся иностранному языку на базовом уровне, поэтому нужно уделять особое внимание такого вида работам. Существующие требования к уровню подготовки выпускников нацеливают современного учителя на обучение осмысленному и грамотному чтению текста.

Требования к уровню подготовки выпускников к устной части итоговой аттестации ориентируют педагогов на обучение осмысленному чтению. Речь идет, прежде всего, об обучении чтению при помощи определенной системы упражнений, которые помогут обучающимся снять волнение и напряжение при выполнении заданий по чтению во время ВПР и ЕГЭ, помогут избежать типичных ошибок и создадут эффективные условия для применения коммуникативных навыков и умений в чтении.

Рассмотрев задание 19 устной части ВПР и задание 1 устной части ЕГЭ можно заметить, что они полностью совпадают.

Задание19 ВПР (устная часть)

Imagine that you are preparing a project with your friend. You have found some interesting material for the presentation and you want to read this text to your friend. You have 2 minutes to read the text silently, then be ready to read it out loud. You will not have more than 2 minutes to read it.

Задание1 ЕГЭ (устная часть)

Imagine that you are preparing a project with your friend. You have found some interesting material for the presentation and you want to read this text to your friend. You have 1.5 minutes to read the text silently, then be ready to read it out loud. You will not have more than 1.5 minutes to read it.

Есть разница во времени. ВПР предполагает 2 минуты на подготовку, в то время как на ЕГЭ на это отводится только 1,5 минуты. Существуют и разные подходы к критериям оценивания этого задания, но, несмотря на эти различия, стратегии, приемы и рекомендации по подготовке учащихся к выполнению этого задания будут практически одинаковыми. Следует подробнее рассмотретькритерии оценивания задания 19 в ВПР - чтение текста вслух. Подходы к оцениванию чтения текста вслух в устной части в ВПР представлены иначе, чем в ЕГЭ и рассматриваются в разрезе друг от друга: задание 19, как отмечают авторы, оценивается иначе, чем это же задание на ЕГЭ.

Критерии оценивания выполнения заданий устной части ЕГЭ задание 1 (Чтение текста вслух) – максимум 1 балл


1

0

Фонетическая сторона речи


Речь воспринимается легко: необоснованные паузы отсутствуют; фразовое ударение и интонационные контуры, произношение слов – без нарушений нормы: допускается не более пяти фонетических ошибок, в том числе одна-две ошибки, искажающие смысл

Речь воспринимается с трудом из-за большого количества неестественных пауз, запинок, неверной расстановки ударений и ошибок в произношении слов, ИЛИ сделано более пяти фонетических ошибок, ИЛИ сделано три и более фонетические ошибки, искажающие смысл



Критерии оценивания выполнения задания 19 (Чтение текста вслух) – максимум 3 балла


2

1

0

Интонация


Речь воспринимается легко: необоснованные паузы отсутствуют; фразовое ударение и интонационные контуры без нарушений нормы

Речь воспринимается с трудом из-за большого количества неестественных пауз, запинок, неверной расстановки фразового ударения

Произношение слов (в порядке следования в тексте)

spider, eight, continent, create,

prey, harmless,

bite, popular, antivirus, decorations


Все слова из приведенного списка произнесены без фонематических ошибок с правильным ударением

Не менее 5 слов из приведенного списка произнесены без фонематических ошибок с правильным ударением

Менее 5 слов из приведенного списка произнесены без фонематических ошибок с правильным ударением


  • за чтение в ВПР ставится 3 балла, когда как в ЕГЭ это 1 балл;

  • это не «холистическое оценивание», как подчеркивает М.В.Вербицкая (т.е. единое и целостное). В ВПР правильность чтения отдельных слов и интонационные навыки рассматриваются отдельно;

  • в критериях оценивания произношения также обозначены 10 слов, по которым во многом определяется полученный балл, при условии, что эти слова прочитаны правильно. Точнее-2 балла, если все 10 слов произнесены правильно – 1 балл, если не менее 5 слов произнесены правильно – 0 баллов, если менее 5 слов произнесены правильно;

  • интонация учащегося оценивается по шкале 1 балл – 0 баллов.

В приложении 1 представлены два варианта ВПР 2018-2019 года, которые проводились на базе лицея и ответы (чтение текста) обучающихся. По существующим критериям обучающийся к 11 классу должен уметь:

  1. Соблюдать фразовое ударение.

  2. Выделять голосом ударные слова (существительные, прилагательные, наречия, числительные, смысловые глаголы, вопросительные и указательные местоимения). Не выделять голосом неударные слова (вспомогательные глаголы, модальные глаголы, глагол to be, предлоги, частицы, союзы, артикли, личные и притяжательные местоимения)

  3. Помнить, что в неударных словах гласные звуки редуцируются.

  4. Правильно расставить паузы, т.е. разделить текст на смысловые группы (отрезки) и прочитать их с правильной интонацией.

  5. Владеть логическим ударением, т.е. выделять голосом одно из слов предложения для усиления его смысловой нагрузки.

  6. Владеть восходящим тоном для оформления незаконченной смысловой группы.

  7. Правильно интонационно оформлять каждое предложение в соответствии с его коммуникативным типом.

  8. Соблюдать средний темп чтения - 1.5 минуты, чтобы прочитать текст из 150-170 слов.

