ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»
Из опыта работы
Методический семинар
Очный этап муниципального конкурса «Учитель года-2015»
Разработала:
учитель технологии
МБОУ «Кузнечихинская СОШ»
Спасского муниципального района
Республики Татарстан
Каштанова Надежда Васильевна
2015
Компетенция
От латинского «competo»
- добиваюсь, соответствую, подхожу
- знания, опыт в той или иной области
Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ В ЦЕЛОМ
- готовность ученика использовать усвоенные знания, умения и навыки в жизни;
- способность к осуществлению практических деятельностей
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА
ЗНАНИЯ
НАВЫКИ
УМЕНИЯ
ТРЁХУРОВНЕВАЯ ИЕРАРХИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Соответствует разделению содержания образования:
Общее метапредметное содержание (для всех предметов),
Межпредметное содержание (для цикла предметов или образовательных областей)
Предметное содержание (для каждого учебного предмета)
О бщепредметные компетенции
П редметные компетенции
К лючевые
компетенции -
Общекультурные компетенции
Учебно-познавательные компетенции
Ценностно-смысловые компетенции
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
Социально-трудовые компетенции
Информационные компетенции
Компетенции личностного самосовершенствования
Коммуникативные компетенции
Отличие технологического образования от трудового обучения
1. На примере доступных для изучения базовых технологий преобразования:
- материалов,
- энергии,
- информации
ученики должны овладеть организацией практической деятельности во всей проектно-технологической цепочке - от идеи до ее реализации в модели, изделии, продукте труда.
2. Знания, умения, навыки, которые ученик получил в процессе обучения в идеальных условиях, часто оказываются несопоставимыми с реальными производственными и жизненными ситуациями.
Эта особенность выдвигает специфические требования к содержанию обучения технологии:
- формировать гибкие, мобильные знания;
- умение применять их в нетипичных ситуациях.
Характеристика компетенции
Формирование компетенции
Поведение в обществе :
учителем
- умение общаться со сверстниками и взрослыми,
- поведение в обществе – соблюдение этикета,
- умение работать самостоятельно,
- индивидуальная работа, формирование бригад, групп с распределением обязанностей и ответственностью за определённый «фронт» работ, самоконтроль,
- устные ответы,
- защита проектов, сообщений.
Работа по формированию навыков на теоретических и практических занятиях.
Общее руководство.
Коммуникативная компетенция
Характеристика компетенции
Формирование компетенции
Применение на практике и в жизни ЗУНов:
учителем
- умение рассчитывать семейный бюджет, распределять обязанности в быту,
- определять потребности,
- навыки при приготовлении пищи,
- основы конструирования и пошива,
- ремонтные работы в быту,
- рукоделие,
- уход за домом.
На теоретических занятиях – умение рассчитывать семейный бюджет, правила и последовательность приготовления пищи.
Обучение основам конструирования, моделирования и элементам пошива .
Контроль и помощь во время практических занятий.
Профориентационная работа.
Социально-трудовая компетенция
Характеристика компетенции
Формирование компетенции учителем
Умение осуществлять индивидуальную и поисковую деятельность при работе над проектом:
- выбирать тему,
- учитывать актуальность
Помощь при выборе темы проекта и при его создании
планируемого проекта,
- исследовательская деятельность.
Ценностно-смысловая компетенция
Характеристика компетенции
Формирование компетенции учителем
Самостоятельная подготовка сообщений, проектов с использованием различных источников информации:
- книг,
- учебников,
- справочников,
- энциклопедий,
- каталогов,
- Интернета
Выработка навыков работы с источниками информации
Владение навыками
использования
информационных устройств:
- компьютера,
- принтера,
- модема,
- копира.
Информационная компетенция
Культуроведческая компетенция
Характеристика компетенции
Формирование компетенции учителем
Знакомство с культурой и традициями:
- своего народа,
- народов, населяющих регион,
- других стран и народов.
Использование национально-регионального компонента в преподавании.
Природоведческая компетенция
Характеристика компетенции
Формирование компетенции учителем
Экологическая составляющая деятельности человека:
- организация трудовой деятельности в соответствии с Концепций общего экологического образования в интересах устойчивого развития;
- формирование потребительской культуры.
Формирование понятия ограниченности ресурсов.
Вторичное использование ресурсов.
Учебно-познавательная компетенция
Характеристика компетенции
Формирование компетенции учителем
Межпредметная связь:
- география, биология – в материаловедении (знакомство с различными видами волокон и их происхождением);
- черчение, математика – при расчётах и построении чертежей;
- русский язык, литература – оформление сообщений и творческих проектов;
- ИЗО – при выполнении эскизов изделий.
Инструктаж по построению чертежей конструкций, ознакомление с видами волокон, тканей.
Использование демонстрационного материла
Здоровье-сберегающая компетенция
Характеристика компетенции
Формирование компетенции учителем
- Знать и применять правила личной гигиены,
- уметь заботиться о собственном здоровье,
- личной безопасности,
- ухаживать за ребёнком,
- владеть способами
оказания первой
Инструктаж по технике безопасности и санитарной гигиене, обучение методам оказания первой медицинской помощи
медицинской помощи.
Комплексное содержание технологического образования
Следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом ЗУН и способов деятельности, составляющих содержание определённых компетенций.
Проектируемое на такой основе образование сможет обеспечивать как предметное , так и целостное компетентностное образование.
Образовательные компетенции ученика будут играть большую многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся и в школе, и в семье, и в кругу друзей, и в будущих профессиональных отношениях.
Комплексное содержание технологического образования
Сетевой проект – лоскутное панно дружбы, посвящённое Спасскому району. Приняли участие 6 школ, работу выполняли
53 человека. Панно планируется передать в БГИАМЗ.
Комплексное содержание технологического образования
Востребованность нашей работы на районном и республиканском уровнях: участие в благотворительных ярмарках, культурных мероприятиях
Личный пример и взаимодействие с социальными институтами
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы»;
Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития, 2010 г.;
Стандарт основного общего образования по технологии, 2004 г.;
Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 12 декабря. http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm.
http://festival.1september.ru/articles/505471/
http://www.easilyeducation.ru/eidets-18-4.html
«Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того,
что знаешь»
Адольф Дистервег
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!