Приемы, способствующие развитию мотивации у учащихся на различных этапах урока |
Этап урока | Название приема | Краткое описание приема (суть приема) |
Организационно-мотивационный этап | Фантастическая добавка Цель: способствовать активизации познавательной деятельности | Учащимся предлагается представить себя на место кого-либо или чего-либо, что дает возможность фантазировать, рассуждать. |
Притча Цель: развитие умения выстраивать диалог | Детям зачитывается притча. Учитель задает вопрос о связи притчи и темы урока. |
Отсроченная отгадка Цель: способствовать активизации познавательной деятельности | В начале урока учитель задает загадку или вопрос, а отгадку дает только в конце урока (или ее называют дети). Возможен такой вариант: загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие. |
Прогнозирование Цель: способствовать активизации познавательной деятельности | Детям предлагается сделать прогноз о теме предстоящего урока, исходя из записей на доске, иллюстраций и т.д. Главный вопрос: «Посмотрите и скажите, о чем пойдет речь на уроке?» |
Привлекательная цель Цель: способствовать активизации познавательной деятельности | Ученикам предлагается цель урока как игровая, нестандартная. Например: «Сегодня мы соберем фразу, которая поможет нам узнать тему урока» «Поможем сказочным героям выбраться из леса» и т.д. |
Фантазер Цель: способствовать активизации познавательной деятельности | Пофантазируйте на тему следующего урока и запишите 5 предложений. А на следующем уроке проверить, чьи предположения оправдались |
Актуализация знаний | Иду в гости Цель: развитие навыков сотрудничества | Работа строится в парах один из учеников хозяин (он задает вопросы), второй гость ( отвечает на вопросы) |
Постановка проблемы (выдвижение гипотез) | Кумир Цель: способствовать активизации познавательной деятельности | Выступить с предположением докладом вопросом от лица своего кумира, любимого персонажа и т.д. |
| Автор Цель: способствовать активизации познавательной деятельности | Детям предлагается стать на время автором учебника. Задача ученика рассказать предисловие к учебнику, объяснить важность изучения темы. |
| Пресс-конференция Цель: развитие умения выстраивать диалог | Дети задают вопросы учителю, как журналисты задают вопросы на пресс-конференции. Что еще им хотелось бы узнать об этой теме. |
| Аукцион Цель: способствовать активизации познавательной деятельности | Детям предлагается называть как можно больше слов, относящиеся к теме урока или конкретному заданию и т.д. |
Открытие знаний (Поиск решения) | Вопросы к тексту Цель: способствовать активизации познавательной деятельности | Детям предлагается придумать несколько вопросов к тексту и ответы к ним. Затем организуется работа в группах или фронтально по обмену вопросами. Может быть в виде соревнования |
| Оратор Цель: способствовать активизации познавательной деятельности | За 1 минуту ярко раскрыть суть темы, ее важность, провести мини-презентацию. |
| Повторялки Цель: способствовать активизации познавательной деятельности | Дети формулируют сами контрольные вопросы и отвечают на них в виде теста или по билетам. |
| Мордашки Цель: развитие умения выстраивать диалог | Для оценивания или выражения согласия с выступающими используются смайлы. |
Закрепление и обобщение | Лови волну Цель: способствовать активизации познавательной деятельности | Детям необходимо найти ошибки в задании или самим придумать такие задания для учителя или одноклассника |
| Волшебный клубок Цель: развитие навыков сотрудничества | Вопрос-ответ-продолжение рассуждений следующим учащимся (передается клубочек) |
Инструктаж Д.З. | Свои примеры Цель: способствовать активизации познавательной деятельности | Придумать свои задачи, предложения, схемы и т.д. |
| Обсуждаем задание Цель: развитие навыков сотрудничества | Вместе с ребятами ведется беседа по выбору номеров или формулировок задания |
| Задание массивом Цель: способствовать активизации познавательной деятельности | Детям выдается большой список заданий, и они сами выбирают из этого перечня, что им хотелось бы выполнить |
| Особое задание Цель: способствовать активизации познавательной деятельности | Индивидуальное задание ученикам (например, повышенной сложности или творческое) |
| Необычная обычность Цель: способствовать активизации познавательной деятельности | Задание выполняется как обычно по всем правилам, но отправляется, например, по электронной почте (или оформляется в виде викторины, на воздушных шарах в виде рецепта и т.д.) |
| Игровая цель Цель: способствовать активизации познавательной деятельности | Цель выполнения задания выиграть что-то, получить выигрышный балл для себя, группы, своего ряда и т.д. |
| Идеальное задание Цель: способствовать активизации познавательной деятельности | Дети сами придумывают себе домашнее задание или задание для выполнения на уроке |
Повторение | Волшебные бусы Цель: развитие умения выстраивать диалог | Опрос ведет учитель или ученик. Вопрос-ответ+вопрос-ответ+новый вопрос |
Универсальные приемы | Да-нетка Цель: развитие умения выстраивать диалог | Учащимся необходимо угадать тему, при чем, учитель или ученик может говорить только «да» или «нет», и так пока не угадают. |
| Удивляй Цель: способствовать активизации познавательной деятельности | На уроке могут быть использованы музыкальные инструменты, удивительные необычные факты, учитель может сам быть сказочным героем, рассказать удивительную историю и т.д. |
| Профи Цель: способствовать активизации познавательной деятельности | За 1 минуту написать слова-ассоциации, связанные с темой урока или изучаемым объектом и т.д. |
| Ты мне-я тебе Цель: развитие навыков сотрудничества | «Ты мне объяснишь первое задание я тебе второе, ты выполнишь что-то дополнительно я тебе даю бонус-баллы и т.д.» «Ты мне задаешь вопрос-я тебе". |
| Игры в случайность Цель: способствовать активизации познавательной деятельности | Задания на уроке выдаются в виде лотерейных билетов, записок в шариках, шляпе и т.д. |
| Бонус балл Цель: способствовать активизации познавательной деятельности | Учитель может ставить вместо привычных отметок 4, 5, например 5+ или 10 или 100 и т.д. |
| Рейтинг Цель: способствовать активизации познавательной деятельности | Учитель вводить некую рейтинговую шкалу, где дети каждый день могут отмечать баллы по шкале, (например, закрашивать кирпичики на своем домике), кто первый доберется до вершины. |
| Валюта Цель: способствовать активизации познавательной деятельности | Можно ввести условную валюту ( знайки, понимашки, академики). При определенном количестве накопленных валют можно обменять на отметки, призы и т.д. |
| Контракт Цель: способствовать активизации познавательной деятельности | Учитель с детьми заключает контракт, где прописаны все права и обязанности сторон. Правила поведения. Составляется совместно. |
| Похвальная тетрадь Цель: способствовать активизации познавательной деятельности | Учитель заводит тетрадь в которой каждый ученик имеет свою страничку. Каждый учитель записывает благодарность ребенку, который хорошо работал на уроке, кому-то помог и т.д. |
| Ассоциативный кроссворд Цель: способствовать активизации познавательной деятельности | Дети на уроке изучения нового материала, повторения, закрепления, проговаривают слова-ассоциации, из которых в конце урока получается кроссворд. |
| Кредит доверия Цель: способствовать активизации познавательной деятельности | Учитель освобождает от написания каких-то работ учеников и автоматически ставит им отметку. |