Анализ ответовобучающихся (приложение 1) предложенных вариантов заданий показал, что к типичным ошибкам можно отнести следующие ошибки:

  • неправильное прочтение слов antivirus, sources оказалось весьма распространенной ошибкой

  • вставка звуков или артиклей, которых нет в тексте

  • неправильное произношение звуков [θ], [ð], [ŋ], [h]

  • неумение делить простые и сложные предложения на смысловые группы

  • вставка звуков или артиклей, которых нет в тексте

  • неправильное интонирование финальных и нефинальных смысловых групп и разных типов коммуникативных предложений

  • неумение интонировать смысловые группы с перечислением

  • неправильное произношение межзубного звука [ð] (также иногда в слове however вместо звука [v] произносится звук [ð])

Несомненно, фактор тревожности и волнения существует у обучающихся перед проведением, как ВПР, так и ЕГЭ. Задачей учителя является снять тревожность, нацелить обучающихся на успешный ответ. Среди упомянутых выше ошибок, можно выделить следующие ошибки:

  • запинки

  • неправильное деление предложений на синтагмы (смысловые группы)

  • незаконченные предложения

  • перечитывание отдельных слов

  • неровный темп чтения

  • замена слов (practically-particularly)

Типичными ошибками обучающихся, на которые нужно обратить внимание при подготовке к ВПР, являются:

  1. Неправильное чтение предложений с перечислением (должно быть с восходящей интонацией).

  2. Неправильная интонация утвердительных предложений (должна быть с нисходящим тоном).

  3. Неправильная постановка логического ударения (оно должно падать на слова, несущие основной смысл в предложении – скорее всего, это существительное или глагол).

  4. Неправильное произношение звуков, типичных для английского языка, подмена их произношения на русские звуки: [θ], [ð], [w], [h], [ŋ], [ɜ:].

  5. Отсутствие «связующего r» (linking r) – то есть, озвучивание конечной r/re в позиции перед гласной, если с гласной начинается следующее слово (например, where is…, there are…).

  6. Ошибки на правила чтения и исключения из правил.

  7. Оглушение конечных звонких согласных.

  8. Неправильная постановка ударения в многосложных словах.

Проанализировав конкретные ответы всех обучающихся, нужно сделать вывод, что обучение осмысленному чтению текста должно являться систематической и планомерной работой каждого учителя, начиная с раннего этапа обучения. Для этого должна быть создана четкая система упражнений над чтением для овладения стратегиями выполнения заданий по чтению формата ВПР и ЕГЭ, а также конкретные рекомендации и практические советы обучающимся. Автор считает нужным обратить внимание на следующие приемы при подготовке обучающихся, начиная с первых лет обучения.

  1. Выявлять вовремя типичные ошибки обучающихся.

  2. Практиковать на уроке чтение вслух и про себя.

  3. Практиковать чтение в парах с последующим анализом ошибок самими обучающимися, контрольное чтение текстов.

  4. Использовать не только имитационный подход (чтение за диктором и вместе с диктором, после диктора), но и сознательно-имитационный подход (понимание усвоение и применение правил чтения на практике).

  5. При отработке произношения звуков использовать оппозиции фонем, например [d–t], [i–i:], [θ– ð].

  6. При отработке звуков использовать рифмовки, песни, стихи.

  7. При отработке слитности речи и правильного деления на синтагмы (смысловые группы) при чтении пользоваться такими игровыми приемами, как «фонетическая лестница / снежный ком» и многими другими.

  8. Для облегчения восприятия интонации использовать движения рук, показывая нисходящий или восходящий тон при оформлении коммуникативных типов предложений.

  9. Регулярно контролировать фонетическое чтение (проводить контрольное чтение на уроках).

  10. Регулярно использовать различные тренажеры по чтению (и в среднем и старшем звене).

Нельзя забывать, что обучение фонетической стороне речи начинается с первого года обучения. Чаще всего используются такие упражнения, как:

  • упражнения на активное слушание и распознавание звуков

  • упражнения на воспроизведение по принципу аналогии хорошо прослеживается в учебниках линии English Favourite (английский язык, авторы Тер-Минасова С.Г., Узунова Л.М., Сухина Е.И., Собещанская Ю.О.)

  • упражнения на долготу и краткость гласных, от чего может зависеть значение слова (sheep – ship);

  • фонетическая зарядка не теряет своей актуальности и на среднем этапе обучения.

На старшем этапе обучения следует осознанно работать над фонетической стороной речи, активно используя следующие виды упражнений

  • упражнения на отработку правильного произношения фонем;

  • упражнения на отработку основных интонационных моделей, ритма и ударения в английской фразе (см. Приложение 3).

Такие упражнения можно практиковать на уроках и на дополнительных занятиях (кружках, факультативах и спецкурсах). Особенно удобно отрабатывать такие упражнения в диалогах. Они могут иметь интонационную разметку, которая так необходима для развития не только умений и навыков чтения текста вслух. Такие упражнения помогают также овладению устной речи.

Введение устной части в ВПР играет огромную роль и подтверждает курс на реальное овладение языком, это первая ступенька на пути к ЕГЭ. В связи с этим, роль учителя-наставника, несомненно, возрастает на современном этапе обучения. Необходимо отметить, что все обучающиеся лицея успешно справились с устной частью ВПР, в том числе с заданием 19 (Чтение текста), благодаря тому, что были созданы эффективные условия для применения обучающимися коммуникативных навыков и умений в чтении.



Литература

1.Вербицкая М.В. Всероссийская проверочная работа как шаг на пути к обязательному ЕГЭ по английскому языку». // Педагогические измерения. – 2018. – № 1. – С. 24-30 «ФИПИ», г. Москва

2. Демоверсия Всероссийской проверочной работы по английскому языку для 11 класса.-WWW.fipi.ru

3. Описание Всероссийской проверочной работы по английскому языку для 11 класса.-WWW.fipi.ru

4. Мишин А.В. "Английский язык. ЕГЭ. Устная часть. М.: издательство «Просвещение»,2019-36 с.

5. Учебно-методическое пособие по фонетике английского языка. / Сост. Т.В. Акимова. – М.:АСОУ, 2010. – 60 с.